Большая часть портретов кисти русского художника Василия Андреевича Тропинина находится в Третьяковской галерее. Известнейшие среди них: «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка», «Девушка с горшком роз», портрет сына (1818 г.), портрет К. П. Брюллова. Широко растиражирована картина «Золотошвейка» (оригинал находится в Художественном музее Республики Коми) и портрет А. С. Пушкина в халате (Всероссийский музей Пушкина). Но существует единственное место, где представлены карандашные наброски великого художника, эскизы картин, выполненные углем и акварелью. «Лабораторию» мастера можно увидеть только в музее Тропинина в Москве.
Музей художника В. А. Тропинина находится в типичном для своего времени купеческом доме с мезонином по адресу Щетининский пер. (бывший Екатерининский), корпус 10. Место выбрано не случайно. Во времена проживания в доме купца Петухова здесь бывали художник Борисов-Мусатов, композитор Скрябин, участники кружка «Замоскворечье» и люди из «Общества содействия Третьяковской галерее». Хотя нет никаких сведений о пребывании Василия Андреевича Тропинина в доме Петуховых, зато именно здесь долгие годы хранились портреты кисти великого мастера, на какое-то время забытые, но все-таки дошедшие до современного зрителя.
Дом Петуховых является образчиком классической архитектуры начала XIX века. Дом восстановлен после пожара 1812 года и сохранил свой облик на протяжении последующих двух столетий. До 2001 г. в нем функционировала аутентичная канализация из керамических труб. Изношенную систему заменили лишь недавно. Вплоть до 2011 года рассматривался вопрос о переносе экспозиции в одно из трех сохранившихся «тропининских» зданий. Основным вариантом был флигель на Волхонке, в котором проживал Тропинин (сейчас там находится часть экспозиции Ильи Глазунова). Именно там был написан знаменитый портрет Пушкина. Но картины было решено оставить на прежнем месте. Аргументом в пользу такого решения стала камерность прежнего интерьера, присущая купеческим домам XIX в., а также особые заслуги в деле сохранения культурного наследия всех владельцев дома с мезонином на Щетининке.
Первый владелец – профессор Плехановского института Н. Г. Петухов, увлеченный этнограф, коллекционер живописи и предметов декоративно-прикладного искусства, обрел ученика и последователя в лице Ф. Е. Вишневского. Впоследствии Петухов завещал Вишневскому и коллекцию, и дом. С 1917 по 1971 год собрание живописи и её хранитель – Ф. Е. Вишневский ютились в трех комнатах. Остальные комнаты переделали под квартиры. Но, несмотря на тесноту, Ф. Е. Вишневский продолжал собирать, выкупать и реставрировать старинные холсты, мебель, утварь.
Отец Феликса Евгеньевича Вишневского имел архитектурное образование, что позволило ему наладить производство литья из серебра и бронзы. В дом Вишневских попадали артефакты, требующие реставрации. Восстановлением таких вещей занимался Феликс Вишневский, хотя специального художественного образования он не имел. Увлеченный старинными технологиями Феликс стал страстным коллекционером и посвятил коллекционированию всю свою жизнь. Ф. Е. Вишневский вспоминал, как после революции обходил свалки, собирал рамы, холсты, комоды. Что-то продавалось, что-то приобреталось в антикварных лавках. Отверженное новым временем нашло пристанище в Щетининском переулке. В итоге было восстановлено 800 холстов живописи. Часть спасенного: акварели, рисунки, холсты – всего 250 экспонатов – стала фондом открытого в 1969 году «Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени».
Название музея упростилось, но по своей сути экспозиция осталось прежней. Со стен 4-х выставочных залов, будто сквозь время, смотрят купцы и офицеры, государственные деятели и знатные дамы. Тропинин, став свободным от крепостнической зависимости только в 47 лет, одним из первых среди русских художников начал писать портреты крестьян и ремесленников.
«Переписал всю Москву!» – так говорили о Тропинине современники.