Когда речь заходит о пиратах, корсарах, флибустьерах все сразу представляют южные моря, пальмы, чёрные флаги с черепами и широкополые шляпы с перьями. Однако такое явление, как пиратство, фактически, грабёж на воде, существовало во всех морях, по которым ходили торговые корабли. Тахограф им был, конечно, не знаком, но различные приспособления помогали ориентироваться по звёздам и солнцу, определять пути следования и расположение портов. От пиратских кораблей также страдали приморские поселения, колонии европейских держав и их форты в южных краях. В России подобные проблемы были далеко не самыми актуальными. И, тем не менее, нашим предкам приходилось сталкиваться с морскими разбойниками и даже иметь с ними непосредственное дело.
Датский пират на службе у Ивана Грозного
Иван Грозный с 1558 воевал с Ливонским рыцарским орденом именно за выход к морю. В итоге, русским удалось захватить прибалтийский город Нарву, который вскоре развился в огромный город-порт. А там, где есть большие деньги и хорошие товары, всегда будут и те, кто захочет их присвоить себе. Шведские и польские пираты совершали удачные набеги на русские торговые караваны. Иван Васильевич решил клин выбивать клином. Он приказал создать флотилию каперов. Фактически, дал разрешение конкретным людям грабить чужие корабли и вступать в схватки с пиратами. Это было разумно и достаточно действенно. От желающих стать морским волком под покровительством русского царя отбоя не было.
Первым при дворе предложил свои услуги заядлый авантюрист и мореход датчанин Карстен Роде. Ему выдали охранную грамоту и присвоили звание морского атамана. Людям, служившим под началом Роде, разрешалось укрываться в русских и датских портах, торговать с их гражданами и получать всякое содействие. В ответ царский капер обязан был отдавать в московскую казну весь товар каждого третьего схваченного корабля.
Начинали каперы Роде с одного корабля, но быстро пополнили свою команду шестнадцатью суднами, захваченными у неприятелей. Вскоре датчанин стал полноправным хозяином Финского залива, чья армия регулярно пополнялась пушкарями Московского приказа и поморами из Архангельска. Установка тахографа в те времена не проводилась, зато в орудиях и припасах проблем не было.
В 1570-м г. русским пришлось оставить Нарву под натиском Ливонского ордена. Так каперы оказались оторванными от своего покровителя. Правда, Роде это ничуть не смутило. Он продолжает своё пиратство уже с абсолютно развязанными руками, грабит и датские корабли. В итоге, осенью 1570-го г. Роде был схвачен и заточён в темнице замка Галль, а после доставлен в Копенгаген, где его следы затерялись. |