Форма входа
 
Приветствуем тебя, корсар Юнга!

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Логин:
Пароль:


Купить игры
 



Чат
 
500


Статистика
 
Пользователи, посетившие сайт за текущий день:
DPK, korsar799, ВИТар, Jigan4ik, nkbaka, LogArtS, Andrey__3010, dednick, Badgert, Одинокий_Странник, MarisaBel, vermut, werter707, Bendiiiiik
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Все о пиратах » Известные пираты » Дампир, Уильям (Пират)
Дампир, Уильям
Black_BartyДата: Среда, 13.01.2010, 16:25 | Сообщение # 1
Капитан I ранга
Группа: Капитан
Сообщений: 1617
Награды: 108
Репутация: 549
Статус: В открытом море

Дампир, Уильям (William Dampier) (1651-1715) - английский буканир и корсар, которого его биографы часто называют «пиратом-ученым». Он совершил три кругосветных плавания, написал несколько книг и был членом лондонского Королевского общества (британская Академия наук).

Он родился в деревне Ист-Кокер (Сомерсетшир) в 1651 году в семье мелкого арендатора Джорджа Дампира и был крещен 5 сентября того же года. Отец умер, когда Уильяму было семь лет (по другим данным — в 1662 году). Еще через семь лет он потерял мать. У Дампиров было четверо сыновей, но о братьях Уильяма, кроме старшего — Джорджа, ничего не известно. Местный сквайр, полковник У. Хиляр, отправил юного Уильяма в школу соседнего городка, где он научился письму, латыни и арифметике. Случай помог Дампиру устроиться в обучение к шкиперу торгового судна, на борту которого он совершил первое плавание из Веймута во Францию, «удовлетворяя свою рано возникшую страсть видеть мир». Затем он занимался рыболовным промыслом в водах Ньюфаундленда и принял участие в торговой экспедиции в Ост-Индию, где посетил Бантам (остров Ява). На родину Дампир вернулся в 1672 году, за несколько месяцев до начала англо-голландской войны (1672-1674).

Завербовавшись в королевский флот, он попал на флагманский корабль «Ройял Принс» адмирала сэра Эдварда Спрэгга и, по некоторым данным, участвовал в Схоневельдском и Тексельском сражениях. В последнем (21 августа 1673 года) союзный англо-французский флот был разбит голландским адмиралом де Рюйтером, адмирал Спрэгг утонул, а Дампиру посчастливилось спастись — он попал в госпиталь и после лечения вернулся в Ист-Кокер, к старшему брату. Но однообразие фермерских будней тяготило молодого искателя приключений. Поэтому, когда полковник Хиляр, унаследовавший от умершего брата сахарную плантацию на Ямайке, предложил Дампиру отправиться туда в качестве торгового агента, он охотно согласился.

В июне 1674 года Дампир высадился на Ямайке. Однако жизнь его на плантации не сложилась. Всеми делами заведовал управляющий Уильям Уэйли, отказавшийся признать какие-либо права за Дампиром. Через несколько месяцев тот ушел от Уэйли, нанявшись на торговое судно. Последнее совершало каботажные рейсы, доставляя грузы с плантаций в Порт-Ройял. За полгода службы на этом судне Дампир хорошо изучил особенности навигации в Карибском море. В апреле 1675 года Дампир присоединился к ватаге заготовителей кампешевого дерева и отправился вместе с новыми друзьями на побережье Юкатана. Они обосновались в районе лагуны Терминос, в Уан-Буш-Кей, где обитали симарроны — беглые рабы с испанских плантаций, а также буканьеры и пираты с Ямайки и Тортуги.

Здесь, на берегах Мексиканского залива, Дампир провел три года. Свои впечатления и наблюдения он записывал в дневник. Из записок Дампира можно узнать много интересного о климате, флоре и фауне тех мест, о нравах и образе жизни симарронов и лесорубов, вместе с последними он участвовал во многих экспедициях, в том числе в пиратском рейде против испанцев. В июле 1676 года ураган уничтожил посевы англичан, и в поисках пропитания они вынуждены были прочесать все побережье от острова Трист (совр. остров Кармен) до Рио-Альварадо. Заходя в устье рек, англичане совершали нападения на деревни, забивали скот, охотились на ламантинов и черепах.

Затем был совершен набег на город Альварадо. На двух барках, в каждой по 30 человек, флибустьеры пересекли устье реки и в течение пяти часов осаждали бастион на вершине холма, чтобы пробиться к городу. Вечером защитники бастиона капитулировали, но к тому времени горожане успели вывезти на лодках все ценности. На следующий день пираты забрали из города всю провизию: маис, соленую рыбу и мясо убитых быков и домашней птицы, а также занялись погрузкой на суда кампешевого дерева. Утром третьего дня в устье реки появилась испанская сторожевая флотилия «армада де Барловенто» в составе 7 кораблей, прибывших из Веракруса. Пока испанцы маневрировали против течения и стреляли в пиратов из мушкетов, Дампир и его товарищи провели свои барки через отмель и, выйдя в открытое море, пошли на север, к острову Трист.

Некоторое время Дампир продолжал заготавливать кампешевое дерево в районе лагуны Терминос, потом вернулся на Ямайку, а оттуда в Лондон в августе 1678 года. Купив участок земли, он женился на девушке по имени Юдифь, которая приходилась родственницей герцогу Графтону. Через несколько месяцев он расстался с женой и, по-видимому, больше никогда ее не видел. Детей у них не было.

В 1679 году Дампир снова отправился на Ямайку. Он собирался подзаработать денег и купить небольшое имение в Дорсетшире. На Ямайке знакомый Дампира, некий мистер Хобби, предложил ему идти на судне «Лойял мёчент» к Москитовому Берегу, чтобы там заняться покупкой кампешевого дерева. По пути они зашли в ямайскую гавань Порт-Морант, где стояла на якоре флотилия пиратских судов под командованием капитанов Джона Коксона, Бартоломью Шарпа, Корнелиса Эссекса, Роберта Эллисона и Томаса Мэготта (или Маккета). Коксон был «адмиралом» этой флотилии. Флибустьеры собирались идти к Панамскому перешейку, чтобы ограбить город Пуэрто-Бельо, хотя формально ямайским властям было заявлено, что они пойдут в Гондурасский залив на заготовку кампешевого дерева. Когда команда «Лойял мёчента» узнала о планах пиратов, то «все люди Хобби бросили его и перешли к ним», да и сам Дампир, проведя в раздумьях несколько дней, «склонился к мысли, что будет лучше всего отправиться вместе с ними».

В начале 1680 года Дампир участвовал в нападении пиратов на Пуэрто-Бельо, затем пересек Панамский перешеек и до весны 1681 года разбойничал в Тихом океане у берегов Панамы и Перу с различными пиратскими капитанами.

17 апреля 1681 года Дампир и 43 его товарища, включая двух индейцев и 5 негров, покинули капитана Шарпа. Избрав своим новым предводителем Джона Кука — «разумного, очень интеллигентного человека, бывшего в течении нескольких лет приватиром», — они отправились от берегов Перу на север, к Панамскому перешейку, имея одну большую лодку и два каноэ. С этого момента Дампир начал делать регулярные записи в своем дневнике, который позже лег в основу его книги «Новое путешествие вокруг света» (1697).

Высадившись на панамском побережье, пираты уничтожили свои лодки и двинулись по компасу через тропические джунгли. «Я достал толстый ствол бамбука, залепил его с обеих сторон воском, чтобы вода не проникла внутрь. Так я сохранил мой журнал и другие записи, хотя мне часто приходилось перебираться вплавь», — вспоминал Дампир. Переход через перешеек занял 23 дня. Выбравшись на Карибское побережье в районе Санд-Кей, пираты 24 мая 1681 года обнаружили в бухте французское пиратское судно под командованием капитана Тристана. Присоединившись к французам, Дампир в течение трех месяцев бесцельно крейсировал вместе с ними у панамского побережья. Здесь же болтались суда капитанов Коксона (10 пушек, 100 человек), Пейна (10 пушек, 100 человек), Райта (4 пушки, 40 человек), Уильямса (данных нет), Янки (4 пушки, 60 человек), Аршамбо (8 пушек, 40 человек), Токарда (6 пушек, 70 человек) и Роза.

Сначала Дампир плавал на судне Тристана, затем с Аршамбо, но вскоре ему «надоело жить с французами», и он перебрался на корабль капитана Райта. Последний крейсировал у берегов Центральной и Южной Америки, однако добычу взял скудную, и в районе Каракаса Дампир с 20 другими флибустьерами решил уйти от него. На небольшом судне они отправились в Северную Америку, в Виргинию, где Дампир около года проработал на табачной плантации.

В апреле 1683 года в Чесапикский залив прибыл пиратский корабль «Ривендж» («Месть»), которым командовал его старый приятель Джон Кук. Избавившись от призовых товаров и двух трофейных судов, Кук переоснастил свой 18-пушечный корабль, завербовал в команду еще около двадцати человек, в том числе Дампира, и решил идти за добычей в тропические широты. «23 августа 1683 года,— записал Дампир в своем дневнике, — мы отплыли из Виргинии под командованием капитана Кука, направляясь в Южные моря». Недалеко от побережья Виргинии пираты встретили голландское судно, с которого забрали шесть бочек вина и провизию, а также двух моряков, добровольно присоединившихся к их ватаге. Совершив трансатлантический переход, они посетили острова Зеленого Мыса, где достали свежее продовольствие и пресную воду. В Прае, что на острове Сантьягу, «Ривендж» был обстрелян голландским кораблем и, не ввязываясь в бой, ушел к берегам Африки. В начале ноября в водах Сьерра-Леоне они обнаружили 40-пушечный датский фрегат и, совершив обманный маневр, неожиданно взяли его на абордаж. Пересев на новый корабль, пираты назвали его «Услада холостяка», а свой старый парусник сожгли (по другой версии, продали работорговцам в обмен на 60 негритянок).

В середине ноября они ушли из африканских вод, направляясь к Магелланову проливу, и 28 января 1684 года достигли «островов Себалда де Веерта» (совр. Фолклендские острова). Сильный ветер с запада помешал пиратам войти в Магелланов пролив, и они вынуждены были идти в Тихий океан вокруг мыса Горн. В чилийских водах Кук встретил пиратский корабль «Николас», которым командовал капитан Джон Итон. Оба судна объединились и взяли курс на острова Хуан-Фернандес, которых достигли 22 марта. Здесь флибустьеры обнаружили краснокожего робинзона — индейца Уиля, которого Дампир знал по совместному плаванию с капитанами Джоном Уотлингом и Бартоломью Шарпом. Уиль прожил на острове Мас-а-Тьерра в полном одиночестве около трех лет.

«У него было ружьё и нож, маленький рожок с порохом и несколько пуль,— писал Дампир.— Когда у него кончились пули и порох, он приспособился ножом отрезать от ружейного ствола куски железа, из которых делал рыболовные крючки, иглы, ножи, нагревая железо сначала на огне, который он добывал, ударяя ружейным кремнем по куску ствола своего ружья, а потом закаляя его, научившись делать это у англичан… У него был небольшой дом или хижина на расстоянии полумили от берега моря, которую он сделал из козьих шкур. Постелью ему служила куча хвороста высотою в два фута. Одежды на нем не было… он увидел наш корабль за день до того, как мы встали на якорь, и был уверен, что мы англичане, и поэтому утром убил трех коз, чтобы угостить нас, когда мы сойдем на берег. Затем он пришёл на берег, чтобы поздравить нас с благополучным прибытием».

После двухдневного отдыха, пополнив запасы дров и провизии, пираты на двух судах отправились к побережью Южной Америки. 3 мая они захватили испанское судно, груженное строевым лесом, а 9 мая стали на якорь у островов Лобос. Спустя неделю флибустьеры заметили в море три испанских судна. Подняв паруса, они догнали и захватили их. В трюмах трофейных судов нашли муку и 7 или 8 тонн мармелада из айвы. С этой добычей пираты пошли к остовам Галапагос, куда и прибыли 31 мая. Построив хранилища, они укрыли в них 5000 мешков призовой муки и солидный запас мармелада, запаслись провизией и 12 июня отправились в крейсерство к берегам Новой Испании.

В начале июля, в день, когда они увидели побережье Центральной Америки, умер Джон Кук. На вакантное место капитана «Услады холостяка» был избран квартирмейстер Эдвард Дэвис. До марта 1686 года Дампир плавал под командованием капитанов Дэвиса и Чарлза Свана в водах Чили, Перу, Панамы и Новой Испании, затем вместе со Сваном пересек Тихий океан, посетил остров Гуам и Филиппины.

На остров Минданао часть команды ушла от Свана на «Сигните» («Лебеденке»), избрав новым капитаном Джона Рида. Обогнув Минданао с юга, пираты пошли на север, к Маниле, грабя встречные каботажные суда. Недалеко от Манилы они захватили несколько испанских судов, один из которых имел груз риса. От Филиппин «Сигнит» отправился крейсировать в Сиамский залив, а оттуда на север, к Кантону. У Дампира зрела мысль сбежать от пиратов, так как его «достаточно утомила эта сумасшедшая команда», однако удачный случай все не представлялся. «Сигнит» достиг Тайваня, затем повернул на юг и снова вышел к Филиппинам. В октябре 1687 года пираты кренговали свой корабль и узнали от туземцев, что капитан Сван еще жив. Продолжая крейсерство, «Сигнит» посетил Сулавеси и Тимор, а в конце декабря взял курс на побережье Новой Голландии (Австралии). 5 января 1688 года англичане высадились на бесплодном австралийском берегу в районе современного залива Дампир и архипелага Буканиров, к западу от города Дарвина. Дампир первым из англичан описал аборигенов Австралии: «Жители этой страны самые жалкие люди на свете. Готтентоны Мономотапы хотя и безобразные люди, но по сравнению с этими выглядят просто джентльменами».

12 марта пираты снялись с якоря и пошли к западному побережью Суматры. Дампира вновь охватило желание уйти с «Сигнита», где царили деспотическая власть капитана Рида и беспробудное пьянство команды. 7 апреля корабль достиг Суматры, а в начале мая — Никобарских островов. Здесь Рид разрешил Дампиру, матросу Холлу и нескольким малайцам покинуть «Сигнит» и остаться на суше. Раздобыв у туземцев каноэ, Дампир и его спутники отправились в Аче-салтанат на севере Суматры. В открытом море их едва не погубил шторм. «Тяжелые размышления о прошедшей жизни пронеслись в моей душе, и я с ужасом омерзения оглянулся на свои прошлые поступки, от которых и раньше испытывал стыд», — писал Дампир в своем дневнике. В Аче экс-флибустьер познакомился с капитаном Уэлдоном, который предложил ему совершить торговый рейс в Тонкин. Вернувшись из поездки в марте 1689 года, Дампир предпринял рискованное путешествие в Малакку, куда доставил контрабандный груз опиума, затем торговал в Мадрасе (Индия), а, вернувшись, устроился бомбардиром в Бенкулу — английской фактории на западном побережье Суматры. В январе 1691 года он сбежал оттуда, прихватив свои бумаги и мальчика-раба по имени Джоли. На судне капитана Хита он пересек Индийский океан, обогнул мыс Доброй Надежды и 16 сентября того же года прибыл в Англию. Так закончилось его первое кругосветное путешествие. Никаких сведений о жизни Дампира в следующие пять лет не сохранилось.

В феврале 1697 года вышла книга Дампира «Новое путешествие вокруг света», принесшая ему широкую известность. Впоследствии она многократно переиздавалась не только на английском, но и на других европейских языках. Ее рукописный вариант хранится сейчас в Британском музее. То, что Дампир посвятил свою книгу президенту Королевского общества, положительно сказалось на его дальнейшей карьере. Летом 1697 года он получил должность в таможне и был приглашен консультантом в Совет по торговле и плантациям. В июле того же года Дампир и его старый корабельный товарищ хирург Лайонел Уофер участвовали в заседании Совета, рассматривавшего проект основания шотландской колонии в Дарьене (восточная часть Панамского перешейка). Члены Совета просили экс-буканиров составить описание тех мест и высказать свое мнение о возможности их колонизации подданными британской короны. В сентябре 1698 года Дампир привлекался Советом в качестве эксперта по вопросу борьбы с пиратством в бассейне Индийского океана, в частности, в районе Мадагаскара. Его популярность возросла до такой степени, что он стал желанным гостем в домах многих высокопоставленных людей. В доме известного писателя и публициста Джона Ивлина Дампир обедал в обществе секретаря Британского адмиралтейства Сэмюэла Пипса. «Теперь он опять собирается в плавание при поддержке короля, который снарядил корабль водоизмещением 290 тонн,— писал Ивлин.— Он производит впечатление более скромного человека, чем можно было бы вообразить, учитывая среду, к которой он принадлежал. Он принёс карту направлений ветров Южных морей, составленную по его наблюдениям, и уверял нас, что подобные карты, до сих пор существовавшие, все были неправильными в части, относящейся к Тихому океану».

Упомянутый Ивлином корабль назывался «Роубак»; он имел водоизмещение 292 тонны, 12 пушек и 50 человек команды. Капитан Дампир должен был отправиться на нем в научно-исследовательскую экспедицию к берегам Новой Голландии (Австралии) и Новой Гвинеи. 4 января 1699 года он снялся с якоря и взял курс на Канарские острова. В открытом море Дампир вдруг обнаружил, что у него плохой штурман, а корабельный плотник ничего не смыслит в своем деле. Джордж Фишер, первый помощник капитана, открыто выражал недовольство судьбой, пославшей ему в начальники бывшего пирата. Во время плавания от берегов Западной Африки к побережью Бразилии между Дампиром и Фишером вспыхнула ссора. Лейтенант обозвал капитана «старым негодяем» и «старым пиратским псом». В ответ Дампир набросился на своего помощника с тростью, загнал его на полубак и там запер в каюте. Три недели Фишер провел в кандалах, а когда «Роубак» достиг Бразилии, Дампир попросил португальского губернатора поместить «бунтовщика» в местную тюрьму.

В Баии (совр. Сальвадор) англичане отдохнули, пополнили запасы воды и продовольствия, после чего корабль пошел мимо мыса Доброй Надежды в Индийский океан. 1 августа 1699 года «Роубак» появился у австралийских берегов в районе Дирк-Хартогс-Пойнт. Дампир произвел съемку берегового участка от 25° до 20° 40′ ю.ш. на протяжении более 800 км. На параллели 20° 32′ ю.ш. он открыл прибрежную группу островов — архипелаг Дампира. Двигаясь от берегов Австралии на север, «Роубак» зашел на остров Тимор, откуда проследовал к западному побережью Новой Гвинеи. 4 февраля 1700 года англичане увидели остров Вайгео (он отделен от Новой Гвинеи проливом, который ныне носит имя Дампира). Двигаясь в восточном направлении, корабль 25 февраля достиг гористого острова, названного в честь святого Матфея (совр. Муссау). Немного далее был открыт остров, названный Бурным.

Дампир предполагал, что он находится у северного побережья Новой Гвинеи, однако в действительности это был остров Новая Ирландия. Матросы хотели высадиться на берег, но не успели еще спустить шлюпку, как корабль окружили десятки пирог с двумя или тремя сотнями дикарей. Не желая связываться с туземцами, Дампир велел сниматься с якоря. Между тем на борт «Роубака» посыпался град камней. Англичане в насмешку назвали это место заливом Фрондеров. Двигаясь вдоль берега на юг, Дампир открыл пролив Сент-Джордж-Чаннел, который он ошибочно принял за залив. Пролив отделяет остров Новая Ирландия от острова Новая Британия, но Дампир этого не знал и дал им общее название Новая Британия. Открыв также пролив между Новой Британией и Новой Гвинеей, который носит его имя, Дампир отказался от намерения исследовать восточное побережье Австралии и поплыл назад, повторяя старый маршрут.

Он заходил на Серам, Сулавеси и Борнео, а 23 июня бросил якорь на рейде Батавии (совр. Джакарта). В этой голландской колонии англичане оставались до 17 октября. Отремонтировав и почистив корпус корабля, Дампир пустился в обратный путь через Индийский океан. Когда «Роубак» обогнул мыс Доброй Надежды и вышел в Атлантический океан, его прогнивший корпус стал пропускать воду как решето. В феврале 1701 года близ острова Вознесения корабль начал тонуть, и Дампир вынужден был посадить его на прибрежную мель. На Вознесении моряки с погибшего «Роубака» провели конец февраля и весь март, питаясь мясом черепах, коз и мелкой дичи. Лишь 2 апреля их случайно обнаружила английская флотилия в составе ост-индского торгового корабля и трех военных фрегатов.

В августе того же года капитан Дампир вернулся в Англию, где его ожидали заслуженная слава исследователя неведомых земель, экземпляр его второй книги «Путешествия и впечатления», изданной в 1699 году, и вызов в адмиралтейский суд по обвинению, выдвинутому против него лейтенантом Фишером. Суд в составе 4 адмиралов и 33 капитанов состоялся 8 июня 1702 года на борту линейного корабля «Ройял Соверен» в Спитхеде. Председательствовал знаменитый адмирал сэр Джордж Рук. Суд признал Дампира виновным в жестоком обращении со своим первым помощником и выразил мнение, что «упомянутый капитан Дампир не тот человек, который может быть использован как командир какого-либо корабля флота Ее величества».

Уволенный с королевской службы, Дампир должен был также уплатить штраф в размере трех годовых зарплат. Этот приговор, однако, не нанес большого вреда его репутации. Весной 1703 года новый лорд-адмирал Англии принц Джордж, муж королевы Анны, представил Дампира Ее величеству в связи с выходом первой части его новой, третьей по счету, книги «Путешествие в Новую Голландию», а в номере «Лондон гэзэт» от 16 апреля того же года сообщалось: «Незадолго до того, как отправиться в новое плавание к берегам Вест-Индии, Уильям Дампир был удостоен чести приложиться к руке Ее Величества». Речь шла о каперской экспедиции в Тихий океан с целью захвата «манильского галеона», но чтобы ввести в заблуждение испанских шпионов, организаторы вояжа пустили слух о том, что их интересует карибский регион.

30 апреля 1703 года Дампир вышел в море на 26-пушечном корабле «Сент Джордж» (200 тонн, 120 человек команды), снаряженным бристольскими купцами. Добыча должна была делиться следующим образом: ⅔ шли владельцам судна и пайщикам предприятия, 1/3 — команде. В Кинсейле (Ирландия) к экспедиции присоединился ещё один приватирский корабль галера-фрегат «Синк портс» (90 тонн, 16 пушек, 64 человека команды), капитаном которого был Чарлз Пикеринг. В сентябре оба судна снялись с якорей и пошли на юг, к берегам Западной Африки. Они достигли островов Зеленого Мыса, затем пересекли Атлантику и посетили побережье Бразилии.

Неожиданно умер капитан Пикеринг и его место занял Томас Стрэдлинг; заместителем последнего выбрали шотландца Александра Селкирка. Обогнув мыс Горн, корабли взяли курс на острова Хуан-Фернандес, куда прибыли в феврале 1704 года. Три недели команды отдыхали, потом, пополнив запасы воды и продовольствия, отправились на охоту за испанскими и французскими судами. Крейсируя у берегов Южной Америки, англичане захватили несколько испанских призов, но добыча оказалась мизерной. Тогда на Галапагосах Дампир объявил своим людям, что намерен совершить набег на «богатый город» Санта-Марию, расположенный во внутренних районах Панамского перешейка. Прибыв в Панамский залив, Дампир и Стрэдлинг с отрядом из 102 человек двинулись на лодках к Санта-Марии, однако поход не оправдал возлагавшихся на него надежд. Захватив какую-то индийскую деревню, англичане узнали, что губернатор Панамы успел выслать в Санта-Марию подкрепление около 400 солдат. И когда приватиры приблизились к цели, испанцы атаковали их из засады, заставив ретироваться к побережью. Вернувшись на корабли, англичане заметили большой испанский корабль, ставший на якорь недалеко от них. Этот приз был взят без особых хлопот. На его борту обнаружили муку, сахар, бренди, льняные и шерстяные ткани и немного ценной утвари. После этого Дампир и Стрэдлинг разошлись в разные стороны. Последний пошел на юг, к островам Хуан-Фернандес, где пополнил запасы провизии и оставил на берегу своего квартирмейстера Александра Селкирка. История его жизни на необитаемом острове позже легла в основу романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».

Дампир некоторое время пробавлялся мелким грабежом в водах Панамы и Коста-Рики; в августе 1704 года он взял на абордаж 10-тонный барк, названный им «Дракон». Командиром приза был назначен Джон Клиппертон. Пока Дампир занимался ремонтом «Сент Джорджа», Клиппертон сумел захватить 40-тонный испанский корабль. В сентябре, прихватив с собой каперское свидетельство, часть военного снаряжения и почти половину провизии, он покинул Дампира.

В конце октября «Сент Джордж» начал крейсировать в районе Акапулько, поджидая «манильский галеон». Галеон был замечен на горизонте 6 декабря, однако все попытки взять его на абордаж успеха не имели. Провал самой многообещающей операции, ради которой они явились в Южное море, привел к конфликту капитана с большей частью команды. Недовольные ходом экспедиции требовали немедленного возвращения в Англию. 6 января 1705 года Дампир дал согласие на разделение экипажа: на «Дракон» пересели 35 моряков, на «Сент Джордже» осталось 27 человек. Отремонтировав свой парусник, Дампир предпринял удачный набег на остров Пуна, расположенный в заливе Гуаякиль. Разграбив находившиеся там асьенды, приватиры вскоре захватили испанскую бригантину, на которой решили продолжить плавание. «Сент Джордж» был брошен в Панамском заливе, а трофейная бригантина, переименованная в «Уиндикейшн» («Оправдание»), взяла курс на Индонезию.

В Батавии (совр. Джакарта) голландские власти арестовали Дампира и заключили его в тюрьму, но он сумел доказать, что не является пиратом.

В конце 1707 года он вернулся в Англию, завершив тем самым второе кругосветное путешествие. В 1708—1710 годах Дампир участвовал в качестве штурмана в корсарской кругосветной экспедиции капитана Вудса Роджерса. Из захваченной добычи на его долю пришлось 1500 фунтов стерлингов. Поселившись на Колмен-стрит в Лондоне, Дампир прожил еще три года после возвращения из кругосветного плавания. Ухаживала за ним его кузина Грейс Мерсер. Ей и своему сводному брату Джорджу он завещал все свое имущество.

Умер Уильям Дампир в марте 1715 года, оставив после себя долги на 2 тысячи фунтов стерлингов. Место его захоронения неизвестно.

Спустя сто с лишним лет после выхода в свет первой книги Дампира английский историк тихоокеанских открытий адмирал Барни так оценил ее:

«Нелегко назвать имя мореплавателя и путешественника, который дал бы миру более полные сведения, которому в такой мере были бы обязаны негоцианты и моряки и который подобного рода сведения изложил бы в столь ясной манере и столь четким стилем».

В 1956 году английским автором сводного труда по истории мореплавания было отмечено, что приложенная к книге Дампира карта ветровой циркуляции явилась основополагающей для всех последующих карт такого характера и что в схемы Дампира внесены были впоследствии лишь небольшие уточнения. Дампир привел интересные данные о величинах магнитного склонения в различных пунктах Мирового океана, о солености морских вод, о связи между господствующими течениями и ветрами. Английские ученые не без основания считают Дампира и его современника Эдмонда Галлея отцами океанографии.


Aquila non captat muscas
Черная_БородаДата: Суббота, 15.01.2011, 20:33 | Сообщение # 2
Мичман
Группа: Корсар
Сообщений: 159
Награды: 9
Репутация: 18
Статус: В открытом море
умер он круто оставив за собой такой долг все-таки 2000 фунтвов-стерлингов не мало тысяч 80000руб.

Legendary.
КовальскиДата: Четверг, 24.03.2011, 02:04 | Сообщение # 3
Капитан I ранга
Группа: Корсар
Сообщений: 500
Награды: 20
Репутация: 49
Статус: В открытом море
Добавлю
Родился 5 сентября 1651 года в Ист-Кокер (графство Сомерсет, Англия) в крестьянской семье. В семье было 4 сына, но о них практически ничего не известно. Его отец, Джордж, был мелким арендатором и умер, когда сыну было всего 7 лет. Ещё через 7 лет умирает и мать Дампира. Заботу о судьбе юного Уильяма берёт на себя местный помещик, бывший полковник Хеляр, он и посылает его учиться в школу соседнего городка. В 16 лет Дампир поступает юнгой на торговый корабль и совершает своё первое путешествие — во Францию. Затем некоторое время он занимался рыболовным промыслом в водах Ньюфаундленда, но из-за погодных условий не смог там долго работать и в дальнейшем плавал только в тропических водах. Затем Дампир плавал на Яву и возвратился оттуда в 1672 г., за несколько месяцев до начала третьей войны с Голландией.

Книги Дампира
Новое путешествие вокруг света, (1697)
Путешествия и описания, (1699)
Дополнение к Путешествию вокруг света
Путешествие в Кампече
Рассуждение о ветрах
Путешествие в Новую Голландию, (Часть 1 1703, Часть 2 1709)

В то время, пока Уильям находился в плавании, Фишер завел большое уголовное дело против него. В Лондоне Дампир был отдан под суд за жестокое обращение с матросами и гибель экспедиционного судна. Однако приговор суда оказался довольно мягким: ему не разрешалось в дальнейшем служить на кораблях флота Её Величества королевы Анны.

Но вскоре началась война за испанское наследство, и Дампир достал себе каперское свидетельство, снарядил два корабля «Сент-Джордж» и «Синг Порт» и в 1703 году отправился в Тихий океан на пиратский промысел. На острове Хуан-Фернандес Дампир высадил парусного мастера Александра Селкирка. История пребывания Селкирка на необитаемом острове легла в основу знаменитой книги Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Возвратившись из пиратской экспедиции в Тихий океан, Уильям Дампир выпустил в 1707 году книгу о плавании на «Робаке», которую назвал «Путешествие в Новую Голландию».

В 1708—1711 годы в качестве главного штурмана полувоенной-полупиратской экспедиции Роджера Вудса Дампир снова совершил кругосветное путешествие, в ходе которого забрал Селкирка с острова Хуан-Фернандес.

После возвращение из третьего кругосветного путешествия Уильям Дампир прожил ещё три года. Остаток жизни он провел в уединении, за ним ухаживала его двоюродная сестра Грейс Мейсер. Умер Дампир в марте 1715 года. Сестре и своему старшему брату Джорджу он завещал земельный участок, но помимо этого оставил ещё и долгов на 2,000 фунтов. Место захоронения Уильяма Дампира не известно.

Источник_____http://ru.wikipedia.org/wiki/Дампир,_Уильям


Мир квадратный, за углом пересечемся
SVAROGДата: Четверг, 05.02.2015, 04:51 | Сообщение # 4
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2120
Награды: 41
Репутация: 569
Статус: В открытом море
Дампир, Уильям (William Dampier) (1651-1715) - английский буканир и корсар, которого его биографы часто называют «пиратом-ученым». Он совершил три кругосветных плавания, написал несколько книг и был членом лондонского Королевского общества (британская Академия наук).

Он родился в деревне Ист-Кокер (Сомерсетшир) в 1651 году в семье мелкого арендатора Джорджа Дампира и был крещен 5 сентября того же года. Отец умер, когда Уильяму было семь лет (по другим данным — в 1662 году). Еще через семь лет он потерял мать. У Дампиров было четверо сыновей, но о братьях Уильяма, кроме старшего — Джорджа, ничего не известно. Местный сквайр, полковник У. Хиляр, отправил юного Уильяма в школу соседнего городка, где он научился письму, латыни и арифметике. Случай помог Дампиру устроиться в обучение к шкиперу торгового судна, на борту которого он совершил первое плавание из Веймута во Францию, «удовлетворяя свою рано возникшую страсть видеть мир». Затем он занимался рыболовным промыслом в водах Ньюфаундленда и принял участие в торговой экспедиции в Ост-Индию, где посетил Бантам (остров Ява). На родину Дампир вернулся в 1672 году, за несколько месяцев до начала англо-голландской войны (1672-1674).

Завербовавшись в королевский флот, он попал на флагманский корабль «Ройял Принс» адмирала сэра Эдварда Спрэгга и, по некоторым данным, участвовал в Схоневельдском и Тексельском сражениях. В последнем (21 августа 1673 года) союзный англо-французский флот был разбит голландским адмиралом де Рюйтером, адмирал Спрэгг утонул, а Дампиру посчастливилось спастись — он попал в госпиталь и после лечения вернулся в Ист-Кокер, к старшему брату. Но однообразие фермерских будней тяготило молодого искателя приключений. Поэтому, когда полковник Хиляр, унаследовавший от умершего брата сахарную плантацию на Ямайке, предложил Дампиру отправиться туда в качестве торгового агента, он охотно согласился.

В июне 1674 года Дампир высадился на Ямайке. Однако жизнь его на плантации не сложилась. Всеми делами заведовал управляющий Уильям Уэйли, отказавшийся признать какие-либо права за Дампиром. Через несколько месяцев тот ушел от Уэйли, нанявшись на торговое судно. Последнее совершало каботажные рейсы, доставляя грузы с плантаций в Порт-Ройял. За полгода службы на этом судне Дампир хорошо изучил особенности навигации в Карибском море. В апреле 1675 года Дампир присоединился к ватаге заготовителей кампешевого дерева и отправился вместе с новыми друзьями на побережье Юкатана. Они обосновались в районе лагуны Терминос, в Уан-Буш-Кей, где обитали симарроны — беглые рабы с испанских плантаций, а также буканьеры и пираты с Ямайки и Тортуги.

Здесь, на берегах Мексиканского залива, Дампир провел три года. Свои впечатления и наблюдения он записывал в дневник. Из записок Дампира можно узнать много интересного о климате, флоре и фауне тех мест, о нравах и образе жизни симарронов и лесорубов, вместе с последними он участвовал во многих экспедициях, в том числе в пиратском рейде против испанцев. В июле 1676 года ураган уничтожил посевы англичан, и в поисках пропитания они вынуждены были прочесать все побережье от острова Трист (совр. остров Кармен) до Рио-Альварадо. Заходя в устье рек, англичане совершали нападения на деревни, забивали скот, охотились на ламантинов и черепах.Затем был совершен набег на город Альварадо. На двух барках, в каждой по 30 человек, флибустьеры пересекли устье реки и в течение пяти часов осаждали бастион на вершине холма, чтобы пробиться к городу. Вечером защитники бастиона капитулировали, но к тому времени горожане успели вывезти на лодках все ценности. На следующий день пираты забрали из города всю провизию: маис, соленую рыбу и мясо убитых быков и домашней птицы, а также занялись погрузкой на суда кампешевого дерева. Утром третьего дня в устье реки появилась испанская сторожевая флотилия «армада де Барловенто» в составе 7 кораблей, прибывших из Веракруса. Пока испанцы маневрировали против течения и стреляли в пиратов из мушкетов, Дампир и его товарищи провели свои барки через отмель и, выйдя в открытое море, пошли на север, к острову Трист.

Некоторое время Дампир продолжал заготавливать кампешевое дерево в районе лагуны Терминос, потом вернулся на Ямайку, а оттуда в Лондон в августе 1678 года. Купив участок земли, он женился на девушке по имени Юдифь, которая приходилась родственницей герцогу Графтону. Через несколько месяцев он расстался с женой и, по-видимому, больше никогда ее не видел. Детей у них не было.

В 1679 году Дампир снова отправился на Ямайку. Он собирался подзаработать денег и купить небольшое имение в Дорсетшире. На Ямайке знакомый Дампира, некий мистер Хобби, предложил ему идти на судне «Лойял мёчент» к Москитовому Берегу, чтобы там заняться покупкой кампешевого дерева. По пути они зашли в ямайскую гавань Порт-Морант, где стояла на якоре флотилия пиратских судов под командованием капитанов Джона Коксона, Бартоломью Шарпа, Корнелиса Эссекса, Роберта Эллисона и Томаса Мэготта (или Маккета). Коксон был «адмиралом» этой флотилии. Флибустьеры собирались идти к Панамскому перешейку, чтобы ограбить город Пуэрто-Бельо, хотя формально ямайским властям было заявлено, что они пойдут в Гондурасский залив на заготовку кампешевого дерева. Когда команда «Лойял мёчента» узнала о планах пиратов, то «все люди Хобби бросили его и перешли к ним», да и сам Дампир, проведя в раздумьях несколько дней, «склонился к мысли, что будет лучше всего отправиться вместе с ними».

В начале 1680 года Дампир участвовал в нападении пиратов на Пуэрто-Бельо, затем пересек Панамский перешеек и до весны 1681 года разбойничал в Тихом океане у берегов Панамы и Перу с различными пиратскими капитанами.

17 апреля 1681 года Дампир и 43 его товарища, включая двух индейцев и 5 негров, покинули капитана Шарпа. Избрав своим новым предводителем Джона Кука — «разумного, очень интеллигентного человека, бывшего в течении нескольких лет приватиром», — они отправились от берегов Перу на север, к Панамскому перешейку, имея одну большую лодку и два каноэ. С этого момента Дампир начал делать регулярные записи в своем дневнике, который позже лег в основу его книги «Новое путешествие вокруг света» (1697).

Высадившись на панамском побережье, пираты уничтожили свои лодки и двинулись по компасу через тропические джунгли. «Я достал толстый ствол бамбука, залепил его с обеих сторон воском, чтобы вода не проникла внутрь. Так я сохранил мой журнал и другие записи, хотя мне часто приходилось перебираться вплавь», — вспоминал Дампир. Переход через перешеек занял 23 дня. Выбравшись на Карибское побережье в районе Санд-Кей, пираты 24 мая 1681 года обнаружили в бухте французское пиратское судно под командованием капитана Тристана. Присоединившись к французам, Дампир в течение трех месяцев бесцельно крейсировал вместе с ними у панамского побережья. Здесь же болтались суда капитанов Коксона (10 пушек, 100 человек), Пейна (10 пушек, 100 человек), Райта (4 пушки, 40 человек), Уильямса (данных нет), Янки (4 пушки, 60 человек), Аршамбо (8 пушек, 40 человек), Токарда (6 пушек, 70 человек) и Роза.

Сначала Дампир плавал на судне Тристана, затем с Аршамбо, но вскоре ему «надоело жить с французами», и он перебрался на корабль капитана Райта. Последний крейсировал у берегов Центральной и Южной Америки, однако добычу взял скудную, и в районе Каракаса Дампир с 20 другими флибустьерами решил уйти от него. На небольшом судне они отправились в Северную Америку, в Виргинию, где Дампир около года проработал на табачной плантации.В апреле 1683 года в Чесапикский залив прибыл пиратский корабль «Ривендж» («Месть»), которым командовал его старый приятель Джон Кук. Избавившись от призовых товаров и двух трофейных судов, Кук переоснастил свой 18-пушечный корабль, завербовал в команду еще около двадцати человек, в том числе Дампира, и решил идти за добычей в тропические широты. «23 августа 1683 года,— записал Дампир в своем дневнике, — мы отплыли из Виргинии под командованием капитана Кука, направляясь в Южные моря». Недалеко от побережья Виргинии пираты встретили голландское судно, с которого забрали шесть бочек вина и провизию, а также двух моряков, добровольно присоединившихся к их ватаге. Совершив трансатлантический переход, они посетили острова Зеленого Мыса, где достали свежее продовольствие и пресную воду. В Прае, что на острове Сантьягу, «Ривендж» был обстрелян голландским кораблем и, не ввязываясь в бой, ушел к берегам Африки. В начале ноября в водах Сьерра-Леоне они обнаружили 40-пушечный датский фрегат и, совершив обманный маневр, неожиданно взяли его на абордаж. Пересев на новый корабль, пираты назвали его «Услада холостяка», а свой старый парусник сожгли (по другой версии, продали работорговцам в обмен на 60 негритянок).

В середине ноября они ушли из африканских вод, направляясь к Магелланову проливу, и 28 января 1684 года достигли «островов Себалда де Веерта» (совр. Фолклендские острова). Сильный ветер с запада помешал пиратам войти в Магелланов пролив, и они вынуждены были идти в Тихий океан вокруг мыса Горн. В чилийских водах Кук встретил пиратский корабль «Николас», которым командовал капитан Джон Итон. Оба судна объединились и взяли курс на острова Хуан-Фернандес, которых достигли 22 марта. Здесь флибустьеры обнаружили краснокожего робинзона — индейца Уиля, которого Дампир знал по совместному плаванию с капитанами Джоном Уотлингом и Бартоломью Шарпом. Уиль прожил на острове Мас-а-Тьерра в полном одиночестве около трех лет.

«У него было ружьё и нож, маленький рожок с порохом и несколько пуль,— писал Дампир.— Когда у него кончились пули и порох, он приспособился ножом отрезать от ружейного ствола куски железа, из которых делал рыболовные крючки, иглы, ножи, нагревая железо сначала на огне, который он добывал, ударяя ружейным кремнем по куску ствола своего ружья, а потом закаляя его, научившись делать это у англичан... У него был небольшой дом или хижина на расстоянии полумили от берега моря, которую он сделал из козьих шкур. Постелью ему служила куча хвороста высотою в два фута. Одежды на нем не было... он увидел наш корабль за день до того, как мы встали на якорь, и был уверен, что мы англичане, и поэтому утром убил трех коз, чтобы угостить нас, когда мы сойдем на берег. Затем он пришёл на берег, чтобы поздравить нас с благополучным прибытием».

После двухдневного отдыха, пополнив запасы дров и провизии, пираты на двух судах отправились к побережью Южной Америки. 3 мая они захватили испанское судно, груженное строевым лесом, а 9 мая стали на якорь у островов Лобос. Спустя неделю флибустьеры заметили в море три испанских судна. Подняв паруса, они догнали и захватили их. В трюмах трофейных судов нашли муку и 7 или 8 тонн мармелада из айвы. С этой добычей пираты пошли к остовам Галапагос, куда и прибыли 31 мая. Построив хранилища, они укрыли в них 5000 мешков призовой муки и солидный запас мармелада, запаслись провизией и 12 июня отправились в крейсерство к берегам Новой Испании.

В начале июля, в день, когда они увидели побережье Центральной Америки, умер Джон Кук. На вакантное место капитана «Услады холостяка» был избран квартирмейстер Эдвард Дэвис. До марта 1686 года Дампир плавал под командованием капитанов Дэвиса и Чарлза Свана в водах Чили, Перу, Панамы и Новой Испании, затем вместе со Сваном пересек Тихий океан, посетил остров Гуам и Филиппины.

На остров Минданао часть команды ушла от Свана на «Сигните» («Лебеденке»), избрав новым капитаном Джона Рида. Обогнув Минданао с юга, пираты пошли на север, к Маниле, грабя встречные каботажные суда. Недалеко от Манилы они захватили несколько испанских судов, один из которых имел груз риса. От Филиппин «Сигнит» отправился крейсировать в Сиамский залив, а оттуда на север, к Кантону. У Дампира зрела мысль сбежать от пиратов, так как его «достаточно утомила эта сумасшедшая команда», однако удачный случай все не представлялся. «Сигнит» достиг Тайваня, затем повернул на юг и снова вышел к Филиппинам. В октябре 1687 года пираты кренговали свой корабль и узнали от туземцев, что капитан Сван еще жив. Продолжая крейсерство, «Сигнит» посетил Сулавеси и Тимор, а в конце декабря взял курс на побережье Новой Голландии (Австралии). 5 января 1688 года англичане высадились на бесплодном австралийском берегу в районе современного залива Дампир и архипелага Буканиров, к западу от города Дарвина. Дампир первым из англичан описал аборигенов Австралии: «Жители этой страны самые жалкие люди на свете. Готтентоны Мономотапы хотя и безобразные люди, но по сравнению с этими выглядят просто джентльменами».

12 марта пираты снялись с якоря и пошли к западному побережью Суматры. Дампира вновь охватило желание уйти с «Сигнита», где царили деспотическая власть капитана Рида и беспробудное пьянство команды. 7 апреля корабль достиг Суматры, а в начале мая — Никобарских островов. Здесь Рид разрешил Дампиру, матросу Холлу и нескольким малайцам покинуть «Сигнит» и остаться на суше. Раздобыв у туземцев каноэ, Дампир и его спутники отправились в Аче-салтанат на севере Суматры. В открытом море их едва не погубил шторм. «Тяжелые размышления о прошедшей жизни пронеслись в моей душе, и я с ужасом омерзения оглянулся на свои прошлые поступки, от которых и раньше испытывал стыд», — писал Дампир в своем дневнике. В Аче экс-флибустьер познакомился с капитаном Уэлдоном, который предложил ему совершить торговый рейс в Тонкин. Вернувшись из поездки в марте 1689 года, Дампир предпринял рискованное путешествие в Малакку, куда доставил контрабандный груз опиума, затем торговал в Мадрасе (Индия), а, вернувшись, устроился бомбардиром в Бенкулу — английской фактории на западном побережье Суматры. В январе 1691 года он сбежал оттуда, прихватив свои бумаги и мальчика-раба по имени Джоли. На судне капитана Хита он пересек Индийский океан, обогнул мыс Доброй Надежды и 16 сентября того же года прибыл в Англию. Так закончилось его первое кругосветное путешествие. Никаких сведений о жизни Дампира в следующие пять лет не сохранилось.В феврале 1697 года вышла книга Дампира «Новое путешествие вокруг света», принесшая ему широкую известность. Впоследствии она многократно переиздавалась не только на английском, но и на других европейских языках. Ее рукописный вариант хранится сейчас в Британском музее. То, что Дампир посвятил свою книгу президенту Королевского общества, положительно сказалось на его дальнейшей карьере. Летом 1697 года он получил должность в таможне и был приглашен консультантом в Совет по торговле и плантациям. В июле того же года Дампир и его старый корабельный товарищ хирург Лайонел Уофер участвовали в заседании Совета, рассматривавшего проект основания шотландской колонии в Дарьене (восточная часть Панамского перешейка). Члены Совета просили экс-буканиров составить описание тех мест и высказать свое мнение о возможности их колонизации подданными британской короны. В сентябре 1698 года Дампир привлекался Советом в качестве эксперта по вопросу борьбы с пиратством в бассейне Индийского океана, в частности, в районе Мадагаскара. Его популярность возросла до такой степени, что он стал желанным гостем в домах многих высокопоставленных людей. В доме известного писателя и публициста Джона Ивлина Дампир обедал в обществе секретаря Британского адмиралтейства Сэмюэла Пипса. «Теперь он опять собирается в плавание при поддержке короля, который снарядил корабль водоизмещением 290 тонн,— писал Ивлин.— Он производит впечатление более скромного человека, чем можно было бы вообразить, учитывая среду, к которой он принадлежал. Он принёс карту направлений ветров Южных морей, составленную по его наблюдениям, и уверял нас, что подобные карты, до сих пор существовавшие, все были неправильными в части, относящейся к Тихому океану».

Упомянутый Ивлином корабль назывался «Роубак»; он имел водоизмещение 292 тонны, 12 пушек и 50 человек команды. Капитан Дампир должен был отправиться на нем в научно-исследовательскую экспедицию к берегам Новой Голландии (Австралии) и Новой Гвинеи. 4 января 1699 года он снялся с якоря и взял курс на Канарские острова. В открытом море Дампир вдруг обнаружил, что у него плохой штурман, а корабельный плотник ничего не смыслит в своем деле. Джордж Фишер, первый помощник капитана, открыто выражал недовольство судьбой, пославшей ему в начальники бывшего пирата. Во время плавания от берегов Западной Африки к побережью Бразилии между Дампиром и Фишером вспыхнула ссора. Лейтенант обозвал капитана «старым негодяем» и «старым пиратским псом». В ответ Дампир набросился на своего помощника с тростью, загнал его на полубак и там запер в каюте. Три недели Фишер провел в кандалах, а когда «Роубак» достиг Бразилии, Дампир попросил португальского губернатора поместить «бунтовщика» в местную тюрьму.

В Баии (совр. Сальвадор) англичане отдохнули, пополнили запасы воды и продовольствия, после чего корабль пошел мимо мыса Доброй Надежды в Индийский океан. 1 августа 1699 года «Роубак» появился у австралийских берегов в районе Дирк-Хартогс-Пойнт. Дампир произвел съемку берегового участка от 25° до 20° 40′ ю.ш. на протяжении более 800 км. На параллели 20° 32′ ю.ш. он открыл прибрежную группу островов — архипелаг Дампира. Двигаясь от берегов Австралии на север, «Роубак» зашел на остров Тимор, откуда проследовал к западному побережью Новой Гвинеи. 4 февраля 1700 года англичане увидели остров Вайгео (он отделен от Новой Гвинеи проливом, который ныне носит имя Дампира). Двигаясь в восточном направлении, корабль 25 февраля достиг гористого острова, названного в честь святого Матфея (совр. Муссау). Немного далее был открыт остров, названный Бурным.

Дампир предполагал, что он находится у северного побережья Новой Гвинеи, однако в действительности это был остров Новая Ирландия. Матросы хотели высадиться на берег, но не успели еще спустить шлюпку, как корабль окружили десятки пирог с двумя или тремя сотнями дикарей. Не желая связываться с туземцами, Дампир велел сниматься с якоря. Между тем на борт «Роубака» посыпался град камней. Англичане в насмешку назвали это место заливом Фрондеров. Двигаясь вдоль берега на юг, Дампир открыл пролив Сент-Джордж-Чаннел, который он ошибочно принял за залив. Пролив отделяет остров Новая Ирландия от острова Новая Британия, но Дампир этого не знал и дал им общее название Новая Британия. Открыв также пролив между Новой Британией и Новой Гвинеей, который носит его имя, Дампир отказался от намерения исследовать восточное побережье Австралии и поплыл назад, повторяя старый маршрут.

Он заходил на Серам, Сулавеси и Борнео, а 23 июня бросил якорь на рейде Батавии (совр. Джакарта). В этой голландской колонии англичане оставались до 17 октября. Отремонтировав и почистив корпус корабля, Дампир пустился в обратный путь через Индийский океан. Когда «Роубак» обогнул мыс Доброй Надежды и вышел в Атлантический океан, его прогнивший корпус стал пропускать воду как решето. В феврале 1701 года близ острова Вознесения корабль начал тонуть, и Дампир вынужден был посадить его на прибрежную мель. На Вознесении моряки с погибшего «Роубака» провели конец февраля и весь март, питаясь мясом черепах, коз и мелкой дичи. Лишь 2 апреля их случайно обнаружила английская флотилия в составе ост-индского торгового корабля и трех военных фрегатов.В августе того же года капитан Дампир вернулся в Англию, где его ожидали заслуженная слава исследователя неведомых земель, экземпляр его второй книги «Путешествия и впечатления», изданной в 1699 году, и вызов в адмиралтейский суд по обвинению, выдвинутому против него лейтенантом Фишером. Суд в составе 4 адмиралов и 33 капитанов состоялся 8 июня 1702 года на борту линейного корабля «Ройял Соверен» в Спитхеде. Председательствовал знаменитый адмирал сэр Джордж Рук. Суд признал Дампира виновным в жестоком обращении со своим первым помощником и выразил мнение, что «упомянутый капитан Дампир не тот человек, который может быть использован как командир какого-либо корабля флота Ее величества».

Уволенный с королевской службы, Дампир должен был также уплатить штраф в размере трех годовых зарплат. Этот приговор, однако, не нанес большого вреда его репутации. Весной 1703 года новый лорд-адмирал Англии принц Джордж, муж королевы Анны, представил Дампира Ее величеству в связи с выходом первой части его новой, третьей по счету, книги «Путешествие в Новую Голландию», а в номере «Лондон гэзэт» от 16 апреля того же года сообщалось: «Незадолго до того, как отправиться в новое плавание к берегам Вест-Индии, Уильям Дампир был удостоен чести приложиться к руке Ее Величества». Речь шла о каперской экспедиции в Тихий океан с целью захвата «манильского галеона», но чтобы ввести в заблуждение испанских шпионов, организаторы вояжа пустили слух о том, что их интересует карибский регион.

30 апреля 1703 года Дампир вышел в море на 26-пушечном корабле «Сент Джордж» (200 тонн, 120 человек команды), снаряженным бристольскими купцами. Добыча должна была делиться следующим образом: ⅔ шли владельцам судна и пайщикам предприятия, 1/3 — команде. В Кинсейле (Ирландия) к экспедиции присоединился ещё один приватирский корабль галера-фрегат «Синк портс» (90 тонн, 16 пушек, 64 человека команды), капитаном которого был Чарлз Пикеринг. В сентябре оба судна снялись с якорей и пошли на юг, к берегам Западной Африки. Они достигли островов Зеленого Мыса, затем пересекли Атлантику и посетили побережье Бразилии.

Неожиданно умер капитан Пикеринг и его место занял Томас Стрэдлинг; заместителем последнего выбрали шотландца Александра Селкирка. Обогнув мыс Горн, корабли взяли курс на острова Хуан-Фернандес, куда прибыли в феврале 1704 года. Три недели команды отдыхали, потом, пополнив запасы воды и продовольствия, отправились на охоту за испанскими и французскими судами. Крейсируя у берегов Южной Америки, англичане захватили несколько испанских призов, но добыча оказалась мизерной. Тогда на Галапагосах Дампир объявил своим людям, что намерен совершить набег на «богатый город» Санта-Марию, расположенный во внутренних районах Панамского перешейка. Прибыв в Панамский залив, Дампир и Стрэдлинг с отрядом из 102 человек двинулись на лодках к Санта-Марии, однако поход не оправдал возлагавшихся на него надежд. Захватив какую-то индийскую деревню, англичане узнали, что губернатор Панамы успел выслать в Санта-Марию подкрепление около 400 солдат. И когда приватиры приблизились к цели, испанцы атаковали их из засады, заставив ретироваться к побережью. Вернувшись на корабли, англичане заметили большой испанский корабль, ставший на якорь недалеко от них. Этот приз был взят без особых хлопот. На его борту обнаружили муку, сахар, бренди, льняные и шерстяные ткани и немного ценной утвари. После этого Дампир и Стрэдлинг разошлись в разные стороны. Последний пошел на юг, к островам Хуан-Фернандес, где пополнил запасы провизии и оставил на берегу своего квартирмейстера Александра Селкирка. История его жизни на необитаемом острове позже легла в основу романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».

Дампир некоторое время пробавлялся мелким грабежом в водах Панамы и Коста-Рики; в августе 1704 года он взял на абордаж 10-тонный барк, названный им «Дракон». Командиром приза был назначен Джон Клиппертон. Пока Дампир занимался ремонтом «Сент Джорджа», Клиппертон сумел захватить 40-тонный испанский корабль. В сентябре, прихватив с собой каперское свидетельство, часть военного снаряжения и почти половину провизии, он покинул Дампира.

В конце октября «Сент Джордж» начал крейсировать в районе Акапулько, поджидая «манильский галеон». Галеон был замечен на горизонте 6 декабря, однако все попытки взять его на абордаж успеха не имели. Провал самой многообещающей операции, ради которой они явились в Южное море, привел к конфликту капитана с большей частью команды. Недовольные ходом экспедиции требовали немедленного возвращения в Англию. 6 января 1705 года Дампир дал согласие на разделение экипажа: на «Дракон» пересели 35 моряков, на «Сент Джордже» осталось 27 человек. Отремонтировав свой парусник, Дампир предпринял удачный набег на остров Пуна, расположенный в заливе Гуаякиль. Разграбив находившиеся там асьенды, приватиры вскоре захватили испанскую бригантину, на которой решили продолжить плавание. «Сент Джордж» был брошен в Панамском заливе, а трофейная бригантина, переименованная в «Уиндикейшн» («Оправдание»), взяла курс на Индонезию.В Батавии (совр. Джакарта) голландские власти арестовали Дампира и заключили его в тюрьму, но он сумел доказать, что не является пиратом.

В конце 1707 года он вернулся в Англию, завершив тем самым второе кругосветное путешествие. В 1708-1710 годах Дампир участвовал в качестве штурмана в корсарской кругосветной экспедиции капитана Вудса Роджерса. Из захваченной добычи на его долю пришлось 1500 фунтов стерлингов. Поселившись на Колмен-стрит в Лондоне, Дампир прожил еще три года после возвращения из кругосветного плавания. Ухаживала за ним его кузина Грейс Мерсер. Ей и своему сводному брату Джорджу он завещал все свое имущество.

Умер Уильям Дампир в марте 1715 года, оставив после себя долги на 2 тысячи фунтов стерлингов. Место его захоронения неизвестно.

Спустя сто с лишним лет после выхода в свет первой книги Дампира английский историк тихоокеанских открытий адмирал Барни так оценил ее:

«Нелегко назвать имя мореплавателя и путешественника, который дал бы миру более полные сведения, которому в такой мере были бы обязаны негоцианты и моряки и который подобного рода сведения изложил бы в столь ясной манере и столь четким стилем».

В 1956 году английским автором сводного труда по истории мореплавания было отмечено, что приложенная к книге Дампира карта ветровой циркуляции явилась основополагающей для всех последующих карт такого характера и что в схемы Дампира внесены были впоследствии лишь небольшие уточнения. Дампир привел интересные данные о величинах магнитного склонения в различных пунктах Мирового океана, о солености морских вод, о связи между господствующими течениями и ветрами.По возвращении в Англию Дампир был отдан под суд за жестокое отношение к матросам и гибель экспедиционного судна, но приговор оказался мягким: ему запретили в дальнейшем служить на кораблях Ее Величества королевы Анны. В это время началась Война за испанское наследство.
Дампир легко выхлопотал себе каперское свидетельство, снарядил корабли «Сент-Джордж» и «Синг Порт» и в 1703 году отправился пиратствовать на просторах Тихого океана. Особых успехов на этом поприще достигнуто не было, но зато плавание оказалось кругосветным. Во время стоянки у островов Хуан-Фернандес в припадке ярости Дампир подрался со штурманом корабля «Синг Порт» Александром Селкирком, после чего оставил строптивого шотландца на одном из островков, снабдив одеждой, постелью, ружьем с порохом и пулями, набором инструментов и книгами религиозного содержания и по мореходству.
На родине Уильям Дампир в 1707 году издал книгу о плавании на «Робаке» – «Путешествие в Новую Голландию». В 1708-1711 годах он совершил свое третье кругосветное плавание – в качестве штурмана полувоенной-полупиратской экспедиции под командованием капитана Роджера Вудса. В ходе нее был захвачен манильский галеон с его дорогостоящими грузами. Когда корабли проходили близ островов Хуан-Фернандес, Дампир вспомнил про Селкирка и предложил посмотреть, жив ли тот. Оказалось, что шотландец по прошествии четырех с половиной лет остался жив.
После возвращения из третьего кругосветного плавания Уильям Дампир прожил еще три года. Жил он одиноко, и за ним ухаживала его двоюродная сестра Грейс Мейсер. Умер путешественник в марте 1715 года, завещав сестре и старшему брату Джорджу земельный участок. Наследники, однако, ничего не получили, поскольку землю пришлось продать, чтобы уплатить его долги.



С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!


Сообщение отредактировал SVAROG - Четверг, 05.02.2015, 04:53
SVAROGДата: Суббота, 22.08.2015, 12:37 | Сообщение # 5
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2120
Награды: 41
Репутация: 569
Статус: В открытом море
Карта Новой Гвинеи, составленная Дампиром в 1699 году
Прикрепления: 3472834.jpg (210.0 Kb)



С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!
Форум » Все о пиратах » Известные пираты » Дампир, Уильям (Пират)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright Pirates-Life.Ru © 2008-2024


Семь Футов под Килем - Бухта Корсаров и Пиратов!