Клиппер «Фермопилы»
Один из лучших в истории клиперов – Фермопилы – был построен в 1868 году на ферфи шотландского города Абердин. Принято считать этот корабль верхом совершенства парусной эпохи. Идеальные пропорции рангоута, изящный корпус состремительными обводами и плавной прогибью палубы вызывали восхищение у всех,кому довелось увидеть судно воочию. Особую изысканность клиперу придавала необычная окраска: тёмно-зелёный борт, золотой бархоут, белые мачты, реи и бушприт. Носовая фигура изображала героя сражения при Фермопилах, вождя спартанцев царя Леонида. Длина судна составляла 64,7 м; ширина - 11 м, осадка - 6 4 м, чистая вместимость - 948 рег. т. Его трюмы могли принять до 1000 т груза и 250 т твёрдого балласта.
Парусник «Фермопилы» входил в число отличных ходоков. В 1868-1871 гг. он дважды проплыл от Лондона до Мельбурна за 60дней, побив продержавшийся 15 лет рекорд, установленный американским клипером «Джеймс Бейнс» (63 дня). Кроме того в активе «Фермопилы» есть ещё как минимум два непревзойдённых результата: переход из Мельбурна в Шанхай за 28 дней и из Шанхая в Лондон за 91 день. Любопытно, что секрет успеха корабля заключался не в высокой скорости в свежую погоду (в этом отношении клипер не являлся рекордсменом), а, наоборот, способности ловить самый малый ветер. По словам английского историка и знатока парусного флота Бэйзила Лаббока, «Фермопилы» развивали скорость 7 узлов, когда по его палубе можно было ходить с зажжённой свечой.
Источник: парусники