Шхуна «Спрей»
Каравеллы и клипера стали уже историей, но парус еще не исчез с безбрежных просторов морей и океанов. Сегодня престиж искусства владения парусами поддерживают яхтсмены. Армады белокрылых яхт крейсируют по морям и океанам. Парус стал обычен не только для солнечных тропических широт, он появляется даже за Северным полярным кругом и в суровых антарктических водах. Сегодня яхтсмены наряду с автомобильными гонщиками становятся героями литературных произведений, в частности остросюжетных детективов. Но из многочисленной интернациональной когорты моряков-парусников особое место, конечно, занимают те, кто, не боясь жесткой борьбы со стихией и изнуряющим одиночеством, идет трансокеанскими маршрутами, полагаясь только на свои силы. Миллионы людей, не переставая удивляться дерзости человека, бросившего вызов стихии, с напряженным вниманием следят за сообщениями в прессе об их необыкновенных рейсах. Когда знаменитого парусного капитана Френсиса Чичестера, обошедшего на яхте «Джипси Мот» в одиночку вокруг света, спросили, что от него потребовало наибольшей выдержки и максимальной затраты душевных сил, однозначно ответил: «Одиночество». Даниель Дефо в своем романе описывает, как трудно дались Робинзону первые месяцы отшельничества. «И конечно, дело было не в лишениях или голоде. Его съедала тревога неизвестности. Целые недели кряду он проводил в том, что бродил по острову, напряженно всматривался и прислушивался к любому шороху, плакал, разговаривал сам с собой». Нечто подобное происходит и с одиночным мореплавателем. Вот отрывки из книги знаменитого моряка Джошуа Слокама, впервые совершившего одиночное кругосветное плавание. Его книга так и называлась «Вокруг света в одиночку». «...К вечеру туман рассеялся, и я увидел солнце в тот момент, когда оно коснулось горизонта. Я посмотрел на восток и на самом конце бушприта увидел полную луну, с улыбкой поднимающуюся из моря. Сам Нептун, появись он на носу моего шлюпа, не смог бы поразить меня в большей степени. «добрый вечер, сэр! — воскликнул я. — Рад вас видеть!» С тех пор я не раз беседовал с человеком на поверхности луны, поверял ему свои мысли...»
Слокам писал, что от одиночества он страдал, чувствуя себя букашкой на соломинке среди безбрежного океана. «Чувство одиночества исчезало, когда начинало штормить и было много работы, но, едва погода улучшалась, оно вновь возвращалось, и я не мог от него избавиться. Меня предупреждали, что наедине с самим собой я могу разучиться говорить, поэтому я все время разговаривал. По морскому обычаю ровно в полдень я провозглашал: «Восемь склянок!» Или, обращаясь к воображаемому рулевому, я кричал из каюты: «Как на румбе?» или «Какой держим курс?» Но, не получив ответа, еще болезненнее ощущал свое одиночество...» Однако «острая тоска, которая охватила меня вначале, теперь рассеялась. Во мне произошла какая-то удивительная перемена. Полоса тумана кончилась. Видно, Нептун, вначале гневавшийся, увидел мою почтительность, смилостивился и позволил продолжать путь». Многие, в том числе и сильные духом, люди не выдерживали одиночества. Так, известный мореплаватель Уильям Уиллис вспоминает: «В прошлую войну многие моряки в одиночестве дрейфовали в океане в шлюпке или на плоту, после того, как их товарищи погибли от ран или голода. Мне пришлось плавать с такими матросами, и я знал, что с ними произошло. Мы так и говорили про них: «Помешались на плоту». Итак, одиночное мореплавание — очень серьезное испытание душевных и физических сил человека. Какие же причины побуждали и побуждают моряков чаще всего на утлых суденышках выходить в океан? Среди мореплавателей, которые совершали одиночные плавания, в том числе и кругосветные, было немало профессиональных моряков. И здесь, конечно, нельзя не назвать американского моряка, капитана Джошуа Слокама. Он первым в мире на небольшом парусном суденышке совершил кругосветное плавание в одиночку. О своем продолжавшемся три года плавании на шлюпе "Спрей", во время которого было пройдено свыше 46 000 миль, он написал прекрасную книгу «Вокруг света в одиночку». Писатель Питер Хитон так оценивает книгу: «для моряков, находятся ли они на яхте или же сидят в удобном кресле, раскуривая трубку перед пылающим камином, книга Слокама — бесценное наследие, и как практическое руководство, и как бесхитростное, толковое, необычно увлекательное описание одиночного плавания вокруг света». Последнее издание книги вышло в 1947 г.
Впервые же книга появилась в 1900 г. Какой бы меркой мы ни захотели мерить, книга «Вокруг света в одиночку» — одна из замечательнейших в мире книг. Перелистаем ее страницы. Стартовав 2 июля 1895 г., Слокам за месяц дошел по Атлантическому океану до Гибралтара. далее он предполагал пройти Средиземное море и через Суэцкий канал войти в Красное море и затем в Индийский океан, чтобы двигаться на восток. Однако из-за нападения пиратов ему пришлось вновь вернуться в Атлантический океан. Здесь Слокам следовал маршрутом крупных парусников, ходивших к западу от островов Зеленого Мыса. Затем поймал юго-восточный пассат, который, наполнив паруса, резво подгонял судно, шедшее к берегам Бразилии. У побережья Патагонии Слокам столкнулся с чудовищной волной. Затем, минуя Магелланов пролив и оставив мыс Пилар, «Спрей» вошел в Тихий океан. Тихий океан встретил шлюп жестоким штормом. «В такую погоду старые рыбаки вспоминают молитву: «Помни, о господи, судно мое так мало, а твое море так велико!» ...Отойдя от берегов Южной Америки, он направился к островам Робинзона Крузо — островам Хуан Фернандес. «Пересекая Тихий океан, — писал Слокам, — Джошуа Слокам — даже при самой благоприятной погоде, вы в течение очень долгого времени находитесь наедине с природой и, так сказать, капитан «Спрея» наглядно осознаете необъятность моря».
16 июля 1897 г. «Спрей» пришвартовался в Апии на островах Самоа. Слокам был приветливо принят полинезийцами. В Апии он посетил вдову своего любимого писателя Роберта Льюиса Стивенсона. Продолжал плавание в Индийском океане, Слокам побывал на некоторых островах. По душе ему пришлись Кокосовые острова, где многое совсем не так, как у людей. На островах «крабы лакомятся кокосовыми орехами, рыбы едят кораллы, собаки ловят рыбу, люди ездят на черепахах... морские птицы садятся на ветви деревьев, а крысы нередко устраивают гнезда на вершинах пальм». В Атлантическом океане Слокам посетил остров Святой Елены — место ссылки Наполеона. 25 июня 1898 г. вблизи острова Файр, почти у самого дома, «Спрей» столкнулся с торнадо, нанесшим перед этим весьма внушительный ущерб Нью-Йорку. Слокам и его суденышко преодолели и эту бурю. Во время перехода через три океана «Спрей» ни разу не давал течи и оставался таким же крепким, как и в начале плавания. Своим друзьям морякам Слокам говорил: «Я докажу, что рано списывать парус. На своем примере я покажу, что даже маленькое парусное судно и всего с одним человеком на борту способно противостоять самой грозной стихии и совершать самое длительное плавание через все океаны». Такое самое длительное плавание вокруг света, безусловно, вершина для одиночного мореплавателя и требует от него максимальной концентрации высочайшего искусства моряка, его воли и самообладания. Мореплавателей-одиночек, обошедших вокруг света по стопам Магеллана, немного. И первый в когорте этих мореплавателей был Джошуа Слокам, пошедший на это в общем-то из-за человеческого любопытства и любознательности. Он постоянно задавал себе вопрос: а что там, за горизонтом? В чем крылся секрет успеха мореплавателя? Он пишет об этом в своей книге: «Чтобы в чем-либо преуспеть, надо хорошо понимать дело, за которое берешься, и быть готовым к любой случайности. И теперь, когда я смотрю на свои скромные достижения, то вижу перед собой только незамысловатый набор плотницкого инструмента, жестяные часы и горсть обойных гвоздей — вот как будто все, что потребовалось для осуществления моей затеи. Но нет, это не все! Ведь были же многие годы учения, когда я усердно познавал Нептуновы законы. Этим законам я следовал на протяжении всего плавания. И в этом заключалось главное».
Слокам плавал на «Спрее» до 1909 г. В том роковом году Слокама встретили в Северной Атлантике. На вопрос: «Куда держите путь, старина?» — он отвечал: «В какие-нибудь далекие края». Больше его не видели. Поиски ни к чему не привели.
Таинственная смерть капитана Джошуа Слокама и гибель его яхты неоднократно приписывались злосчастному «бермудскому треугольнику». В нем погиб самый искусный моряк своего времени Джошуа Слокам, сумевший первым в истории человечества в одиночку под парусом обойти вокруг земного шара. Во время этого путешествия, длившегося несколько лет, Слокам столкнулся с множеством опасностей, вышел живым из таких штормов, в которых погибали огромные суда, избежал пиратского плена, на подходе к Нью-Йорку попал в торнадо и все-таки уцелел. Но 10 ноября 1909 г. этот опытный мореплаватель погиб, совершая сравнительно короткий переход от острова Мартас-Виньярд к берегам Южной Америки. Роковой маршрут вел через бермудский треугольник. Однако обычные трудности, которые может уготовить океан, не могли стать причиной гибели яхты «Спрей» и смерти капитана Джошуа Слокама! Никто не знает наверняка, что же конкретно случилось со Слокамом, хотя с тех пор не было недостатка в многочисленных догадка и версиях. Существуют «достоверные» свидетельства некоторых моряков, которые и после роковой даты видели живого и невредимого Слокама в различных портах мира. Важно отметить, что катастрофа произошла в прибрежных водах, где всегда интенсивное движение и где яхта вполне могла перевернуться при столкновении с большим кораблем. Такие происшествия случаются довольно часто, и команда крупного судна, как правило, не ощущает при этом даже толчка. Эдвард Роу Сноу в своей книге Загадочные события у берегов Новой Англии» уверяет, что на яхту наскочил почтовый пароход водоизмещением около 500 т. «делом» Слокама занимался даже суд, разбиравший самые различные свидетельства. По показаниям сына Слокама Виктора, отец был в блестящей форме, а яхта практически непотопляема. Многие, однако, придерживались противоположного мнения. Как Слокам, так и его яхта начинали стареть. двенадцатиметровый иол «Спрей», по утверждению некоторых моряков, уже давно отработал свой век!
Произойти могло, конечно, что угодно, любая из выдвинутых версий кажется правдоподобной, логически объяснимой и отнюдь не таинственной. Слокам мог утонуть или умереть на борту своей яхты, которая, став неуправляемой, могла перевернуться и пойти ко дну. Или же, как говорилось выше, на нее мог наскочить пароход. Высказывалось даже предположение, безоговорочно принятое некоторыми знатоками, что Джошуа Слокам якобы не был счастлив в браке и поэтому инсценировал катастрофу, чтобы скрыться и провести остаток своих дней в уединении. Чего только не припишут бермудскому треугольнику!
Мир никогда не забудет бесстрашного Джошуа Слокама. Он и его «Спрей» обрели бессмертие. Они навеки останутся в океане и будут плавать до тех пор, пока люди будут читать задушевную и бесхитростную книгу Джошуа Слокама.
Источник: парусники