|
Pelican
| |
Sliper2 | Дата: Среда, 19.10.2011, 13:12 | Сообщение # 1 |
Матрос
Группа: Корсар
Сообщений: 53
Награды: 21
Репутация: 41
Статус: В открытом море
|
Галеон «Pelican» («Пеликан») был спущен на воду в 1576 году на верфи в Альдебурге, Суффолк (там, вероятно, было размещено основное производство корпусов кораблей), потом отбуксирован в Плимут, Девон, где был оснащен парусным вооружением и артиллерией. Галеон был трехмачтовым, с пятью палубами. Предполагаемая полная длина корпуса судна 70 футов (21,3 м), ширина 19 футов (5,8 м) и осадка по ватерлинии 9 футов (2,7 м). Водоизмещение корабля было 150 тонн. Артиллерийское вооружение корабля доподлинно неизвестно, предполагают, что оно состояло из 18-22 орудий разного калибра. 15 ноября 1577 года экспедиция Френсиса Дрейка, состоящая из 5 кораблей, в том числе и «Пеликан» (ставший флагманским кораблем Дрейка), вышла в море, однако сильный встречный ветер заставил корабли вернуться обратно в Плимут. В следующий раз экспедиция покинула Плимут 13 декабря 1577 года, на сей раз успешно. В истории мореплавания не так много случаев, когда корабли переименовывали во время путешествия. «Пеликан» стал одним из таких. Доподлинно неизвестны мотивы, подвигшие Дрейка к такому шагу, однако факт остается фактом: во время первого путешествия «Пеликан» был переименован в «Золотую Лань» (Golden Hind). Предполагается, что это было сделано Дрейком в честь одного из своих покровителей, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, на дворянском гербе которого была изображена лань. Дрейк также заимствовал и фамильный девиз Хаттона «Cassis Tutis Sima Virtus» (в вольном переводе с латыни «Храбрость — лучшая защита»). Именно под именем «Золотой Лани» этот корабль вошел в мировую историю морской славы. Я перечислю лишь кратко основные вехи в славном пути этого корабля: 1578, июнь 20: по подозрению в мятеже на корабле казнен Томас Дороти, а сам корабль переименован в «Золотую Лань». 1578, август 20: корабль вошел в пролив Магеллана 1578, сентябрь 6: корабль вышел в Тихий океан 1578, декабрь 5: рейд на Вальпараисо. Захват испанского корабля с грузом золота и вина. 1579, март 1: захват испанского галеона «Какафуэго», перевозившего золото и драгоценности 1579, апрель 15: «Золотая Лань» достигла Центральной Америки 1579, июнь 1: Достигнута 48-я параллель северной широты, открытое побережье было названо «Новым Альбионом» и объявлено собственностью Англии. 1579, июль 23: «Золотая Лань» покинула побережье Нового Альбиона и взяла курс на Марианские острова. 1579, октябрь 16: «Золотая Лань» достигла Филипинского архипелага. 1579, ноябрь 3: корабль достиг Моллукских островов. Были установлены торговые отношения с местным султаном, закуплено 6 тонн пряностей (гвоздики) 1580, январь 9: «Золотая Лань» села на мель на небольшом рифе. Судно удалось спасти, но для того, чтобы стащить его с мели пришлось облегчить его, выкинув за борт 8 пушек и 3 тонны пряностей. В конце-концов ветер переменился и судно удалось стащить с мели. 1580, март 26: «Золотая Лань» достигла острова Ява, обогнула его и направилась к мысу Доброй Надежды. 1580, июль 22: экспедиция достигла Сьера-Лионе 1580, сентябрь 26: «Золотая Лань» вошла в порт Плимута 1581 апрель 4: на борту «Золотой Лани» Френсис Дрейк был произведен в рыцарское достоинство королевой Англии Елизаветой I. После этого корабль был отбуксирован в сухой док для публичного посещения, где он простоял около 10 лет, полностью придя в негодность. В 1973 году была изготовлена копия «Золотой Лани», которая повторила путь своего прототипа, совершив кругосветное плавание. С 1996 года копия «Золотой Лани» выставлена в Бриксгеймской гавани в Лондоне, для публичного посещения в качестве музея. http://www.privateers.ru
Жизнь как море бывает шторм, бывает штиль, а бывает и добыча!!!
Сообщение отредактировал Sliper2 - Среда, 19.10.2011, 19:18 |
|
| |
SVAROG | Дата: Пятница, 13.02.2015, 03:53 | Сообщение # 2 |
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2120
Награды: 41
Репутация: 569
Статус: В открытом море
| Скромный Пеликан под командованием Фрэнсиса Дрейка 13 декабря 1577 года вышел из Плимута во главе небольшой эскадры из 5 кораблей, чтобы через 2 года, 9 месяцев и 13 дней в гордом одиночестве вернуться к родным берегам легендарной Золотой Ланью.
Как выглядел этот корабль, не знает никто. Во всяком случае в настоящее время не найдено в архивах документов, которые помогли бы восстановить его облик. Известно большое количество портретов самого сэра Фрэнсиса Дрейка. «Портретов» Золотой Лани нет… Те немногие изображения этого корабля на картах, созданных «по горячим следам» экспедиции Дрейка, уж слишком схематичны и несут другую смысловую нагрузку. Также не найдено ни описаний ни (тем более) чертежей Пеликана. Не велись в те времена реестры-обмеры - это все появилось позже.
Поэтому все нижеприведенные числа и другие данные только один из вариантов, может быть наиболее популярный, но все-таки «один из вариантов».
С уверенностью можно говорить лишь о том, что это был трехмачтовый корабль.
Будем называть его галеон, как доминирующее определение типа судна.
Хотя и на этот счет тоже существуют различные точки зрения. Одна из альтернативных - переходный вариант каракка - галеон.
Место постройки.
Pelican был построен на верфи в Олдебурге (Олдборо), графство Суффолк, в 1576 году, затем в Плимуте был оснащен парусным вооружением и артиллерией.
Это наиболее распространенная версия происхождения корабля (и, конечно, неуклонно отстаиваемая англичанами). Но кроме нее встречаются также мнения, что Пеликан был приватизирован Дрейком у испанцев, и даже то, что он был втайне построен на португальской верфи.
Основные размеры.
Это, конечно, самый скользкий момент. Приведем такие данные (согласно исследований, Лондонского научного института): Наибольшая длина: 75 футов (22,86 м) Длина по килю: 47 футов (14,33 м) Ширина корпуса: 19 фута (5,79 м) Осадка: 9 футов (2,7 м) Водоизмещение: 300 тонн Грузоподъемность: 100-150 тонн
Несмотря на достаточно большой разброс мнений, касающихся главных размерений Golden Hind, все сходятся в том, что это был маленький галеон даже по меркам своего времени. Более того - это был один из самых маленьких галеонов.
(Известны галеоны того времени, превосходившие Золотую Лань по линейным размерам в 2,5 - 3 раза, а по водоизмещению в 5 и более раз)
Парусное вооружение.
Здесь с большой долей уверенности можно сказать, что Pelican - Golden Hind нес 5 прямых парусов (1 на бушприте и по 2 на фок- и грот-мачтах) и 1 латинский на бизани.
Правда и здесь встречаются другие мнения - например, что корабль был вооружен еще и брамселями (т.е. по третьему парусу на фок- и грот-мачтах). У Молуккских островов, Levinus Hulsius, 1626
Артиллерийское вооружение.
В этом вопросе также очень большой разброс мнений: от 4 до 28 орудий разного калибра.
Как ни странно документальные свидетельства на этот счет сохранились в испанских архивах. Так по свидетельству двух испанских солдат, бывших пленников Золотой Лани, корабль нес по 7 (9 у второго очевидца) орудий на борт.
Кроме того, летописец экспедиции судовой капеллан Фрэнсис Флетчер (Francis Fletcher) пишет, что когда Golden Hind сел на риф в районе Молуккских островов, для того, чтобы сняться с мели, пришлось бросить за борт 3 т пряностей и 8 пушек.
Нельзя не принимать во внимание общеизвестный факт. Корабли того времени (и далеко не только пиратские) постоянно довооружались-разоружались: захватили чужой корабль - поставили пушки получше; не хватает места для груза - избавились от «лишних» орудий…
Экипаж Golden Hind
Экипаж Golden Hind`а составлял 80 - 85 человек. Из них: 15 -20 человек офицеры (в XVI веке это понятие несколько отличалось от современного) и до 60-70 человек экипажа (в т.ч. плотники, коки, юнги, корабельные музыканты (!) и т.д.).
Домой вернулись 56 человек
Pelican - Golden Hind
Pelican был переименован в Golden Hind летом 1578 г.
По одной версии корабль получил новое имя за прекрасные ходовые качества - испанские галеоны не могли догнать и перехватить его.
В другой версии «политические» мотивы. Дело в том, что в июле Дрейк казнил Томаса Даути (Thomas Doughty), обвинив его в организации мятежа (а заодно и в колдовстве). А Даути был личным секретарем и доверенным лицом одного из главных «спонсоров» экспедиции Дрейка - лорда-канцлера (и фаворита королевы Елизаветы I) Кристофера Хаттона (Christopher Hatton), на гербе которого красовалась лань. Переименовав галеон, Дрейк подчеркивал свое уважение и лояльность к сильному мира сего.
Легенда гласит, что Фрэнсис Дрейк приказал установить носовую фигуру из чистого золота в виде лани в натуральную величину.
Итоги экспедиции Дрейка хорошо известны.
Не считая географических открытий, важнейших политических последствий, самоутверждения Англии как морской державы, были и чисто материальные. Золотая Лань привезла в своих трюмах золота-серебра, драгоценностей и пряностей на сумму, равную почти 2-х годовому доходу английской казны.
4 апреля 1581 года на борт Золотой Лани поднялась королева Елизавета, чтобы произвести Фрэнсиса Дрейка в рыцари.
Также по приказу королевы Елизаветы Golden Hind был поставлен на вечную стоянку в Дептфорде (Deptford) в устье Темзы и его как одну из самых главных достопримечательностей Англии показывали гостям.
По-видимому, это самый ранний случай сохранения судна, имеющего историческое значение.
Из досок палубы Golden Hind было изготовлено кресло, подаренное королем Карлом II Оксфордскому университету, оно и ныне стоит там. В лондонском Темпл Холле (Temple Hall) хранится (и в торжественных случаях используется) кафедра, также сделанная из дерева Золотой Лани. Golden Hind. Реплика в Саутварке
Реплики Золотой Лани
В 1973 г. британские кораблестроители изготовили реплику (копию) Золотой Лани, которая через четыре столетия после корабля Дрейка повторила маршрут своей знаменитой предшественницы. В общей сложности новая Золотая Лань прошла путь в 225 000 км.
С 1996 г. находится на вечной стоянке в лондонском районе Саутварк (Southwark) и используется как музей
Другая копия Golden Hind с 1963 г. пришвартована к гавани города Бриксхэм (Brixham) в Девоншире.
С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!
|
|
| |
|