Форма входа
 
Приветствуем тебя, корсар Юнга!

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Логин:
Пароль:


Купить игры
 



Чат
 
500


Статистика
 
Пользователи, посетившие сайт за текущий день:
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Все о пиратах » Знаменитые корабли » Линейный корабль «Св. Павел»
Линейный корабль «Св. Павел»
Vaas_MontenegroДата: Суббота, 13.11.2010, 13:08 | Сообщение # 1
Капитан I ранга
Группа: Корсар
Сообщений: 1018
Награды: 166
Репутация: 344
Статус: В открытом море
Линейный корабль «Св. Павел»

Героический путь линейного корабля «Св. Павел» неразрывно связан с деятельностью выдающегося адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Федор Федорович Ушаков родился в 1744 г. Шестнадцати лет он был принят кадетом в

Морской корпус в Петербурге. По окончании корпуса мичман Ушаков участвовал в плавании из Кронштадта в Архангельск и у берегов Швеции.

Свой первый боевой опыт он получил во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг., когда в качестве командира небольшого корабля плавал сначала на Азовском, а затем на

Черном море, где впервые принял непосредственное участие в боевых действиях. Эти плавания явились для него важным этапом совершенствования в военно-морском деле. С мая 1781 г. он, командуя линейным кораблем «Виктор», в течение года плавал в Средиземном море в составе эскадры адмирала Сухотина. Вскоре после возвращения из этого плавания Ушаков принял непосредственное участие в создании нового Черноморского флота и был первым воспитателем черноморских моряков. В борьбе со старыми, консервативными взглядами на формы и методы ведения боя, с попытками иностранных морских офицеров, находившихся на службе в русском флоте, насаждать тактические приемы западных флотов, тактика Ушакова все основательнее внедрялась в практику боевых действий русского флота.

Ушаков твердо помнил предостережение Петра I о том, что при пользовании уставами «не держаться правил, яко слепой стены, ибо там порядки писаны, а времен и случаев нет». Ушаковская маневренная тактика не исключала линию, как один из элементов боевого порядка, но линия у него не являлась единственной формой построения, она была всецело подчинена маневру. Ушаков сочетал линейный порядок с маневрированием и перестроением в другие боевые порядки и показал образцы наступательной тактики парусного флота — охват фланга, расчленение строя противника и т. д.

Каждое сражение, проведенное Ушаковым, содержало новые тактические приемы, отвечавшие конкретной обстановке и условиям боевых действий. Уже в бою с турецким флотом у острова Фидониси в 1788 г. Ушаков проявил себя как флотоводец-новатор.

18 июня 1788 г. русские войска осадили турецкую крепость Очаков. В начале июля к Очакову из Кинбурна был вызван Суворов, которому было поручено командование левым крылом наступающих войск. В тот же день 18 июня из Севастополя в Очаков вышла русская эскадра под командованием Войновича. Эскадра состояла из двух линейных кораблей, двух 50-пушечных, восьми 40-пушечных, одного 18-пушечного фрегатов, 20 более мелких парусных кораблей и двух брандеров.

Задача эскадры Войновича состояла в том, чтобы не дать возможности турецкой эскадре оказать помощь осажденным в Очакове войскам противника и всемерно содействовать русским войскам, а также в том, чтобы не допустить эскадру противника к берегам Тавриды. Из-за встречных ветров движение русской эскадры сильно задержалось, и к острову Тендра она подошла лишь 29 июня. Замеченная здесь турецкая эскадра состояла из 15 линейных кораблей, 8 фрегатов, 3 бомбардирских и 21 более мелких кораблей.

На рассвете следующего дня, при северном ветре, русская эскадра пошла на сближение с противником, занявшим наветренное положение, и, выстроившись в линию баталии левым галсом, приготовилась к бою, ожидая нападения противника (нерешительность, типичная для Войновича). Турецкая эскадра, сблизясь до трех с половиной километров, вступила в боевую линию. В первом часу дня наступил штиль, и суда стали. С усилением ветра русские снова пошли на сближение. Тогда турецкие корабли, пользуясь преимуществом хода (они имели медную обшивку), стали удаляться, не принимая боя. Русские преследовали турок, уходивших к румелийским берегам, при этом русская эскадра стремилась занять наветренное положение. К вечеру турки сбавили ход; убавили свои паруса и русские. С наступлением темноты флоты опять разошлись.

Утром 3 июля недалеко от устья Дуная, у острова Фидониси, флоты снова встретились.

Противник по-прежнему сохранял наветренное положение. В 8 часов русская эскадра сделала поворот оверштаг и выстроилась в линию баталии левым галсом, контргалсом по отношению к неприятелю. В 14 часов противник, пользуясь наветренным положением, стал спускаться двумя колоннами, из которых первая, под командой Гесен-паши, атаковала русский авангард, а вторая устремилась к кордебаталии и арьергарду, стремясь парализовать их и не дать возможности оказать помощь своему авангарду (Ушакову). Через 5 минут началось сражение. Атаке подверглись два линейных корабля и два 50-пушечных фрегата авангарда Ушакова, при этом против каждого из этих кораблей было пять кораблей неприятеля. Занимая выгодное наветренное положение, турки держались на такой дистанции, которая лишала возможности русские 40-пушечные фрегаты с 12-фунтовыми пушками вести эффективную стрельбу, в силу чего с русской стороны могли успешно действовать лишь передовые корабли (т.е. авангард под командой Ушакова).

Несмотря на неблагоприятные условия, корабли ушаковского авангарда вели действительный и меткий огонь по атаковавшим его туркам, и через 40 минут атака противника была отражена, а линия его кораблей расстроена. Сам флагман первой колонны был вынужден выйти из линии. Попытка противника отрезать два фрегата Ушакова - «Борислав» и «Стрела» - кончилась так же безуспешно. Ушаков же на линейном корабле «Святой Павел», пользуясь замешательством противника, сам пошел в решительную контратаку и, прибавив парусов, с ближней дистанции нанес большие повреждения флагманскому кораблю турок «Капудания», заставив его при этом повернуть обратно. При повороте неприятельского корабля фрегаты «Борислав» и «Стрела» стреляли в него залпами всем бортом, в то время как противник лишен был возможности отвечать тем же. Другие корабли ушаковского авангарда поддержали контратаку своего флагмана сильным огнем по расстроенной турецкой колонне.

Сражение продолжалось до 16 часов 55 минут, после чего корабли противника, подняв все паруса, поспешили оставить место боя, потеряв при этом потопленную огнем флагманского корабля Ушакова шебеку. Потери авангарда Ушакова составили всего пять убитых и два раненых. Атака ушаковского авангарда могла бы принести значительно большие результаты, если бы не бездействие Войновича, который не поддержал Ушакова и ограничился лишь редкой перестрелкой с далеко отстоявшими кораблями второй колонны турецкого флота. Войнович не помог Ушакову и в преследовании уходящего от места боя противника. Сражение ограничилось боем между ушаковским авангардом и численно превосходящей первой колонной турецкой эскадры.

5 июля турецкий флот появился вблизи Ак-Мечети. Патрулировавшая здесь русская эскадра не подпустила противника, и последний вынужден был отойти к Херсонскому мысу, откуда 6 июля повернул в море и ушел к Румелийским берегам.

1 июля 1788 г. русские войска начали свое первое наступление на Очаков. В результате успешных действий суворовских войск в течение второго полугодия турецкая крепость, считавшаяся неприступной, была 6 декабря взята.

Сражение при Фидониси является примером успешного взаимодействия эскадры с сухопутными войсками при действиях против приморской крепости (Очаков). Ушаков, взяв на себя инициативу, вопреки канонам формальной линейной тактики, вступает в бой с превосходящими силами противника и смелой контратакой наносит основной удар против турецкого флагмана (первой колонны).

В сражении при Фидониси Ушаков нарушил и другие требования формальной линейной тактики, предписывавшей флагману находиться в центре линии своих кораблей. Показывая пример остальным судам, Ушаков шел впереди. Этот излюбленный прием и в дальнейшем приносил ему неизменный успех.

Корабль русского флота «Св. Павел» был заложен в 1780 г. в Херсоне мастером-кораблестроителем Афанасьевым. В 1784 г. спущен на воду, имея 66 орудий, длину 160 футов, ширину 44 фута и 4 дюйма, глубину трюма 19 футов. В сражении у острова Фидониси именно он потопил турецкую шебеку, вызвал на турецких кораблях два пожара. При этом вражеским огнем на нем были повреждены рангоут и паруса, три человека из команды ранено.

В составе эскадры под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова под командованием капитана 1 ранга К.Шапилова корабль участвовал в сражениях в Керченском проливе (8 июля 1790 г.). А спустя двадцать дней в составе той же эскадры участвовал в сражении у острова Тендра.

Спустя год, 31 июля 1791 г., корабль принял участие в героической битве при мысе Калиакрия. В донесении своем Ушаков говорит: «...Со флотом мне вверенным вышел я на море в числе 16 кораблей и двух бомбардирских, двух фрегатов, одного репетичного, одного брандера и 17 крейсерских судов для поиска флота неприятельского и, продолжая плавание к Румельским берегам, 31-го числа усмотрел оный, стоящий на якорях в линии при Калиакрии против мыса Калерах-Бурну под прикрытием сделанной на оном береговой батареи. Я со флотом (в три четверти третьего часа пополудни), под выстрелами оной прошел близ самого берега и, отрезав его от берега, будучи на ветре, спешил атаковать. Неприятель, устрашенный нечаянным приходом нашего флота, проиграв ветер, отрубил якоря, лег под паруса, и, будучи в замешательстве, некоторые корабли при довольно крепком ветре сошлись между собою, и на двух в тот же час оказались повреждения: с одного упала бизань-мачта, а на другом переломился бушприт. Поврежденный без бушприта ушел к стороне Варны, а второй остался при флоте. Флот неприятельский состоял из 18 больших кораблей... 10 больших линейных фрегатов, 7 малых и множества разного сорта мелких судов. В начале четвертого часа пополудни... капитан-паша бежал со флотом под ветер и начинал строить линию баталии, переменяя несколько раз на правый и на левый галс. Пользуясь сим замешательством, я нагонял его с флотом мне вверенным, будучи в ордере марша трех колонн.

Капитан-паша некоторую часть кораблей своих устроил уже в линию правого галса; но известный алжирский паша Саит-Али, подошел передовым с отдельной частью флота, состоявшею под красными флагами, обратил весь флот за собою, устраивая линию на левый галс, чему последовал и капитан-паша. Я продолжал гнаться за ними и (в половине четвертого часа) сигналом приказал как можно скорее строить линию баталии ... на левый галс, параллельно флоту неприятельскому, и спускался на него со всей возможной поспешностью. Притом же я заметил еще, что Саит-Али с вице-адмиральским кораблем красного флага и другим большим и с несколькими фрегатами, будучи сам передовым, спешил отделиться вперед, выигрывая ветер.

Посему, для предупреждения его намерений, я погнался за ним (в 4 часа 15 мин. пополудни) с кораблем «Рождество Христово», следуя вперед нашей линии, и сигналом подтвердил флоту исполнить мое повеление и сомкнуть дистанцию. Когда же линия нашего флота была построена в самом близком расстоянии против неприятельской и я догнал передовой корабль паши Саит-Али, то сигналом приказал всему флоту... спуститься к неприятелю на ближайшую дистанцию, а корабль под флагом моим, «Рождество Христово», приближаясь к передовому пашинскому кораблю на дистанцию полукабельтова, атаковал его, обойдя несколько с носу; тогда же, по учиненному (в 5 часов) сигналу, всею линиею началось жестокое сражение, которое продолжалось от пяти до половины девятого часа пополудни.

В сие время... прежде всех сбит передовой и лучший корабль неприятельского флота, паши Саит-Али, который от беспрерывного жестокого огня, на него обращенного, тотчас лишился фор-стеньги, грот-марселя, имел растрепленные паруса и в прочих местах разбит был до крайности, почему (в 5 час. 45 мин. пополудни...) поворотился, для закрытия, в средину своего флота; место же его заступил вице-адмирал красного флага с помощию еще одного корабля и двух фрегатов, но и они были сбиты и с немалым повреждением также удалились для соединения с флотом своим, защищая, однако, от следовавших за мною кораблей пашу Саит-Али. Бывшие за мною передовые наши корабли «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат», исполняя мое повеление, спустились от ветра, окружили передовые бегущие неприятельские корабли и с величайшей живостию производили по ним и вдоль всего флота беспрерывный огонь; а между тем корабль «Рождество Христово», опустясь за корму корабля «Федор Стратилат», спешил приблизиться к бегущему в средину флота своего кораблю паши Саит-Али, дабы не упустить его, и производил сильный огонь по нем и вдоль всего неприятельского флота, который от последующих кораблей всей нашей линии был весьма разбит, замешан и стеснен до того, что корабли их сами друг друга били своими выстрелами. Наконец флот наш всею линиею совсем окружил неприятеля и производил с такою отличной .живостию огонь, что, повредя многих в мачтах, стеньгах, реях и парусах, не считая великого множества пробоин в корпусах, принудил многие корабли укрыться один за другого. При начале же ночной темноты (в 8 часов вечера) флот неприятельский был уже совершенно разбит до крайности и бежал стесненною кучею под ветер... обратясь к нам кормами; и потому суда наши, сомкнув дистанцию, гнались за ним и беспрерывным огнем били его из носовых пушек, а которым было способно, и всеми лагами. Особенно разбиты и повреждены были все пашинские корабли. При такой... совершенной победе несомненно надеялись мы несколько кораблей взять в плен, но от сего спасала их перемена ветра и темнота ночи, увеличившаяся от густого дыма...»

Источник: парусники


Прикрепления: 1972588.jpg (10.4 Kb) · 5051246.jpg (6.0 Kb) · 9393076.jpg (7.6 Kb) · 2601962.jpg (16.3 Kb) · 7171062.jpg (10.4 Kb)






ASSASSIN
SVAROGДата: Среда, 25.02.2015, 09:18 | Сообщение # 2
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2120
Награды: 41
Репутация: 569
Статус: В открытом море
В ноябре 1804 года принимал участие в доставке десанта на Корфу, но из-за густого тумана 6 ноября не сумел войти в Босфор и вынужден был стать на якорь. Попав в сильный шторм получил серьезные повреждения грот- и бизань-мачт, фор-стеньги, руля и корпуса. В трюме корабля открылась течь. Корабль понесло к берегу, и экипажу с трудом удалось удержать судно на двух якорях. 13 ноября «Святой Павел» был отбуксирован турецкими гребными судами в Буюк-дере, где стоял на ремонте с 5 января по 28 февраля 1805 года. После ремонта корабль вернулся в Севастополь, где использовался как плавбатарея и брандвахта. В море больше не выходил.

В 1810 году корабль «Святой Павел» разобран в Севастополе. Командирами корабля в разное время служили:
И. Я. Перри (1797 год).
Ф. П. Лелли (по июль 1798 года).
Е. П. Сарандинаки (с июля 1798 года по 1800 год).
К. А. Герамуцо (1804—1805 годы и 1809 год).



С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!
Форум » Все о пиратах » Знаменитые корабли » Линейный корабль «Св. Павел»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright Pirates-Life.Ru © 2008-2024


Семь Футов под Килем - Бухта Корсаров и Пиратов!