Средневековье нескоро выйдет из моды. Рыцари в сияющих доспехах. Поиски Святого Грааля, плавно переходящие в Крестовые походы и массовое аутодафе. Долгие осады и кровавые штурмы, когда горстка засевших в крепости смельчаков останавливала тысячи незваных гостей… Последний пункт заслуживает особо пристального внимания, ибо за двадцать с гаком лет индустрия видеоигр возмужала свыше всякого предела, но так и не объяснила, зачем наши (или их) предки надрывались, покрывая Европу неприступными бастионами. Ответить на этот принципиальный вопрос пыталась еще древняя Castles. За ней последовали Firefly Studios' Stronghold, Medieval: Total War, Medieval Lords, Castle Strike, Medieval 2 — и все впустую! Чрезмерное упрощение, логические ляпы, дисбаланс… Порочный круг.
Повторение, мать!
На первый взгляд Stronghold Legends неотличима от Stronghold 2. У костра греются бездельники-крестьяне, лесорубы таскают бревна, на стенах лениво почесываются копейщики… Через полчаса явственно ощущаешь: чего-то не хватает. И без того примитивная игровая модель напрочь растеряла былой шарм. Крысы, преступность, почтенные золотари, спасавшие народ от эпидемий, — средневековая специфика испарилась.
Военное положение диктует свои законы. Построить надежный конвейер, бесперебойно снабжающий фронт пушечным мясом, стало куда легче. Забудьте о податях и связанных с ними неприятностях. Незачем тратиться на церкви и кабаки, успокаивая недовольных налогами, ведь можно воткнуть 2-3 дополнительные каменоломни, приторговывать излишками и процветать. Возня с «королевской кухней», обеспечивающей приток славы, также отошла на второй план. Уродливый монумент места не занимает, недорог, а пользы от него ничуть не меньше.
Три одиночные кампании уводят нас в три различных внешне, но подозрительно похожих внутри мира. Кто согласен быть безымянным лордом, когда Legends позволяет вжиться в коллективный образ короля Артура и рыцарей Круглого стола? Вам по душе «Старшая Эдда» и «Кольцо нибелунга»? Играйте за прославленного Зигфрида. Опять не то? Тогда примерьте на себя облик Влада Цепеша — жестокого правителя, ставшего прототипом графа Дракулы.
Артура и Влада разделяет тысячелетие войн и кровопролитий, но это не сказалось на наборе домиков и юнитов или тактике. Просто северяне засыпают захваченные полянки снегом, а вампиры — пеплом (совсем как в «Героях уничтоженных империй»). Разнообразие вносят уникальные для каждой из сторон наемники. Звонкая монета поможет легендарному властителю позвать старикашку Мерлина, красавца Ланселота и других ребят, знакомых по «Монти Пайтону». У викингов живется веселее. Скандинавские монстриллы гораздо колоритнее и полезнее в хозяйстве — достаточно вспомнить «отмороженных» великанов, дрессированных волков или милых ведьмочек, осыпающих противника стрелами откуда-то из-за облаков. Дракуле-Цепешу выпала роль опереточного злодея. Послушные посланнику ада оборотни, летучие мыши и прочая мелюзга вряд ли вас напугают, а вот умение отдельных отпрысков тьмы ползать по стенам поначалу заставит понервничать.
Эйфорию от обладания чем-то новым быстро сменяет разочарование. Десяток синекожих гигантов раздолбает соседушке половину замка, но не справится со шмыгающими под ногами меченосцами — сколько ни топчи, толку не будет. Крылатых тварей лучники сбивают еще на подлете, а дорогущее яйцо дракона приходится высиживать чуть ли не час — и ради чего? Чтобы волшебная ящерица пару минут покружила над башнями, пыхая некрасиво нарисованным огнем? Если ее не подстрелят местные робингуды, она сама позорно издохнет, едва таймер в углу экрана отмерит положенный срок — столь незатейливым способом разработчики создают пресловутый баланс.
Зато катапульты, тараны и остальная псевдореалистичная белиберда теперь и даром не нужны. Бородатые акселераты с радостью снесут ворота, расчистив дорогу основному отряду. Помните жутких мужиков-с-дубинами из первой части? Преемственность налицо. Хотя устаревшую графику на «преемственность» уже не спишешь — движку Stronghold 2давно пора на покой. Страшненькие модели, невзрачные эффекты, непослушная камера… После Medieval 2 и Warhammer: Mark of Chaos (они, как и Legends, вышли в октябре-ноябре 2006 года) смотреть на такое грустно.
Сэр Паровоз
Линейные миссии сегодня никого не удивляют, однако дизайнеры уровней из Firefly явно поленились. Скучно, предсказуемо, а под конец — чересчур сложно из-за многократного перевеса AI в живой силе, технике и наглости. Штурм, оборона, «героические» похождения и, конечно, классический вариант «построй базу и убей гадов»… Привычно. Ни откровений, ни крепкой сюжетной составляющей. Даже если вы прочитаете предысторию, интереснее не станет.
Под видом бонуса здесь выступают т.н. «the legends trails» — приукрашенные skirmish-баталии разной паршивости. Правда, карликовые размеры карт смущают. Замки противников почти примыкают друг к другу, что неудобно, да и выглядит комично. Жульничество в духе «давайте возведем казарму в центре неприятельской цитадели» пресекают четко обозначенные границы. Увы, это не единственная условность. Например, нам почему-то запретили атаковать склад (без запаса камней и досок враг обречен) и главную башню. Исчезли знаменитые бои на внутренних лестницах. Без вести пропала любящая супруга. Вымерли все грызуны и бандиты…
Остается действовать напрямик. Пробился сквозь толпу оцепления к боссу, настучал ему по шлему — и наслаждайся победой. «Харассинг» и крупные рейды не приносят морального удовлетворения. Здания стоят копейки и строятся мгновенно, работники бесплатны, в итоге нападающая сторона получает на свою голову больше хлопот и микроменеджмента, чем реальной выгоды. Истребление нейтральных (читай: кушающих всех без разбора) монстров и борьба за бесхозные деревеньки разбавляют серые будни храброго Сэра Рыцаря. Регулярные набеги зверья могут оказаться опаснее полноценной атаки.
О многопользовательском кусочке я скажу одно: бегает — и ладно. Было бы желание, а встроенный клиент подберет подходящую партию. Жаль, подробности усыпляют. Четыре стандартных режима («deathmatch», «king of the hill», «economic wars» и CTF), неизменный «раш» дешевыми наемниками, обкромсанная по сравнению со Stronghold 2 экономика… Поклонникам RTS неведом дефицит. Странно, что кто-то до сих пор посвящает досуг Legends.
Под замком
Судьба беспощадна к проигравшим. SL — типичный пример упадка. Ведь, привнеся в игру несколько занятных элементов, авторы выкинули из нее последние крохи уникальности. Пусть и кривоватый, но стильный «симулятор» средневекового лорда превратился в безвкусную «generic fantasy RTS #4397». Legends не лишена определенного очарования, многие не без удовольствия пройдут парочку миссий, однако на этом встреча со сказкой, скорее всего, закончится.
Рецензия взята с http://www.ag.ru