Развитие в России линейного парусного флота Вопросы развития архитектуры, парусного вооружения и других элементов русских линейных судов (кораблей и фрегатов) до сих пор еще основательно не исследованы. Особенно «не повезло» XVIII веку — материалов опубликовано незаслуженно мало [1—3], отсутствует четкое разделение эволюции судов по периодам, допущена путаница в классификации их типов и конструкций, о чем, в частности говорилось в одном из обзоров писем читателей журнала «Судостроение» (1983, № 9). Существующее положение тем более недопустимо, что именно в XVIII веке четыре раза менялось парусное вооружение русского линейного флота, по сути дела завершилось формирование корабельной архитектуры, были сделаны коренные усовершенствования рангоута и такелажа, корпуса, шлюпочных устройств и т. д.
К сожалению, в архивах и фондах музеев не сохранились чертежи парусности линейных судов XVII—XVIII вв., поэтому автору статьи пришлось привлечь документы Адмиралтейств-коллегий тех времен, техническую литературу по кораблестроению, архивные и иконографические материалы. Эволюцию русских парусных линейных судов можно разделить на следующие вполне конкретные периоды.
Возникновение военного судостроения (1668—1700 гг.). Как известно, первая попытка создания регулярного военно-морского флота относится ко времени царствования Алексея Михайловича, отца Петра I [4]. Приглашенные им на службу голландские специалисты под руководством полковника Корнелиуса Букговена, приехавшего в Россию в 1647 г., построили в деревне Дединово на Оке яхту и фрегат, получивший в честь русского государственного герба название «Орел» (спущен на воду 26 мая 1668 г.). Начатое юным Петром судостроение в Воронеже относится уже к 1696 г. и связано с осадой турецкой крепости Азов [5]. Далеко не все приглашенные зарубежные мастера имели достаточную квалификацию, каждый строил по манере, принятой в его стране (Нидерландах, Греции, Англии, Дании и др.), поэтому корабли получились разнотипными, не всегда совершенной конструкции, с низкими мореходными и боевыми качествами (галеасы, галиоты, баркалоны, карамусали, «барбарийские» и т. п.). Вернувшийся из зарубежной поездки Петр I сделал проверку воронежского «кумпанского» судостроения и дал ему весьма низкую оценку.
Типичные особенности судов Азовского флота заключались в следующем: корпус с большой седловатостью, высокий подъем кормы, доходившие только до бизань-мачты шканцы, высокая плоская (транцевая) корма, плоское днище, небольшая осадка; на фок- и грот-мачтах только по два яруса прямых парусов, на бизань-мачте — косая треугольная (латинская) бизань, под бушпритом — прямой блинд, а над ним — прямой бом-блинд; обилие резных украшений, размещавшаяся в закрытом деке, на верхней палубе, шканцах и форкастле артиллерия довершали картину. Потерпев поражение в 1711 году, Россия вынуждена была отдать Турции Азов со всеми прилегающими землями; в связи с этим часть мелких судов перевели вверх по Дону, часть сожгли, два корабля купили турки, а остальные, по-видимому, брошены в Азове [4, б].
Становление судостроения (1700—1726 гг.). В самом конце XVII века Петр решил создать в России регулярный флот по образцу западноевропейского. Для обучения судостроению и морскому делу он сам и многие его молодые сподвижники выехали в Голландию и Англию. Началом нового периода петровского судостроения следует, очевидно, считать спуск в 1700 г. корабля «Гото Предестинация»; с этого момента флот строился уже за счет казны и под строгим присмотром самого Петра. По архитектуре корпуса, парусному вооружению и артиллерии «Предестинация» полностью отвечала западноевропейским требованиям. Уделяя большое внимание совершенствованию линейного флота, царь лично разрабатывал проекты, строил корабли и фрегаты. Образцом может служить спроектированный им 64-пушечный «Ингерманланд», построенный мастером Р. Козейцом в 1715 г.
Характеризуя в целом этот период русского судостроения, находившегося под сильным влиянием вначале голландцев, а затем англичан, необходимо отметить следующие общие черты. В архитектуре корпуса — сохранение типичных особенностей судов конца XVII века: большая седловатость верхней палубы, развитые надстройки в носу и корме (иногда в несколько ярусов), большой завал бортов внутрь у верхней палубы; в парусном вооружении — на фок- и грот-мачтах три яруса прямых парусов, на бизань-мачте косая бизань французского типа на наклонном рее (рю) и прямой парус над ней, на бушприте внизу прямой парус блинд, наверху — бом-блинд; в шлюпочном снабжении — три-четыре гребных судна (баркас, рабочие шлюпки, командирский катер), располагавшиеся между грот- и фок-мачтами; в декоративном убранстве — богатые и большие по размерам резные украшения в стиле барокко (особенно на носу и корме); носовая фигура, символически отражавшая название судна; в артиллерийском вооружении — разнокалиберные и разнотипные пушки, установленные на закрытой и верхней палубах, шканцах, юте и форкастле (перегрузка артиллерией делала суда валкими в шторм, а также способствовала расшатыванию конструкций, снижению долговечности).
Строительство судов по петровским штатам (1726— 1777 гг.). Хотя к 1725 г. Россия имела огромный по тому времени линейный флот, строился он мастерами, как правило, «на глазок», с использованием личного опыта, передававшегося «от деда к отцу и внуку». Это приводило к созданию не всегда удачных судов, которые в составе эскадры плохо взаимодействовали друг с другом из-за разных ходовых и мореходных качеств, разнокалиберности артиллерии. Для ликвидации такого «разнобоя» и унификации линейных судов (взаимозаменяемая артиллерия, рангоут и паруса) потребовалось создать единые нормы или, как их тогда называли «штаты пропорций».
Работу над штатами Петр начал, по-видимому, давно [7, 8]. Особый интерес представляют «пропорции» парусного вооружения и снабжения таких датских кораблей разных рангов, как «Элефант», «Графру», «Принц Вильгельм» и и «Генск-Галд» [7]. В одной из тетрадей этих «пропорций» имеются на полях различные пометы, в том числе и дата 1714 г., которую можно принять за начало работы над штатами. В их основу был положен усовершенствованный тип западноевропейского линейного судна; его особенности и отличия от предшествовавших хорошо видны на примере одного из первых кораблей нового типа — «Петр I и II», спроектированного и строившегося Петром, но достроенного уже после его смерти. Штаты пропорций и парусного вооружения русских линейных судов, введенные в действие в 1726 г., окончательно завершили сподвижники Петра, однако Петр, по свидетельству Адмиралтейств-коллегий, все же успел подписать их [9].
Именно с этого времени началась постройка кораблей и фрегатов по петровским штатам. Если обводы и общая архитектура корпуса сохранились прежними, то парусное вооружение претерпело значительные изменения — латинскую бизань заменили трапециевидной английского типа, не стало верхнего бом-блинда, ввели кливера и стаксели, увеличили число прямых парусов на бизань-мачте; шлюпочное снабжение осталось тем же, что и в предшествовавший период; наметилась тенденция упрощения декоративного убранства, расположение артиллерии сохранилось прежним. Несколько уменьшилась разнокалиберность артиллерии; с 1761 г. на верхних палубах кораблей появились единороги П. И. Шувалова, допускавшие стрельбу бомбами [10].
Строительство линейных судов по петровским штатам продолжалось без существенных изменений свыше полувека, причем было построено 57 кораблей подобного типа [6]. Уже сам по себе этот факт говорит о застое техники русского судостроения при преемниках Петра, что объясняется рядом обстоятельств. Особенно в середине XVIII века в России мало внимания уделялось флоту, который считался лишь придатком армии. В западноевропейских странах к тому времени произошли коренные усовершенствования архитектуры, парусности и артиллерии линейных судов .(«ост-индская» архитектура и парусность, введение карронад и т. п.). Адмиралтейств-коллегия не решалась даже на незначительное отступление от штатов 1726 г. без санкции императрицы, ссылаясь на то, что их «Петр Великий подписать изволил» [9]. Пятидесятилетняя постройка устаревших судов, конструкцию которых долгое время не удавалось изменить, объясняется известным консерватизмом Адмиралтейств-коллегий, состоявшей из престарелых адмиралов. Вот почему этот период эволюции русских линейных судов можно характеризовать как застойный, регрессивный.
Усовершенствование линейных судов (1777—1806 гг.). Первую попытку усовершенствовать русские линейные суда сделал С. К. Грейг, грамотный специалист в области кораблестроения и флота [12]. На русскую службу он перешел в 1764 г., а уже в следующем году с разрешения Адмиралтейств-коллегий взялся улучшить фрегат «Св. Сергий», построенный в 1761 г. Л. Ямеоом. В письме от 29 июля 1765 г. Грейг докладывал о переделках в корпусе, парусном вооружении и якорном устройстве. В 1766 г. он стал командиром нового корабля «Три иерарха» и с разрешения Адмиралтейств-коллегии установил на нем усовершенствованное парусное вооружение [9]: четвертый ярус парусов на всех мачтах, бом-блинд под утлегарем, драйвер на бизань-рю и ряд дополнительных парусов для легких ветров. По свидетельству вице-адмирала Г. А. Спиридова, корабль ходил лучше, чем однотипный «Три святителя», имевший парусное вооружение по штатам 1726 г., однако Адмиралтейств-коллегия не спешила с введением усовершенствований. Только после запроса императрицы от 27 ноября 1768 г. [19] чиновники «впустили» Грейга для рассмотрения этого вопроса. Признавая полезными сделанные им «перемены», Адмиралтейств-коллегия тем не менее «осталась на прежних штатах» [9], что нашло отражение в решении от 29 декабря 1769 г.
На протяжении десяти лет Грейг пытался добиться изменения штатов 1726 г., т. е. ввести давно назревшие усовершенствования. В 1772—1773 гг. ему разрешили вооружить по-новому два только что спущенных корабля — «Св. великомученик Исидор» и «Ингерманланд». Убедившись в преимуществах переоборудованных судов, Адмиралтейств-коллегия, наконец-то, решилась на усовершенствование линейного флота. Специальная комиссия, созданная 1 марта 1777 г., на основе предложений С. К. Грейга, разработала новые штаты [11], утвержденные буквально через несколько дней (6 марта) [13] и продержавшиеся в течение двадцати с лишним лет. Строившиеся в соответствии с ними суда весьма подробно описаны в книгах тех лет [14, 15, 16]. По этим штатам были построены и спроектированные С. К. Грейгом 66-пушечные корабли «Изяслав», «Пармен», «Никанор», «Пимен», «Иона», «Филипп», «Граф Орлов», «Европа», «Азия» и «Победа».
Главные особенности судов, строившихся по штатам 1777 г., состояли в следующем. Архитектура корпуса — некоторое снижение высоты кормовой надстройки, фонарей, скульптуры и других внешних элементов кормы, шканцы продлились к носу, за грот-мачту; парусное вооружение — снижение угла наклона бушприта, дальнейшее развитие передних парусов, на всех трех мачтах четыре яруса парусов (четвертый — «летучий», без брасов и пертов), косая бизань английского типа на наклонной бизань-рее, драйвер; шлюпочное снабжение осталось без изменений; декоративное убранство — замена сюжетного декора символическим с сохранением только на корме и носу, носовая фигура отвечала названию судна и отражала религиозно-монархический дух государства; якорное устройство — введение двойных шпилей, расположенных под палубами [14, 16]; расположение артиллерийского вооружения сохранялось прежним; по настойчивым предложениям Грейга на суда в 1787 г. начали устанавливать карронады [11]. Интересно, что он пригласил в Россию изобретателя карронады, президента карронских орудийных заводов в Шотландии инженера-металлурга Дж. Гаскоина, наладившего литье карронад на Александровском заводе в Петрозаводске. Архитектура кораблей подробно описана в [17, 18].
Завершение развития линейных судов (1806—1865 гг.). Несмотря на введение некоторых усовершенствований, развитие архитектуры и парусности русских линейных судов отставало почти до конца XVIII в. от кораблей и фрегатов передовых морских держав. К тому времени в шведском, французском и других военных флотах появился более совершенный и прогрессивный тип судна, так называемый ост-индский. Родился он в самой Англии еще в середине XVIII в., но привился в английском флоте не сразу, а использовался в основном на торговых судах Ост-индской компании [1].
В конце XVIII в. херсонский корабельный мастер А. С. Катасанов разработал проекты «новоманерных» линейных кораблей, имевших архитектуру наподобие ост-индского типа. Это начинание 'поддержал председатель Черноморского адмиралтейского правления адмирал Н. С. Мордвинов, по распоряжению которого Катасанов построил в Херсоне два опытных корабля—«Св. Петр» (1794г.) и «Св. Захарий и Елизавета» (1795 г.). Сравнительные испытания подтвердили хорошие качества «новоманерных» судов. Было принято решение соорудить на Черном море два 74-пушечных корабля по утвержденным в 1797 г. чертежам Катасанова [19]. В Петербурге по его же чертежам в 1799 г. построили 74-пушечные корабли «Москва», «Ярослав», «Св. Петр», а год спустя уже сам Катасанов построил 74-пушечный «Архистратиг Михаил» по чертежу трофейного шведского корабля «Эмгейтен» (проект Ф. Чапмана), а по собственному проекту — «Благодать» (130 пушек). С этого времени новая архитектура корпуса завоевывает в России всеобщее признание [19].
По решению учрежденной в 1799 г. комиссии для изменения штатов судов был отменен бом-блинд, драйвер заменен контр-бизанью, введен фока-стаксель, на фрегатах вместо бизань-реев (рю) введены гафели и высказано пожелание о такой же «перемене» на кораблях, укорочены бом-брам-реи, унифицированы основные якоря, понижены кормовые фонари, введены дополнительные шлюпки, устанавливавшиеся по бортам на бизань-русленях [13]. Все эти новшества становятся узаконенными и освещаются в специальной литературе [14]. В 1804 году Адмиралтейств-коллегия приняла решение о переформировании судовых команд Балтийского флота «по роду новой конструкции судов» [20]; в 1806 году вошли в силу закона новые штаты [21], положения которых принципиально не менялись уже до конца эпохи военного парусного флота (середина XIX в.).
Характерные черты судов нового типа заключались в следующем. Архитектура корпуса — соединение форкастля и шканцев общей палубой, превращение конструкции корпуса в безнадстроечную, уменьшение его седловатости (почти прямая линия палубы); таким образом, бездечные фрегаты стали однодечными (с закрытой батарейной палубой), а однодечные корабли — двухдечными; парусное вооружение — на трех мачтах четыре яруса парусов, гафельная бизань с гиком, контр-бизань, передние паруса: кливер, фор-стеньги-стаксель и фока-стаксель, блинд, стаксели ставились между всеми мачтами, лисели — на реях фок- и грот-мачт, появился мартин-гик; шлюпки располагались по-новому: баркас между грот- и фок-мачтами, шлюпки на бизань-русленях по бортам, катер за кормой на кормовых крамболах; получили распространение унифицированные якоря; наметилось дальнейшее упрощение кормового и носового декора, переход от стиля барокко к классицизму (ампиру), в 1829 году появилась унифицированная носовая фигура в виде канонизированного русского государственного герба — двуглавого орла (впоследствии орла сменила символическая фигура, отвечавшая названию судна); артиллерийское вооружение — калибр орудий повысился до 36 фунтов, произошла дифференциация длин пушек одинакового калибра по палубам (короткие — для верхних, длинные — для главных деков) и повсеместный переход к чугунной артиллерии.
Эволюция русских линейных парусных судов в XVIII—XIX вв.
(показаны наиболее употреблявшиеся паруса — без лиселей и дополнительных стакселей; пунктиром обозначены паруса, появившиеся в конце периода): а—1700—1726 гг.; б— 1726—1777 гг. (штаты 1726 г.); в—1777—1860 гг. (штаты 1777 г.); г— 1806—1865 гг. (штаты 1806 г.)
1 — бизань; 2 — крюйсель; 3 — грот; 4 — грот-марсель; 5 — грот-брам-сель; 6 — фок; 7 — фор-марсель; 8 — фор-брамсель; 9 — блинд; 10 — бом-блинд; 11 — кливер; 12 — фор-стеньги-стаксель; 13 — крюйс-брам-сель; 14 — крюйс-бом-брамсель; 15 — грот-бом-брамсель; 16 — фор-бом-брамсель; 17 — драйвер; 18 — фока-стаксель; 19 — фор-трисель; 20 — грот-трисель
К концу рассматриваемого периода сформировавшиеся типы фрегатов и кораблей почти не изменились, однако следует отметить ряд усовершенствований, с введением которых завершился процесс развития парусных судов: заострение обводов, дальнейшее спрямление поверхностей корпуса (переход к гладкопалубным судам с прямой линией верхней палубы и прямым бортам без завала к диаметральной плоскости), увеличение размерений судов; полная унификация калибра орудий по наибольшей величине, введение бомбических пушек, применение нескольких передних парусов (кливеров и стакселей), окончательная отмена блинда, дополнение на грот- и фок-мачтах триселей, а лиселей на бизань-мачте; использование паровых машин и винтовых движителей, изменивших не только ходовые, маневренные и боевые качества судов, но и их внешний архитектурный облик.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать два важных вывода. Начиная с 1726 г. строительство линейных судов канонизировалось и велось только на основе стандарта (штатов), предписывавших форму, пропорции и конструкцию корпуса, тип и размеры рангоута, такелажа и парусов, шлюпочное снабжение и размещение шлюпок, калибр, количество и размещение артиллерии, размеры внешних архитектурных деталей (фонарей, носовой скульптуры и т. д.); в каждый период эволюции линейные суда строились в строгом соответствии со штатами. Отступление от штатов разрешалось Адмиралтейств-коллегией в обоснованных случаях и только по личному указу царя или после согласования с ним. Отступления делались лишь для опытных судов, причем в разрешении указывались их названия и перечислялись пункты отступления от штатов. Таким образом, зная название и год постройки судна, можно весьма точно соотнести его с определенным периодом, т. е. указать штаты, в соответствии с которыми строилось, а значит, и все его внешние особенности: архитектуру корпуса, парусность, артиллерию, шлюпочное снабжение, декор, якорное устройство и т. п. Именно на основании этих данных удалось восстановить подлинный облик фрегата «Св. Николай» — первого судна, построенного в Николаеве в 1790 г. по штатам 1777 г.
Источник: