|
Импе́рия И́нков
| |
Vaas_Montenegro | Дата: Суббота, 25.12.2010, 20:46 | Сообщение # 1 |
Капитан I ранга
Группа: Корсар
Сообщений: 1018
Награды: 166
Репутация: 344
Статус: В открытом море
| Импе́рия И́нков Импе́рия И́нков (кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu, Тауантинсу́йу, Тавантинсу́йу, Тавантинсу́йю) — крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI—XVI вв. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков прекратило своё существование. Есть гипотеза, что последним независимым пристанищем инков является ненайденный город (страна) Пайтити (до середины или конца XVIII века). Археологические исследования показывают, что большое количество достижений было унаследовано инками от предшествующих цивилизаций, а также от подчинённых ими соседних народов. К моменту появления на исторической арене инков в Южной Америке существовал ряд цивилизаций: Моче (культура Мочика, известная цветной керамикой и ирригационными системами), Уари (это государство явилось прообразом Империи инков, хотя население говорило, по-видимому, на ином языке — аймара), Чиму (центр — город Чан-Чан, характерная керамика и архитектура), Наска (известные тем, что создали так называемые линии Наска, а также своими системами подземных водопроводов, керамикой), Пукина (цивилизация города Тиауанако с населением около 40 тысяч человек, находившаяся к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей грозной крепостью Куэлап, которую ещё называют «Мачу-Пикчу севера»). Название Империи Название страны на кечуа, Тауантинсуйу, можно перевести как четыре объединённых провинции (Tawantin — «группа из четырех предметов» (tawa «четыре» с суффиксом -ntin, означающим «совокупность»); suyu — «страна», «область» или «провинция»). Как указывает кечуанский лингвист Деметрио Тупак Юпанки: «-ntin — „весь интегрированный“, „всё, составляющие одно целое“. Предыдущие части исчезают, чтобы дать место одной отличной интеграции — одному целому. Оно создает то, что по прихоти мы называем „юридическим лицом“, субъект и несущий ответственность отличаются своими составными частями. Как если бы было одно предприятие, в котором юридическое лицо берет на себя ответственность, освобождая тем самым составные части».[2] Такое название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу (кечуа Kunti Suyu) , Кольясуйу (кечуа Qulla Suyu), Антисуйу (кечуа Anti Suyu) и Чинчасуйу (кечуа Chinchay suyu). Кроме того, из Куско (кечуа Qusqu) в четыре стороны выходили четыре дороги, и каждая из них именовалась по названию той части империи, в которую она вела. История Хронология около 1200 — правление Манко Капака (кечуа Manqu Qhapaq), основание Куско. около 1240 — правление Синчи Роки (кечуа Sinchi Ruq'a). около 1260 — правление Льоке Юпанки (кечуа Lluq'i Yupanki). около 1290 — правление Майты Капака (кечуа Mayta Qhapaq). около 1320 — правление Капака Юпанки (кечуа Qhapaq Yupanki). около 1350 — правление Инки Роки (кечуа Inka Ruq'a). около 1380 — правление Яуар Уакака (кечуа Yawar Waqaq). около 1410 — правление Виракочи Инки (кечуа Wiraqucha Inka). 1438—1471 — правление Пачакутека Юпанки (Пачакути) (кечуа Pachakutiq). 1471—1493 — правление Тупака Инки Юпанки (кечуа Tupaq Inka Yupanki). 1492 — открытие Америки Колумбом. 1493—1527 — правление Уайна Капака (кечуа Wayna Qhapaq). 1513 — Васко Нуньес де Бальбоа открывает «Море Юга» (Тихий океан). 1515 — отряд конкистадоров Васко Нуньеса де Бальбоа даёт имя «Перу» вновь открытым землям. Уайна Капак получает первое известие о белых людях. 1522 — попытка Паскуаля де Андагойи проникнуть в Империю Инков. 1527—1532 — правление Уаскара (кечуа Waskhar). 1528 — начало гражданской войны между сторонниками законного наследника престола Уаскара и его брата Атауальпы (кечуа Ataw Wallpa). 1533 — правление Атауальпы. 13 мая — Франсиско Писарро подплывает к городу Тумпис, начинается испанское вторжение в Тауантинсуйу. 18 июня — Выкуп Атауальпы. Все сокровища, составившие его, считаются крупнейшей военной добычей в мировой истории. 20 или 27 июля — казнь Атауальпы, взятого в плен в Кахамарке, конкистадорами. 1534 — захват Куско конкистадорами. 1535 — Франсиско Писарро основывает Город Волхвов (Лиму). Империя Инков захвачена, испанцы ставят на престол Тауантинсуйу Манко Инку Юпанки (кечуа Manqu Inka Yupanki). Манко Инка Юпанки поднимает восстание против испанцев в Вилькабамбе. 1543 — Перу провозглашено вице-королевством, объединившим почти всю Южную Америку, кроме Бразилии. 1544 — смерть Манко Инки Юпанки. 1544—1561 — правление Сайри Тупака (кечуа Sayri Tupaq) в Вилькабамбе (кечуа Willka Pampa). 1561—1570 — правление Титу Куси Юпанки (кечуа T'itu Kusi Yupanki) в Вилькабамбе. 1569 — Титу Куси Юпанки принимает христианство и разрешает деятельность миссионеров на территории Вилькабамбы. 1570 — Тупак Амару I (кечуа Tupaq Amaru) становится правителем в Вилькабамбе. 1572 — разгром остатков индейского государства в Вилькабамбе испанцами. 1609 — в Лиссабоне выходят «Подлинные комментарии» Инки Гарсиласо де ла Веги. 1780—1782 — восстания индейцев под предводительством Тупак Амару II (Хосе Габриэля Кондорканки). Возникновение и рост империи В Андской области и прилегающем к ней побережье в 1-м тыс. до н. э. — 1-м тыс. н. э. возникли развитые земледельческие цивилизации Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако и др. В XII веке на берегах озера Титикака появляется народ, которым руководит Инка — верховный правитель. Он переселяется в новую столицу — Куско и распространяет свое влияние на огромной территории, охватывающей к XV—XVI вв. большую часть современных Эквадора, Перу, значительную часть Боливии, Чили, Аргентины, а также небольшой район Колумбии. Создание государства приписывается легендарному Инке Манко Капаку, он же основал столицу — город Куско, на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами. После создания территория страны постоянно расширялась. В особенности после того, как Инка Яуар Уакак создал в империи регулярную армию. Большие завоевания осуществил Инка Пачакути. Он создал настоящую империю, ведь до этого инки были всего лишь одним из многочисленных индейских племен, а Куско — обычным городком. Большинство подконтрольных инкам земель было завоевано Пачакути и его сыном Тупак Инка Юпанки. Небольшая часть территории была присоединена одиннадцатым Инкой — Уайна Капаком. Правители Уаскар и Атауальпа были сыновьями Уайны Капака. После его смерти они начали изнурительную междоусобную войну. К приходу испанцев победителем в войне стал Атауальпа. Инки Пачакутек и Гарсиласо де ла Вега на перуанских солях При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покоренные племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы. Местная знать и жречество покоренных народов сохраняли свое положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца Инти. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюма, дабы по платью любого жителя Тауантинсуйу было легко определить его происхождение и социальный статус. Для инков было характерным разделение власти и общества на: воинов и не-воинов. Главными полководцами и военачальниками были либо правители Империи, либо назначенные ими люди из правящего этноса — инков. При этом, похоже, всё-таки существовало некое двоевластие — полноценный дуумвират: когда хозяйственной деятельностью Империи, снабжением и обеспечением войск занимался правитель (губернатор) города Куско, о чём неоднократно упоминает историк Хуан де Бетансос. На пике своего существования империя Инков являлась одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек. Покорение испанцами В 1521 году Эрнан Кортес завоевал ацтеков. Это завоевание вдохновило Франсиско Писарро. Согласно докладу Хуана де Самано, секретаря Карла V, впервые о Перу стало известно в 1525 году в связи с завершением первой Южной экспедиции Франсиско Писарро и Диего де Альмагро. Экспедиция вышла из Панамы 14 ноября 1524 года, но вынуждена была вернуться в 1525 году. После этого было осуществлено ещё два похода. В 1532 году Писарро прибывает на побережье современного Перу с 200 пешими воинами и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами. Обманом Писарро смог захватить и казнить Великого инку Атауальпу, после этого сопротивление в течение 2 лет возглавлял военачальник Руминьяви. Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. Инка Манко Инка Юпанки с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается ещё около 30 лет. В 1572 году последний правитель инков — Тупак Амару был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена.Покоренные инки вошли в состав народности кечуа. Административное деление Империя делилась на 4 части: Чинчайсуйу — ей соответствовал красный цвет, Кольасуйу — жёлтый цвет, Антисуйу — зелёный цвет, и Кунтисуйу — синий цвет, в свою очередь каждая такая часть состояла из провинций: к северу от Куско находились: Вилькас (Vilcas), Хауха (Xauxa), Бомбон (Bombon), Кахамарка (Caxamalca), Гуанкабамба (Guancabamba), Томебамба (Tomebamba), Латакунга (Latacunga), Кито (Quito), Каранке (Carangue); по другую сторону от Куско, к Югу: Атункана (Hatuncana), Атункольа (Hatuncolla), Айявире (Ayavire), Чукиабо (Chuquiabo), Чукуито (Chucuito), Париа (Paria) и другие, протянувшиеся до Чили. В каждой провинции имелась своя столица, куда стекался сбор податей, где находился храм Солнца, литейни и ювелирные мастерские, гарнизон, крупные постоялые дворы, склады, а также представитель Двора — губернатор. Отдельно в административном делении, как столица, выделялся город Куско. Он обозначался жёлтым цветом. Каждое же селение, являвшееся столицей провинции, имело свою цифру. Например, для обозначения того, что «Манко Капак, первый правитель Инка, завоевал первую столицу провинции, в нить вводился один большой узел, вторую — два больших узла, и так — со всеми остальными. Известно, что у Куско, столицы Империи, было три, или четыре узла, один над другим». Известно также, что удаленность провинции от столицы империи Куско часто ставилась в зависимость от порядкового счисления: например, чем ближе провинция, тем она или её представитель-курака ближе в службах, походах, ритуалах, церемониях к правителю инке. Для определения провинций Империи Тавантинсуйу в письменности кипу каждая провинция имела свою смесь цветных нитей. На нити, в свою очередь, могла размещаться (вставляться) красная нить для обозначения погибших в своём войске «из/в такой-то провинции». Также использование цвета нитей для провинций Империи встречалось в кипу, связанных со статистикой и налогообложением таких провинций. Эта же система распространялась на отчёты о географическом и экономическом описании Импери. Педро де Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу» сообщал о небывалой точности учёта с помощью кипу: «В каждой столице провинции были счетоводы, называемые кипукамайоки [quiposcamayos], и с помощью этих узлов они вели исчисление и учёт необходимых податей, уплачиваемых жителями того района, начиная с серебра, золота, одежды и скота, и заканчивая дровами, и другими куда более незначительными вещами; и с помощью этих самых кипу по истечении одного года, или десяти, или двадцати, извещали того, кому было поручено собирать отчет[ы]; и столь хорошо это делалось, что и пару альпаргат нельзя было утаить». Сьеса де Леон приводил сведения о количестве должностей кипукамайоков в отдельно взятой территориальной единице: «и в каждой долине этот учёт имеется и сегодня, и всегда в постоялых дворах столько счетоводов, сколько в ней [долине] управителей, и каждые четыре месяца они предоставляют свои отчеты вышеупомянутым способом». Для провинций устанавливался срок подачи отчётности — 1 год, поскольку «в конце года каждая провинция приказывала внести в кипу по количеству его узлов всех людей, как умерших там в тот год, так и, соответственно, тех, кто родился. И к началу года, в который вступали, они приходили в Куско с кипу, по которым становилось понятно, сколько в тот год родилось, и сколько умерло» Законы Законы Инков сохранились только в отрывках, но их содержание известно из многочисленных испанских колониальных источников, составленных по изустной традиции. Законы регистрировались и «записывались» отдельными чиновниками в кипу, и другими чиновниками — глашатаями — провозглашались на одной из площадей столицы империи Куско — Римак. Инкское право характеризуется высокой степенью строгости в вопросах применения наказания — в большинстве случаях смертной казнью, результатом чего являлось практически полное отсутствие некоторых видов преступлений среди индейцев (мелкого воровства, коррупции, убийств), чем восхищались испанские чиновники, миссионеры и солдаты. Правда, это косвенно может говорить о тоталитарном и командно-административной характере управления государства Инками. Глава государства Земля считалась принадлежащей индейцам, в то время как правителю — Сапа Инке (кечуа Sapa Inka, букв. «Единственный Инка»), принадлежали доходы (подать) с труда общин; власть Инки была окружена священным ореолом. Внешним знаком отличия Инки была шерстяная головная повязка с кистью и тремя перьями над лбом — так называемая маскапайча (кечуа maskhapaycha). Первый Сапа Инка — Манко Капак — почитался как сын бога Солнца Инти. В Тауантинсуйу сильно заботились о сохранении чистоты крови правителей: Инка, по канонической версии (хотя существовали и другие) мог иметь только одну законную жену, и считалось необходимым, чтобы она была его родной сестрой. Многочисленные дети Инки от «дев солнца» (женщин из рода Инки) считались законными, но не могли наследовать престола. После смерти Инки ему воздавались божеские почести, тела умерших Сапа Инков бальзамировали и сохраняли в особых склепах в Куско, причем к каждому приставлялся особый штат жрецов; кроме того, изготовлялись их каменные статуи, которым воздавалось то же почтение, как и правящему Инке. Эти статуи часто сопровождали войско во время походов, также часто их несли в торжественных процессиях. Первым, кто обнаружил мумии царей был лиценциат Поло де Ондегардо. ДОСТИЖЕНИЯ В империи инков существовали развитые транспортная и ирригационная сети. Дороги инков Инки прокладывали пути сообщения, в том числе через горные тропы, по которым имперская армия могла беспрепятственно передвигаться. Общая протяженность дорог около 25 тыс. км. При передвижении по дорогам в качестве вьючного животного использовалась лама, так как лошадей в Южной Америке не было. По дорогам также была налажена передача посыльными информации, кодированной специальным образом (кипу). Учитывая протяженность дорог в Тавантинсуйу, составлявшую не менее 10-15 тыс. километров, численность людей, задействованных в 5-7 тысячах почтовых станциях (домиках, размещавшихся строго каждые пол-лиги, то есть ~ 2,8-2,9 км, по 2 служащих на каждую станцию) могла составлять около 10-14 тысяч человек.О скорости доставки сообщений исключительной важности испанский юрист Хуан Поло де Ондегардо, описывавший в 1559 году обряды индейцев в Перу в своём трактате «Заблуждения и суеверные обряды индейцев», смешивая предсказания индейских колдунов и реальную ситуацию, заметил, что: "Эти [чародеи] служат для предсказаний, и для того, чтобы рассказывать о том, что происходит в очень далёких местах, прежде чем оно придёт или сможет прийти в виде новости, ведь даже после прихода Испанцев, случилось так, что на расстоянии более двухсот или трёхсот лиг знали о беспорядках, крупных сражениях, и восстаниях, и погибших, как у Тиранов, так и у тех, кто был на стороне Короля, и об отдельных лицах, в тот же день и час, когда таковые дела совершались, или на следующий день, о чём естественным путём было невозможно о них узнать так быстро. — Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. – Lima, 1906, стр. 220" Водопровод Велось активное строительство военных, административных и религиозных сооружений. В Куско и многих других городах был построен водопровод, по искусности не уступавший римскому, но, в отличие от последнего, сделанный без использования вредного для здоровья свинца. Металлургия Тауантинсуйу — единственная цивилизация доколумбовой Америки, в которой была известна бронза (в Месоамерике была известна только медь). Кроме меди и бронзы, инки выплавляли большое количество серебра, золота и их сплавов, среди которых наиболее известна тумбага (легкоплавкий, обладающий высокими механическими и эстетическими качествами сплав 1 части золота с примерно 2 частями меди). Инки также знали платину. Религия Инки поклонялись Солнцу (Инти), как главному божеству. Правитель у инков считался воплощением бога Солнца на земле, поэтому все, к чему он прикасался, сжигалось. В связи с солнечным культом были очень распространены различные изделия из золота. Согласно Докладу королю Испании, составленному губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года, у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.Все хронисты, сообщавшие об андских верованиях, говорят и о богах второстепенных: во-первых, это региональные или племенные, во-вторых, районные или клановые, и наконец, фамильные. Первых историк Кристобаль де Альборнос называет пакариски. Пакариски могли быть мифическими первопредками и прародителями больших этнических групп, выступавшими в различных ипостасях. Среди них можно упомянуть таких богов, как: Париакака, Каруа, Ванка, Айсавилька, Чинчакоча или Янараман. Монахами августинцами упоминаются региональные идолы и ваки в Гуамачуко. Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии инков, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака[. Известно несколько явно монотеистических гимнов Виракоче, приписываемых Пачакутеку Юпанки. Письменность Кипу Была разработана система передачи, обработки и обобщения статистических данных в виде так называемого узелкового письма кипу (кечуа khipu), которая помогала управлению огромной империей в реальном масштабе времени и может считаться прообразом современных ERP-систем. Сами кипу использовались индейскими чиновниками и спустя 50 лет после конкисты, но уже с 1583 года, после Третьего Лимского собора, стали тотально уничтожаться.Долгое время считалось, что инки не обладали полноценной письменностью. Испанским колонизаторам была выгодна такая точка зрения, поскольку давала им моральное право навязывать народам Анд свою культуру и свои представления о духовности. Однако в 1923 году историк Локк сумел доказать, что узелковые сплетения инков(кипу) — действительно письменность. Архитектура Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам построек. Циклопические сооружения из колоссальных камней (крепость Саксайуаман) сменились постройками из тщательно обтесанных глыб гранита (крепость Писак). Особенностями архитектуры инков является необычайно тщательная и плотная (так, что между блоками нельзя просунуть и лезвия ножа) подгонка каменных блоков (часто неправильной формы и очень различных размеров) друг к другу без использования строительных растворов (см. полигональная кладка), наклонённые внутрь стены со скруглёнными углами и лёгкие соломенные крыши. Благодаря этим особенностям здания инков обладали феноменальной сейсмостойкостью. Источник: википедия
ASSASSIN
|
|
| |
Lotus | Дата: Пятница, 26.04.2013, 01:18 | Сообщение # 2 |
Капитан I ранга
Группа: Корсар
Сообщений: 618
Награды: 37
Репутация: 77
Статус: В открытом море
| Беда, уничтожившая империю, пришла изнутри - когда правитель Уайн Капак внезапно умер, то на престол вступил его старший законный сын Уаскар. Но в другом городе жаждал власти его сводный брат Атауальпа и в борьбе за трон инков погибло более 150 тысяч человек, была уничтожена большая часть родни обоих правителей и убиты лучшие полководцы. А потом последний правитель великой империи инков Атауальпа был захвачен в плен отрядом Франсиско Писсаро. Император великой империи попал в плен к безжалостному человеку, который еще недавно был всеми презираемым неграмотным простым испанским свинопасом. И этот человек сумел обхитрить владыку почти целого континента, заставив его заплатить чудовищный по размерам выкуп, но взяв золото, Писсаро все-таки нарушил свое слово и «осудил» уже ставшего ненужным правителя инков на смерть.
Великолепные, не имеющие подобных по мастерству и дизайну золотые украшения из доставшегося выкупа были пущены в переплавку. Индейцы вновь и вновь поднимались на борьбу с чужаками – но теперь все было бесполезно. Когда одни из них боролись с испанцами, другие племена и города испанцам помогали, рассчитывая с помощью чужого невиданного оружия и наводящих ужас лошадей захватить престол великого инки и уничтожить конкурентов, отомстить за убитых родственников. Сведение счетов между инками зашло слишком далеко – никто не верил никому .Многие вожди инков в борьбе с испанцами оказались способными учениками - стали перенимать их тактику . Так, отбив у испанцев лошадей, индейцы заводили свою кавалерию и даже артиллерию, заставив пленных испанцев стрелять из своих же пушек сородичей. Но это уже не могло помочь – слишком много жадных чужаков оказалась на земле инков. Так за несколько десятилетий великая империя инков стала лишь историей.
За добро - добром, за зло - по справедливости
|
|
| |
SVAROG | Дата: Понедельник, 19.01.2015, 07:22 | Сообщение # 3 |
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2120
Награды: 41
Репутация: 569
Статус: В открытом море
| Определения времени/пространства у Инков
Для Инков время совмещалось с пространством, как это выражается уже в самом слове на языке кечуа «pacha», что значит время и пространство одновременно. Эта синонимия между временем и пространством обозначает, что первое показывалось конкретно и проецировалось на географическое пространство. Время Пача делилось на: настоящее — пача, и прошлое-будущее — ньявпа-пача. И оно показывается идущим по кругу:
как назад, это обозначает термин сawpa pacha — прошлое время,
так и вперед, ведь это же слово значит будущее время и пространство впереди.
По представлениям жителей Перу в XVI веке, время-пространство бесконечно, поскольку на вопросы историка Сьеса де Леона к индейцам: «постигли ли они, что Мир должен закончиться, они смеялись» в ответ.
В доколумбовом мире, где время показано конкретно, понятие «нуля» не соотносится с понятием «ничто», как наш «нуль», а соотносится чем-то конкретным и предметным. Уже сам по себе символ «нуль» у Инков и Майя является чем-то осязаемым: это шнур без узла для Инков, раковина для Майя и кукурузный початок для Ацтеков. Иными словами — начало чего-либо.
Небесные явления
Наблюдениями занимались Философы — амаута, они же были и астрологами.
Как писал историк Бернабе Кобо в своей «Истории Нового Света», что как и у всех народов, учёт времени у народов Перу осуществлялся благодаря наблюдению за Солнцем и Луной, а также за планетами и звёздами. Движение Солнца вокруг Мира за день позволяло отличать день от ночи, а движение Солнца между обоими Тропиками — чтобы вести учёт годам. Солнечный год они определяли по солнцестояниям. А движения Луны — для вычисления месяцев. Началом года было зимнее солнцестояние — 23 декабря. Високосных лет, по Кобо, инки не знали, но Акоста замечает, что одни говорили, будто знали индейцы високосные года, другие — не знали.
Индейцы в середине XVI века говорили, что великих небес — четыре. Возможно, имеется в виду деление неба на 4 части: по Млечному Пути и поперёк его.
Наблюдали и за иными небесными объектами: кометами, метеорами.
Первостепенным небесным объектом здесь считается Млечный Путь («Майю» — Река, кечуа mayu), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения Майю в периоды, когда в результате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту и в другую сторону от линии Север—Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре сектора. На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы.
Небесная река отражается или продолжается на земле в виде Вильканоты (Урубамбы) — главной водной артерии области Куско, текущей с юго-востока на северо-запад. Считается, что солнце совершает свой ночной путь под дном Вильканоты и насыщается её водами. Зимой в сухой (и холодный) сезон солнце пьет мало и поэтому остывает.
Каменные столбы
Измерения велись по размещенным на холмах и пригорках возле Куско столбам или камням: два на Восток от города, и два — на Запад. Через них выходило и садилось солнце, когда оно достигало Тропика Рака и Козерога. Два камня, по которым определялось начало зимы, назывались Пукуй-Суканка; два других, обозначавших начало лета, назывались Чирав-Суканка.
У Хосе де Акосты упоминается о 12 столбах. Он их называет Succanga. Антонио де ла Каланча приводит сведения о 8 столбах с восточной стороны и 8 столбах с западной.
Похоже, что уже в середине XVI века, после завоевания испанцами, эти столбы в Куско были заброшены и наблюдение за ними прекратилось или ослабевало.
Линии Секе
Уникальным изобретением народов Перу были линии секе (кечуа siq'i — линия, черта), представлявшие собой воображаемые линии-направляющие, то есть векторы, исходившие из храма Кориканча, Куско.
Существовало 40 линий, соединявшихся с 328 священными местами — ваками. Но у самого Бернабе Кобо линий перечислено 41, а в итоге указывается, что их 40.
Время, действительно, до такой степени являло собой единение с пространством, занятым человеком, что «ceques», линии, выходившие из центра Инкского мира, города Куско, позволяли определить не только социальные группы и 328 Вак, помечающих ритуальный календарь Инков из 328 дней, но также некоторые из них кодифицировали астрономические обсерватории, указывая место некоторых знаменательных солнечных и лунных позиций.
Ваки вместе со столбами составляли число 350.
Согласно Доклада королю Испании, составленного губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года, у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.
Описание года
Первым упоминает название года Инков историк Сьеса де Леон, в месте касающемся сбора податей: «А чтобы лучше знать, как и каким образом платились подати и собралась прочая дань, каждую гуата [guata] — а это название года — они оправляли некоторых орехонов в качестве судьи, рассматривающего дела определенной категории…» И в связи с обязательным ежегодным (и поквартальным) учётом родившихся и умерших людей и пр. Также Сьеса приводит это слово в списке слов, которые он выучил в первую очередь, находясь в Перу.
Как замечает историк Фернандо де Монтесинос: "Счет времени, который угасал, он (Инти Капак) возобновил таким образом, что с этого царя время считали общепринятыми годами — в 365 дней, и часами, а затем декадами, определяя для каждой декады по сто лет, и каждые десять декад по сто /36/ тысяч лет, называя их капаквата [Capahuata] или интипватан [intiphuatan], что означает «Большой год Солнца», и таким образом считали века и царствования великими солнечными годами. Между ними общепринято, говоря о каком-либо перуанском царе и о событиях, произошедших в его царствование, говорить: «Ysa ay intipi alliscampum cay ay caria (либо Iscay intipi allii canpim caycay carcca)», что означает: «После того, как минули два Солнца случилось то-то и то-то».
Это обозначение «Большой год Солнца» иными словами составляет 10 обычных лет. Непонимания языка кечуа в середине 16 века, заставляло лиценциата Поло де Ондегардо (Polo de Ondegardo) заявлять, что инки не имеют древности более 450 лет, но по мнению того же Монтесиноса, это были не простые года, а Большие года — и значит минуло 4500 лет после потопа (если посчитать их за правду, то начало начал приходилось на 2930—2950 гг. до н. э., отсчитывая от времени Поло де Ондегардо, действовавшего в середине XVI века, что вряд ли правдоподобно), а само же «правление собственно инков [gouierno especial de los ingas] было 400 лет в этом крае», что близко к истине (1650 год /дата составления книги Монтесиносом/ минус 400 лет = 1250 г.).
Также Великий год, но из 1000 лет, именовался пачакути или Одно Солнце.
Начало года
У испанских хронистов не было единой точки зрения на то, какой месяц считать началом года. Им называли наш:
Декабрь — Хуан де Бетансос и Хуан де Веласко, а также Мариано Э. де Риверо и Диего Тчуди, Алонсо Рамос Гавилан.
Июнь — Диего Фернандес де Паленсия. «История Перу»,
Май — отец Кристобаль де Молина. «Сказания и обычаи Инков»,
Январь — у Хосе де Акосты с примечанием, что Пачакути реформировал календарь, начав год с Декабря. Точно также у Каланчи, не согласного с Диего Фернандесом, хотя и допускающем, что Июнь мог быть началом года в какой-нибудь соседней земле возле Инков.
То же самое относится и к названиям месяцев, у каждого хрониста или историка встречается свои, но некоторые всё же совпадают. Скорее всего это вызвано тем, что в различных местах империи Инков придерживались своих давних наименований и не всегда собственно инкских, либо же смешанных и заимствованных, на что указывали сами хронисты.
«Узаконил» начало Инкского года с Декабря — I Лимский Собор в 1551 году своим постановлением, которого и придерживались последующие хронисты.
Внесения изменений в календарь
Согласно сведений Монтесиноса, изменения в календарь вносились неоднократно, в основном по причине обнаружения несоответствия между наблюдаемыми небесными объектами и установленными датами, из-за чего приходилось корректировать время и переносить даты солнцестояний или равноденствий.
Так, Инка Йавар Укис [Yahuar Huquiz] «был великим астрологом, и определил хороший способ как должны считаться вставные дни или високосы каждые четыре года. Он приказал, чтобы для хорошего счета будущих времен каждые четыреста лет вставлялся один год и отказались бы из-за них от високосов, так как согласно амаута астрологам, с которыми он имел большие собрания, царь выяснил, что таким образом счет лет достигнет точности. И старики в память об этом царе и о событии называют високос „укис“ [Huquiz], хотя ранее называли его „алькаалька“ [Alcaallca], и также в память об этом царе назвали месяц май Лавар Укис [Lahuar Huquiz]». При таком подсчете за 400 лет бы набегало 2400 часов, или — ровно 100 суток, но речь идёт об 1 годе.
Или, например, астролог Манко Капак Амаута «устроил собрание всех знатоков этой науки, и посовещавшись с ними, сказал, что Солнце и Луна находятся в разных местах. Он установил порядок, чтобы начало общепринятого года приходилось на весну».
Год
Год делился на:
месяцы — 12.
дни.
Понятия недели или особых названий для дней недели (наши Понедельник, Вторник и т. д.) не существовало.
Лишние 11 дней распределялись по самим месяцам.
В 1553 году в книге «Хроника Перу» Сьеса де Леона даётся первое описание календаря также и у народов Кольяо (южная часть империи Инков):
«У них ведется счет времени, им известны некоторые движения как солнца, так луны, вот почему они ведут счет по выученному ими обычаю подсчитывать свои года, образующие десять месяцев. От них я узнал, что год они называют „мари“, лунный месяц — „алеспакехе“, а день — „ауро“.»
Месяц / Луна
Месяцев было двенадцать. Считались они по Лунам. Названия для луны и для месяца были одинаковыми: на кечуа — Кильа (кечуа Killa), на аймара — Пакси (Pacsi, или, точнее, Phakhsi). Все месяца имели равное количество дней.
Кроме столбов, по которым вычисляли года, имелись также столбы или каменные знаки, отмечавшие каждый месяц. Все вместе столбы назывались Сусанка (Susanca) и были главными местами поклонений, куда приносились подношения в нужное время.
Важное значение имеют наблюдения кечуа за синодическим и сидерическим циклами луны, хотя здесь многое еще предстоит выяснить. Видимо, индейцы полагают, что луна влияет на урожай, причем в период ее возрастания следует сажать растения, дающие плоды над землей (кукурузу, фасоль), а в период убыли — подземные клубни. Понятие фаз луны (если иметь в виду четко фиксированные дискретные отрезки) отсутствует. Ночное светило имеет две сущности, субстанции — «ванью» (кечуа waсu темное, безжизненное) и «пура» (светлое, одушевленное); это как бы два диска, попеременно закрывающие один другого. Важной стороной лунной космологии является мистическая связь ночного светила и женщин.
Как в Мезоамерике, так и в Андах, Луна и ныне позволяет местным жителям, живущим в селах, принимать в расчет лунные месяца, а когда её не видно, например, во время новолуния, она считается отсутствующей, то есть нулём.
Дни
На языке кечуа день называли — Пунчау (кечуа Punchaw), а ночь — Тута (кечуа Tuta); на языке аймара день — Уру, а ночь — Арома.
Время между заходом и восходом солнца кечуа делят на сумерки, ночь и рассвет, причем каждое из этих понятий характеризует еще и целую область неба с находящимися там звездами и планетами в зависимости от расположения ее по отношению к солнцу. При изменении положения солнца среди звезд меняются соответственно и светила, составляющие ту или иную категорию. Так, утренней или вечерней звездой может считаться не только Венера, но и любая яркая звезда, оказавшаяся в «рассветной» или «сумеречной» части небосклона.
Часы
Деления дня на часы, похоже, не было. Часов — тоже, кроме солнечных (Хуан де Бетансос называет их Pacha Unan Changa или Pacha Unan Chac). Но три способа определения дневного времени было:
общего назначения — пальцем указывали на то место в небе, где прошло солнце, когда они начали какое-либо дело.
домашнего применения — измерением времени служило время, затрачиваемое на варку картофеля — что приблизительно равнялось одному часу. То есть: прошло столько времени, сколько ушло бы на приготовление блюда из картофеля.
время также измерялось в единицах, называемых кокада (исп. cocada) или аку́ли (кечуа akulli), означая время, которое требуется для пережёвывания полного рта листьев коки, за период до потери его аромата и действия. В этих единицах измерялось и расстояние, означая количество полных ртов листьев коки, которые можно было пережевать, идя из одного пункта в другой.
Праздники
В каждом году отмечались какие-либо праздники и торжества: обычные и особые. Обычные справлялись каждый месяц, со своими обычаями и жертвоприношениями. По названию главных праздников часто давались имена самим месяцам. Особые праздники устраивались по случаю начала войны, прихода к власти правителя, недостаче воды при засухе и т. п.
Само название праздников вариабельно, в зависимости от источника. По Гуаману Пома де Айяла они таковы:
Capac Raimi Quilla, — Месяц Великого Праздника Солнцу — декабрь.
Camay Quilla, — Малая Возрастающая Луна — январь.
Hatun Pucuy Quilla, — Великая Возрастающая Луна, — февраль.
Pacha Pucuy Quilla, — Месяц Произрастания цветов — март.
Ayrihua Quilla, — Месяц двойных колосков — апрель.
Aymoray Quilla, — Месяц Урожая — май.
Haucai Cusqui Quilla, — июнь.
Chacra Conaqui Quilla, — Месяц Поливки — июль.
Chacra Yapuy Quilla, — Месяц Сева, — август.
Coia Raymi Quilla, — Месяц Праздника Луны — сентябрь.
Uma Raymi Quilla, Месяц Праздника провинции Ома — октябрь.
Ayamarca Raymi Quilla, Месяц Праздника провинции Айамарка — ноябрь.
По Хуану де Бетансосу, имеющего совершенно другие названия для месяцев, по сравнению с другими хронистами в их написании и смещены иногда на месяц; их учредил Инка Юпанки и они таковы:
Pucoy quillarai mequis — декабрь.
Hatumpo coiquis — январь.
Allapo coiquis — февраль.
Pacha pocoiquis — март.
Ayriguaquis — апрель.
Huacai quos quiqilla — май. С мая по июнь отмечается праздник Yaguayracha aymoray.
Hatun quosquiquilla — июнь.
Caguaquis — июль.
Carpaiquis — август.
Satuaiquis — сентябрь. В этом месяце Инка Юпанки учредил праздник Poray Upia.
Ornarimequis или Omarimequis — октябрь. Праздник селения Ома.
Cantaraiquis — ноябрь.
Последствия испанского завоевания
С приходом испанцев совершенно исчезли временные циклы длительностью более 15 лет (они существовали у инков, хотя рядовые крестьяне могли быть с ними плохо знакомы).
В народном календаре андских народов в колониальное время образовалось по крайней мере 18 видов важнейших сельскохозяйственных работ продолжительностью от полутора-двух недель до двух с половиной месяцев и охватывающих весь год. Этот календарь основан на постоянных наблюдениях за небом. Ни один из выявленных историком и этнографом Г. Эртоном различимых для кечуа небесных объектов (а их, помимо солнца и луны, 50) не остается незадействованным. Иначе говоря, данная календарно-астрономическая система, по всей видимости близко сходная с древней инкской и носит ярко выраженный прикладной характер и в этом отношении достигла высокого совершенства.Источники
ru.wikipedia.org - Свободная энциклопедия Википедия
krugosvet.ru – Кругосвет Онлайн энциклопедия
С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!
|
|
| |
SVAROG | Дата: Понедельник, 24.08.2015, 16:14 | Сообщение # 4 |
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2120
Награды: 41
Репутация: 569
Статус: В открытом море
| Первое европейское изображение Инков. Педро Сьеса де Леон. Хроника Перу, 1553. Рост Империи Инков(1438—1527) Сарьменто де Гамбоа, Генеалогия Инков. Синчи Рокка, Льоки Юпанки, Майта Капак, Капак Юпанки
С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!
|
|
| |
|