Английский пират Чарлз Вейн (Charles Vane), промышлявший в водах Вест-Индии и Северной Америки в первой четверти XVIII в., прославился своей крайней жестокостью. Некоторые исследователи полагают, что его карьера джентльмена удачи началась в 1716 г., когда он в компании с Генри Дженнигсом и несколькими другими пиратскими капитанами ограбил испанскую спасательную команду и суда, занимавшиеся подъемом серебра с затонувших галеонов (последние погибли у берегов Флориды во время урагана 1715 г.). Главное убежище Чарлза Вейна находилось на багамском острове Нью-Провиденс. В феврале 1718 г. английский король Георг I назначил губернатором Багамских островов бывшего приватира Вудса Роджерса, и в апреле тот с эскадрой военных кораблей направился к Нью-Провиденсу, имея при себе королевскую "Прокламацию о запрещении пиратства". Король обещал амнистию тем пиратам, которые добровольно сдадутся властям. В мае 1718 г., еще до прихода эскадры Роджерса, капитаны бермудских шлюпов "Дайемонд" и "Уильям энд Марта" (Сэмюэл Купер и Эдвард Норт) сообщили губернатору Бермудских островов Бенджамину Беннету, что их суда были ограблены шайкой Чарлза Вейна. Захватив корабль Купера, Вейн повесил одного из пленных на ноке рея и затем хладнокровно зарубил его абордажной саблей. Спустя несколько часов, взяв на абордаж судно капитана Норта, он привязал одного из пленных к бушприту и засунул ему в рот дуло пистолета, требуя открыть тайну нахождения корабельной кассы. Летом того же года, когда Вейн отдыхал на Нью-Провиденсе, к острову подошла упомянутая выше эскадра Вудса Роджерса. Пиратам было предложено сдаться. В ответ Вейн написал Роджерсу письмо, в котором говорилось: "...Мы готовы принять высочайшую Его Величества амнистию на следующих условиях: Вы дадите нам возможность продать все имеющиеся у нас товары, со всем своим имуществом мы поступим по собственному усмотрению, как это записано в высочайшем акте Его Величества. Если Ваше превосходительство согласны с этим, мы готовы принять амнистию короля. Если нет, мы будем вынуждены защищаться. Ваши покорные слуги - Чарлз Вейн и компания". Вместо ответа Роджерс 26 июля 1718 г. блокировал вход в гавань Нассау - столицы пиратской "республики" на Багамах. В ту же ночь в гавани вспыхнул огонь и раздался сильный взрыв. Как оказалось, это Вейн поджег свой французский приз после того, как перевез добычу на борт небольшого быстроходного шлюпа; на нем он решил выскользнуть из мелководного залива Ист-бей в открытое море. Капитан 20-пушечного фрегата "Роуз" Уитни тут же отправил на разведку шлюпку, но она была перехвачена людьми Вейна. На рассвете пираты подняли на мачте черный флаг с изображением черепа и перекрещенных костей, дерзко выпалили из пушки в сторону королевской эскадры и ушли в восточном направлении. У острова Грин-Тёртл-Кей они вскоре ограбили торговое судно "Нептун". Узнав об этом, Роджерс поручил бывшему пирату Бенджамину Хорниголду (принявшему королевскую амнистию) догнать Вейна и арестовать, но тот не смог выполнить возложенную на него миссию. Даниель Дефо в первом томе "Всеобщей истории пиратов" (1724) так описывал похождения капитана Вейна после его бегства с Нью-Провиденса: "Через два дня после побега они встретили шлюп, принадлежавший Барбадосу, который они сделали призом и удержали для своих нужд, пересадив на борт команду в двадцать пять человек вместе с неким Йитсом, чтобы командовать ими. Спустя день или два они натолкнулись на небольшое контрабандистское судно с большим количеством испанских пиастров на борту, шедшее на Провиденс и называвшееся "Джон энд Элизабет", которое они тоже забрали с собой. С этими двумя шлюпами Вейн отправился к небольшому острову для очистки днища; там они поделили свою добычу и вели какое-то время разгульную жизнь, как это принято у пиратов". Затем пираты пошли к Наветренным островам и по пути натолкнулись на испанский шлюп, который направлялся из Пуэрто-Рико в Гавану. После захвата этого приза они подожгли его, а испанцев, пересадив в шлюпку, отпустили. Между Сент-Кристофером (совр. Сент-Китс) и Ангильей добычей джентльменов удачи стали бригантина и шлюп, с борта которых они забрали провизию, в которой нуждались. Какое-то время спустя, повернув на север, Вейн начал охотиться за торговыми судами, курсировавшими между Англией и американскими колониями; в результате было захвачено и ограблено несколько кораблей. В конце августа того же года пираты Вейна, находясь в консорте с шайкой Йитса, захватили у берегов Южной Каролины торговый корабль, приписанный к Ипсвичу (его капитаном был некий Коггерсхолл). Этот приз, нагруженный кампешевым деревом, пираты сначала решили забрать себе и по этой причине велели своим пленникам выбросить всю древесину за борт; но когда корабль был очищен более чем наполовину, они передумали. "Так Коггерсхолл получил свой корабль обратно, и ему позволено было продолжить свой путь домой, - рассказывает Д. Дефо. - В этом крейсерстве разбойники захватили еще несколько кораблей и судов, в том числе шлюп с Барбадоса шкипера Дилла; небольшое судно с Антигуа шкипера Кока; шлюп, принадлежавший Кюрасао, шкипера Ричардса; и большую бригантину капитана Томпсона, из Гвинеи, с более чем 90 неграми на борту. Пираты ограбили их всех, а затем отпустили, негров же перегрузили с бригантины на борт судна Йитса...". По свидетельству Дефо, Чарлз Вейн с пренебрежением относился к своему сообщнику, постоянно демонстрируя свое превосходство над Йитсом и его небольшой командой, чем настроил их против себя. В итоге последние устроили заговор и решили при первом же удобном случае покинуть Вейна и либо принять королевскую амнистию, либо продолжать действовать самостоятельно. "Спустя день или два, когда пираты стояли на якоре, Йитс в сумерках вытравил якорный канат и поднял паруса на своем судне, взявши курс на берег, - продолжает свой рассказ Дефо. - Когда Вейн увидел это, он сильно разгневался и поднял паруса на своем шлюпе, чтобы преследовать напарника, который, как он ясно понял, более не намеревался иметь с ним дел. Бригантина Вейна имела лучший ход, она шла быстрее [судна] Йитса и, безусловно, догнала бы его, будь расстояние немного больше; но он как раз успел проскочить через песчаный бар, когда Вейн подошел к нему на пушечный выстрел, и выпалил в борт своему старому другу (чем не нанес ему никакого вреда), и так распрощался с ним. Йитс вошел в реку Норт-Эдисто, находящуюся примерно в десяти лигах к югу от Чарлстона, и послал гонца к губернатору, чтобы узнать, смогут ли он и его товарищи воспользоваться помилованием его Величества, если сдадутся на его милость со шлюпом и неграми; получив гарантии, они все явились туда и получили сертификаты; а капитан Томпсон, у коего были отняты негры, получил их обратно, к выгоде его владельцев". Устроив у входа в порт Чарлстона засаду, Вейн несколько дней ожидал, что Йитс снова выйдет в море, но, не дождавшись его, удовлетворился захватом двух или трех торговых судов, следовавших в Англию. В сентябре губернатор Южной Каролины Роберт Джонсон отправил против Вейна и другого пирата - капитана Стида Боннета - экспедицию в составе 8-пушечных шлюпов "Генри" и "Морская нимфа" под общим командованием полковника Уильяма Ретта. От людей, побывавших в плену у пиратов, Ретт узнал, что бригантина Вейна пошла от Чарлстона на юг, но след оказался ложным, ибо в действительности пираты пошли на север, за мыс Фир, и стали на якорь в проливе Окракок, где базировался еще один известный пират - Эдвард Тич по кличке Черная Борода. Вейн приветствовал Тича залпом из своих больших пушек, на что Черная Борода тоже ответил артиллерийским салютом. Несколько дней обе шайки пьянствовали, а затем, в начале октября, Вейн пошел дальше на север. 23 октября близ Лонг-Айленда пираты захватили небольшую бригантину, шедшую с Ямайки в Сейлем (Новая Англия), шкипером которой был Джон Шетток, а также небольшой шлюп; ограбив бригантину, они отпустили ее. После этого они решили крейсировать в Наветренном проливе, между Кубой и Гаити, где оставались до конца ноября. "Затем они напали на корабль, ожидая, что тот сдастся, лишь только они поднимут свой черный флаг; но вместо этого он дал по пиратам бортовой залп и поднял флаг, который показал, что это французский военный корабль, - сообщает Дефо. - Вейн предпочел не связываться с ним, а наполнил паруса ветром и бросился прочь от француза; но месье, желая получше узнать, кто он такой, поднял все свои паруса и погнался за ним. Во время этой погони пираты разделились во мнении, что же им делать. Вейн, капитан, стоял за то, чтобы убираться как можно скорее, утверждая, что военный корабль слишком силен, чтобы можно было справиться с ним; но некий Джон Рэккэм, который был офицером, имевшим нечто вроде права контроля над капитаном, встал на защиту противоположного мнения, говоря, что хотя у него [француза] больше стволов и тяжелее артиллерия, они могли бы взять его на абордаж... Рэккэм имел сильную поддержку, и большинство выступало за абордаж; но Вейн настаивал, что это слишком необдуманное и отчаянное предприятие, военный корабль выглядит вдвое сильнее, чем они; и что их бригантину могут пустить на дно прежде, чем они смогут приблизиться к борту. Помощник капитана, некто Роберт Дил, разделял мнение Вейна, как и приблизительно еще пятнадцать человек, а все прочие поддерживали квартирмейстера Рэккэма. В конце концов, чтобы прекратить этот спор, капитан применил власть, которая в подобных случаях абсолютна и неподконтрольна, согласно их собственным законам, а именно: во время сражения, погони или ухода от погони; во всех же прочих случаях капитан подчиняется большинству; так что бригантина, показав французскому кораблю пятки, как они называют это, вышла сухой из воды". Однако на следующий день поведение капитана Вейна стало предметом публичного обсуждения. Он был объявлен трусом, отстранен от командования и с позором исключен из команды. Вместе с ним должны были уйти все, кто не голосовал за взятие французского военного корабля на абордаж. Вейну и изгнанным с ним товарищам отдали небольшой шлюп, захваченный несколько ранее, и разрешили им взять с собой провизию и оружие. Спустя два или три дня, крейсируя у северо-западного побережья Ямайки, Вейн захватил шлюп и две барки, и все пленные моряки с призовых судов присоединились к ним. Трофейный шлюп пираты решили забрать себе, выбрав его капитаном Роберта Дила. 16 декабря два пиратских шлюпа пришли в Гондурасский залив, где обнаружили стоявшее на якоре ямайское судно "Пирл". Его шкипером был Чарлз Роулинг. Увидев незнакомцев, он поднял паруса, и, когда шлюпы приблизились, выстрелил в их сторону. В ответ пираты подняли черный флаг и дали по "Пирлу" по три залпа каждый. Роулинг тут же сдался. Вейн приказал отбуксировать приз к островку Бонако (совр. Гуанаха), чтобы там отдохнуть и почистить суда. Пока шли туда, встретили шлюп с Ямайки под командованием капитана Уолдена, который также был захвачен. В феврале 1719 г. Вейн покинул Бонако, намереваясь искать добычу, однако не прошло и нескольких дней, как пиратов настиг страшный смерч - торнадо. Во время бури Вейн потерял своего напарника, и через два дня его собственный шлюп разбился у необитаемого островка близ Гондурасского залива; во время кораблекрушения большинство разбойников утонуло. Сам Вейн спасся, но вынужден был в течение нескольких недель вести голодную жизнь робинзона. Силы его поддерживали случайные рыбаки, приходившие на остров с материка, чтобы ловить там черепах. В то время, когда Вейн находился на острове, туда зашел за водой корабль с Ямайки, капитаном которого оказался некий Холфорд, в прошлом флибустьер, хорошо знавший Вейна. Последний попросился к нему на корабль, но Холфорд отказал ему, опасаясь, как бы Вейн не подбил его матросов к захвату судна. После того, как капитан Холфорд ушел, к острову пришел за водой другой корабль; никто из его команды не знал Вейна, и он легко нанялся матросом на время плавания. "Можно было подумать, что Вейн был теперь в полной безопасности и, похоже, избежал судьбы, которой заслуживал за свои преступления, - сообщает Дефо. - Но тут произошла неблагоприятная для него случайность, которая все испортила. Холфорд, возвращаясь из залива, встретился с тем кораблем; поскольку капитаны хорошо знали друг друга, Холфорд был приглашен отобедать на его борту, что он и сделал; и, когда он направлялся в каюту, ему случилось бросить взгляд вниз, в трюм, и там он увидел Чарлза Вейна за работой; он немедленно заговорил с капитаном, и сказал ему: "Знаете ли вы, кто попал к вам на борт?" "Почему вы спрашиваете? — говорит тот. — Я нанял этого человека на острове, на который выбросило его торговый шлюп; у него, кажется, проворные руки". "А я вам говорю, — сказал Холфорд, — что это - Вейн, известный пират". "Если это он, — ответил другой, — я бы не хотел его удерживать". "В таком случае, — говорит Холфорд, — я уйду и заберу его к себе на борт, а на Ямайке сдам". Договорившись таким образом, капитан Холфорд как можно быстрее вернулся к себе на корабль, тут же послал шлюпку со своим первым помощником при оружии, тот же, подойдя к Вейну, показал ему пистоль и объявил, что он его пленник; не став противиться, он был доставлен на борт и закован в цепи". Когда капитан Холфорд прибыл на Ямайку, он передал своего старого приятеля губернатору Ямайки сэру Николасу Лоусу. 22 марта 1720 г. состоялся суд, Вейн был признан виновным в грабежах и разбоях на море и казнен в Гэллоуз-Пойнте. Его тело, облитое смолой, повесили на цепях на небольшом островке Ган-Кей. Такая же участь постигла сообщника Вейна, Роберта Дила, пойманного и доставленного на Ямайку одним из военных кораблей.
P.S. Материл взят из "Исторического очерка о пиратских похождениях капитана Чарлза Вейна" Виктора Губарева,канд. ист. наук.
но возмездие не всегда настигает пиратов,пример тому Г.Морган.
Ну с везением у Моргана было все нормуль только при жизни , а вот после смерти...-цитирую из Википедии: "Умер Морган в 1688 году и был торжественно, с подобающими его сану церемониями, похоронен в Порт-Ройяле в церкви св. Екатерины. Через несколько лет, 7 июня 1692 года, произошло сильнейшее землетрясение, и могила сэра Генри Моргана канула в морскую пучину." Так что кому еще повезло...
да кстати кто играл в Tortuga:Two treasures знает, что к капитану Хоку(выдуманному как и Джеку Воробью,только в игре на русский лад его зовут Ястреб) приурочили в роли "злодеев" реальные исторические личности,такие как Чёрная Борода (Blackbeard) и Чарли Вэйн (Charlie Vane),где Чарли (непонятно почему) "прислуживает" Тичу в качестве мальчика на побегушках,хотя исторически Вэйн был разгульным пиратом,любил и ценил свободу и даже в этой статье описано,что Чарльз Вэйн "поприветствовал" Эдварда Тича при встрече в проливе Окракок. Но это мелочь по сравнению с кораблём-призраком, шаманами и зомби,гуляющими по городу=) Молодой пират подходит к капитану Флинту и говорит: - Капитан, мне подбросили голубую метку, я знаю, что черная метка означает, что меня скоро убьют, но что означает голубая - не знаю?! - Тоже ничего хорошего, - ответил Флинт.
Чарльз Вейн занялся пиратством в 1716 году под началом Генри Дженнингса. В 1715 году у берегов Флориды потерпел крушение испанский флот, перевозивший ценности, и в 1716 году Дженнингс совершил нападение на лагерь спасшихся, захватив значительное количество серебра.
Первоначально пираты, среди которых был и Вейн, базировались на Ямайке. Но вскоре пиратами занялись правительственные войска, и тем пришлось покинуть свою базу. В 1717 году Вейн оказался в Нью-Провиденсе, а в 1718 году получил амнистию вместе с Дженнингсом. Но если Дженнингсу удалось порвать с пиратским прошлым, то Чарльз Вейн оказался не столь удачлив.
Накануне прибытия Роджерса Вейн сумел «открыть свое дело», захватив французский торговый корабль. Когда в августе 1718 года новый губернатор прибыл на Багамы, Вейн понимал, что ему придется или бросить пиратский промысел, или покинуть Нью-Провиденс. Он превратил захваченный французский корабль в брандер и направил пылающий корабль прямо на флагман Роджерса. Пока Роджерс уклонялся от столкновения, пираты на бригантине смогли вырваться из окружения, стреляя в сторону противника и осыпая его проклятиями. Так Вейн сумел избежать плена, причем сохранил при себе много трофеев и команду.
За ним снарядили погоню, но Вейн сумел уйти от преследования. Преследователи утешились тем, что смогли поймать несколько других пиратских экипажей. С этого момента Роджерс и Вейн превратились в заклятых врагов.
Весной 1719 года Вейн начал кампанию, останавливая суда, идущие в Нью-Провиденс. Новой базой Вейна стала Каролина. Он сумел добавить к своей эскадре новый шлюп и взять несколько ценных трофеев. Но вскоре экипаж нового шлюпа дезертировал. Это был первое открытое проявление конфликта, который назревал между Вейном и его командой. В августе-сентябре 1718 года губернатор Виргинии Спотсвуд отправил несколько кораблей на прочесывание региона, но Вейну снова удалось избежать столкновения с правительственными войсками. Вместо него в плен попал капитан Стид Боннет вместе со своей командой, промышлявший в этом же регионе.
В Северной Каролине Вейн встретился в Эдвардом Тичем. Встреча произошла на окракоукской базе последнего. Два экипажа отпраздновали встречу, в соответствии с обычаями устроив попойку. В октябре Вейн снова вышел в море. На этот раз его путь лежал на север в направлении Нью-Йорка. По дороге Вейн останавливал корабли. В ноябре Вейн появился в районе Лонг-Айленда. Здесь он также остановил несколько кораблей, после чего вернулся в Каролину сбыть захваченные трофеи.
В начале 1719 года Вейн появился на Карибских островах. Своим районом он избрал Наветренный пролив, разделяющий Кубу и Гаити. В это время под его началом было два корабля. В марте 1719 года его экипажи взбунтовались. Вейн был обвинен в трусости, смещен с должности. Новым капитаном пираты выбрали Джека Рексма. Вейну отдали небольшой трофейный шлюп и отправили его прочь вместе с несколькими матросами, пожелавшими остаться со старым капитаном.
Начав с нуля, Вейн успел захватить несколько небольших кораблей, но затем попал в ураган, прошедший по Гондурасскому заливу. Шлюп погиб, из всей команды спасся сам Вейн и один матрос. Несколько месяцев они просидели на небольшом островке, прежде чем их не подобрал проходивший мимо корабль. Один из матросов узнал Вейна, и пирата взяли под стражу, доставили на Ямайку в Порт-Рояль и предали суду. Вейн и его последний матрос были признаны виновными и повешены в ноябре 1720 года.
В последние годы образ пирата Чарльза Вейна обретает заслуженную популярность. Выдающийся пират, который долгие столетия упоминался лишь в связке с кем-то еще, постоянно маячит в медиа. Тут вам и фильм производства Би-Би-Си «Черная Борода», и компьютерная игра “Assassin’s Creed: Black Flag”, а теперь еще сериал «Черные паруса».
В игре Assassin’s Creed: Black Flag
Везде, однако, образ Чарльза Вейна предстает нам по-разному. Чем это вызвано? Отчасти тем, что некий стереотип о Вейне еще не сложился в медиа, отчасти потому, что о жизненном пути Чарльза Вейна доподлинно практически ничего не известно. Нет никаких данных о его биографии до 1714 года, нет даты и места рождения. Подобно многим пиратам, Вейн «выпрыгнул как чертик из коробки» и принялся наводить ужас на Карибы. Поэтому было бы не удивительно открыть для себя, что Вейн был одним из тысяч моряков, которых Англия, как только победила в Войне за Испанское наследство, попросту вышвырнула на произвол судьбы. Первым биографом Вейна оказался, как нетрудно догадаться, Чарльз Джонсон (Дефо), который был известным сказочником по части пиратских биографий – уж больно сильна была жажда стяжательства. В итоге в его «Великой истории пиратства» все пираты предстают гротексными злодеями, а фактами он часто пренебрегает. И тем не менее, ввиду того, что он сообщает о Вейне наиболее подробную информацию, я также вынужден прислушиваться к нему, как к источнику. Остальные же части биографии пирата я постараюсь вычленить логически из тех или иных косвенных фактов.
Джонсон-Дефо Официально о Вейне нет никакой достоверной информации до 1716 года, однако автор Колин Вудард в своей книге «Пиратская республика» (2007 г.), утверждает, что Вейн был одним из приватиров лорда Арчибальда Гамильтона (17 февраля 1673 - 5 апреля 1754 г). Лорд Гамильтон был капитаном и флотоводцем в годы Войны за Испанское наследство, а в 1710-м году был назначен губернатором Ямайки, в статусе коего и пребывал в течение четырех лет, пока не был отозван на суд в Англию королем. Вудард утверждает, что он был отозван как раз по той причине, что был непосредственным организатором Багамского пиратства, что рисуется крайне сомнительным. В этом случае получается, что пиратство на Багамах образовалось не в силу естественных причин: большое количество безработных моряков нашли удаленное от цивилизации место, удобное для базирования и совершения грабительских налетов, но по злому умыслу лорда Гамильтона. В то же время другие источники утверждают, что Гамильтон был судим за растраты на посту, а вовсе не за организацию пиратства. С другой стороны, он вполне мог давать пиратам приют и финансировать их с тем, чтобы получать свой барыш. Кстати, при этом его годовое жалование составляло 2500 фунтов в ценах того времени, что было очень даже солидно. Кроме того, в архивах Ямайки значится, что Чарльз Вейн пребывал там в 1714-1715 годах, но не как местный житель, что говорит в пользу версии о том, что Гамильтон все же поощрял пиратство и конкретно капитана Дженнингса, в команде которого тогда и служил Чарльз Вейн.
Первое официальное упоминание о Вейне относится к 1716-му году, когда он участвовал в знаменитой «спасательной экспедиции» Дженнингса. Испания, как известно, следовала старой-доброй традиции вывоза золота в Европу, снаряжала крупные и практически неуязвимые суда, которые шли на север, до берегов Флориды, после чего на восток, через знаменитый Бермудский треугольник и Атлантику в Испанию. Но никакие пушки и крепкие борта не способны спасти корабль от буйства морской стихии и многие из этих судов тонули, что побуждает по сей день охотников за кладами нырять на морское дно в поисках испанского золота. Дженнингс с Вейном любили испанское золото ничуть не меньше наших современников, только вот добывали они его иначе. Зачем напрягаться и поднимать его со дна самому? Когда испанский король снарядил спасательную экспедицию к одному из таких золотых флотов, чтобы поднять со дна хотя бы часть груза золота и пушки (которые были также очень дорогими), Дженнингс с группой пиратов, в числе которых был Вейн, атаковал спасательную экспедицию сразу же по поднятии груза. В руках пиратов оказалась громадная добыча на общую сумму около 87 тысяч фунтов золотом и серебром. Затем в биографии Вейна присутствует значительный пробел, однако исходя из постигшей его с Дженнингсом удачи, можно предполагать, что он отправился за своим патроном на Багамы, где и осел в Нью-Провиденсе.
Гавань Нью-Провиденса в 18-м веке
Следующее упоминание о Вейне относится к 1718-му году, в котором он уже выступает как капитан корабля. Стало быть, карьера пирата в эти два года шла в гору. В 1718-м он тоже времени зря не терял, приобретая славу жестокого и коварного пирата. Вейн не чтил Пиратский Кодекс, расправлялся со сдавшимися в плен и добычу делил не по-справедливости. За январь-февраль 1718-го года Вейн оглабил около двадцати небольших торговых судов. Его «специализация» на мелких торговцах в итоге привела к парализации местной торговли, что также сказалось не в пользу репутации пирата. В феврале 1718-го он был пойман HMS «Феникс» под командованием капитана Пирса. К этому моменту у Вейна было в эскадре два корабля – шлюп «Рейнджер» и 12-ти орудийная бригантина «Рейнджер». Воистину, прав был Джек Воробей, говоря что «пираты мастера давать клички, а вот на названия у них фантазии не хватает». Несмотря на численное превосходство, Вейн проявил осторожность и не стал бегать от «Феникса», приняв его условия о прекращении пиратства и принятии помилования. Правда, мирная жизнь продлилась недолго, и в последующие месяцы он не только ограбил еще пару десятков мелких судов, но и захватил 20-ти пушечное французское судно, сделав его своим флагманом, после чего осел в Нассау. Как известно, в этом же году король Георг направил в новый свет бывшего пирата [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ] с «Королевским помилованием», согласно которому пиратам предоставлялась возможность сдаться с командами и кораблями, а отказавшиеся ставились вне закона. Вейн, не желавший менять пиратскую жизнь на работу ищейкой (поскольку все капитаны, перешедшие на сторону короны, были направлены ввиду отсутствия внешнего врага душить своих вчерашних товарищей), совершил свой знаменитый побег из бухты Нассау. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ] прибыл в Нассау кв июле 1718-го года с флотом не менее трех боевых кораблей, на борту которых помимо матросов, находился отряд солдат числом в сто человек. Многие пираты, особенно «старая гвардия», в том числе Бенджамин Хорниголд и Генри Дженнингс приняли помилование. Однако другие, вроде [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ] и Чарльза Вейна отказались. Отказ Вейна, как видится, был продиктован не его «лихостью», как это любят преподносить (тот же Дефо), а тем, что в феврале он уже принял помилование от Прайса и нарушил его, а значит сдача [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ] означала бы почти немедленную виселицу. Пират решил отсрочить момент встречи с костлявой и предпринял дерзкую попытку побега из заблокированной гавани.
Чарльз Вейн в сериале "Черные паруса"
26 июля 1718-го Вейн направил [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ] письмо следующего содержания: «...Мы готовы принять высочайшую Его Величества амнистию на следующих условиях: Вы дадите нам возможность продать все имеющиеся у нас товары, со всем своим имуществом мы поступим по собственному усмотрению, как это записано в высочайшем акте Его Величества. Если Ваше превосходительство согласны с этим, мы готовы принять амнистию короля. Если нет, мы будем вынуждены защищаться. Ваши покорные слуги — Чарлз Вейн и компания».
И это была тоже частично правда – на борту Вейна все еще находился непроданный груз, который он взял вместе с судном у французов. В итоге Вейн лишился бы сперва груза, а потом, когда вскрылся бы факт того, что он уже нарушил помилование – жизни. Поэтому не исключено, что пират написал письмо только чтобы вытянуть время на подготовку своей задумки. В ночь с 26 на 27 июля в гавани Нассау раздался оглушительный взрыв – пират направил меньшее из своих судов на эскадру [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ], начинив корпус корабля взрывчатыми и воспламеняющимися веществами, то есть соорудил брандер. Пираты не применяли такой тактики, что позволяет нам предполагать, что Вейн все-таки раньше служил во флоте и наблюдал процесс в деле. Ставим галочку в его биографии. Воспользовавшись возникшей суматохой Вейну удалось вырваться из бухты на своем судне, а на рассвете, Вейн дерзко приказал дать залп из пушки в сторону эскадры англичан и отправился на север. Но выходку Вейна одобряли не все члены его экипажа, в частности, старпом Йитс, поэтому пират относился к нему пренебрежительно. Так что, когда после побега Вейн ограбил еще один шлюп с Барбадоса, на который пересадил старпома и двадцать пять человек команды, тот моментально сменил курс и, помахав своему адмиралу ручкой, отделился от эскадры. Вейн бросился в погоню и зажал Йитса в устье реки Норт-Эдисто, но разделаться с ним не смог, потому что к этому моменту за кормой показалась погоня – отпущенные со шлюпа британские моряки успели добраться до Южной Каролины и рассказали о случившемся губернатору Спотсвуду (известному как охотнику на [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]). Губернатор понял, что терять шанс нельзя – ведь местоположение и курс пирата были как на ладони, и отправил погоню. Поэтому Вейну пришлось оставить Йитса в покое и отправиться на север, в Северную Каролину. Капитан Ретт, командовавший погоней, вернулся в Южную Каролину с успехом, несмотря на то, что упустил пирата, потому как по пути ему удачно подвернулся под руку отпущенный Тэтчем Стид Боннет. А из Нассау в это время погоню послал [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ], и возглавлял ее Бенджамин Хорниголд. Вейн шел в Северную Каролину с целью встретиться с легендарным [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ], хотел призвать его вернуться на юг, чтобы вместе с ним отбить порт Нассау у англичан, но [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ], похоже перешедший к жизни спокойной, с женой и домом, отказался, несмотря на то, что в течение двухнедельной попойки, которую команды пиратов организовали по случаю встречи, Вейн конопатил мозги Тэтчу.
Радость встречи
Не встретив в лице [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ] поддержки, разочарованный пират вынужден был болтаться в море в гордом одиночестве, опасаясь возвращаться на юг. И во время этого курсирования вдоль берегов Америки ненароком налетел на французское военное судно. Оценив свои шансы, Вейн принял решение отступить, в то время как его квартирмейтер [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ], напротив, настаивал на битве. Мнения команды разделились – за Вейна стала ее меньшая часть, шестнадцать человек, и тогда он, воспользовавшись Кодексом, сказал, что во время битвы его авторитет не может быть подвергнут сомнению. «Законопослушные» пираты согласились, но на следующий день, когда опасность миновала, Вейна обвинили в трусости и низложили с капитанства. Выбран был [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]. Так, кстати, и началась его карьера. С Вейном поступили согласно всем демократическим процедурам – ему был передан призовой шлюп, куда его пересадили вместе с сочувствующей ему частью команды, дав провиант и оружие. Лишенный флагмана пират опустился к Ямайке, где захватил еще пять судов, одно из них – шлюп, передав своему помощнику Роберту Дилу, который поддержал его во время мятежа [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]. Казалось, дела снова пошли в гору, но в феврале 1719-го года эскадра попала в шторм. Корабли Дила и Вейна раскидало, и шлюп Чарльза разбился о скалы. Из команды выжил только сам капитан. Остров, на который его вынесло, оказался необитаем. В течение нескольких недель Чарльз Вейн вынужден был вести полуголодную жизнь робинзона на островке возле Белиза в отдалении от материка. В то же время, пират не торопился покидать остров – он был вне закона и был бы повешен в порту любой державы. Поэтому он отшельничал, периодически подкариливаемый местными рыбаками (а может он и их грабил). К тому же, на остров иногда заходили корабли чтобы пополнить запасы воды. Одним из таких судов был корабль капитана Холфорда, который сам был бывший пират и теперь занимался поиском и поимкой своих коллег по ремеслу. По каким-то причинам Холфорд не взял на борт Вейна. Дефо утверждает, что тот боялся, что Вейн сможет подбить команду к бунту против него. Надо сказать, что оставив при этом Вейна на воле, он поступил по меньшей мере благородно.
Прижизненное (или близкое к этому) изображение
Но после судна Холфорда к острову пришел другой корабль и Вейн напросился в команду. Казалось, пират был спасен. Но по иронии судьбы судно встретилось в море с кораблем Холфорда, и тот раскрыл капитану все карты касательно Вейна. Такая переменчивость в поведении Холфорда по меньшей мере труднообъяснима. Он охотно согласился забрать Вейна к себе на судно и предать суду на Ямайке. 22 марта 1720-го года Вейн, проведший на острове почти год и вконец одичавший там, был предан суду по обвинениям в грабеже и разбое. 29 марта он был повешен в Гэллоуз-Пойнте. А вот насчет даты казни опять-таки присутствуют неясности – по одной версии он был казнен через 7 дней и такая скоротечность вполне укладывается в нормы тогдашнего британского «правосудия». По другой версии он провел в тюрьме еще год, до 1721-го года. Это порождает вопросы: зачем Холфорд взял его на борт и отвез на Ямайку, где он еще год провел в тюрьме? Могли ли Вейна использовать для дачи показаний против его бывших товарищей? Или, может, хотели узнать, где пират зарывал свои клады? На эти вопросы ответа у нас нет. С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!