Как погибла "Фрау Мария".
Июнь 1999 года.
Рауно Койвусаари снова и снова погружался в воды Балтийского моря. Корабль, который он искал уже много лет, давно стал призраком. Его невозможно было найти. Рауно знал точные ориентиры, указанные в архивных документах, и знал, что течений в этом районе нет. Он потратил уйму собственных денег - корабля нигде не было. Возможно, за 240 лет его разрушило море: Рауно было уже 56 лет, и 30 из них он профессионально занимался поиском подводных кладов. Он поднял на поверхность десятки кораблей с золотом. Иногда уже готов был сдаться и бросить эту затею, на которую ушло 10 лет жизни. И вот наконец случилось невероятное:
На глубине 41 метра неподалеку от финских островов Юрмо и Бургстё он увидел корабль, стоящий на киле. Две мачты возвышались над палубой. Было ясно, что это корабль XVIII века. Но какой? Рауно попытался подплыть ближе. Корпус был практически не поврежден. И название можно было легко прочесть. Сердце Рауно забилось учащенно: "Vrouw Maria": Он должен был убедиться, что это именно тот флейт, так и не доставивший три века назад ценный груз для Екатерины Второй. Ныряльщик осмотрел палубу, ему не терпелось узнать параметры находки. Корабли тогда строили вручную, и у каждого был свой индивидуальный размер. Длина корабля составляла 26,34 м, ширина - 7,20 м (эти цифры он знал наизусть): все точно, как по документам. Но Рауно все еще не мог поверить своим глазам. Он поднялся, когда кислород был уже на исходе. В его руках были фарфоровая курительная трубка, ваза из
серебра и судовая печать, принадлежавшая капитану "Фрау Марии" Рейнуду Лоренцу.
Это был самый счастливый день в жизни кладоискателя Койвусаари: Он и не предполагал, какие разочарования ждут его впереди:
Катастрофа
Октябрь 1771 года.
Отплыв из Амстердама, где проходил исторический аукцион, "Фрау Мария", груженная дипломатической почтой, взяла курс вдоль берега. Она заходила в каждый порт - в Дании, Германии, Швеции. В ночь на 9 октября 1771 года судно вышло из шведского города Або (теперь это территория Финляндии), отошло от берега, и тут начался шторм. Корабль несло прямо на скалы. С ужасом капитан Лоренц обнаружил, что штурвал сломан. Теперь он уже ничего не мог сделать. Судно налетело на скалу и треснуло. Трюм начал постепенно заполняться водой. Обезумевшие пассажиры хватали золотые монеты и выпрыгивали за борт,
один моряк захватил с собой в волны Балтийского моря связку картин.
Во время катастрофы граф Андрей Шувалов, сопровождающий шедевры в Россию, был в постели. Он был не один: Дело в том, что с голландской стороны коллекцию сопровождала очаровательная Аннабель. Она была внучатой племянницей знаменитого голландского коллекционера Геррита Браамкампа. Он всегда мечтал видеть свои картины на стенах Эрмитажа в России, и большинство картин на корабле принадлежали ему. Более двух месяцев
женатый Шувалов и юная Аннабель провели на борту флейта, и между ними вспыхнула сильнейшая страсть.
На помощь тонущему кораблю приплыли финские рыбаки, но что они могли сделать? Свинцовые ящики, в которые паковались картины, были настолько неподъемными, что перед их погрузкой пришлось разбирать корму. Аннабель насилу увезли с тонущего корабля на близлежащий остров. Она рыдала, глядя, как пучина поглощает "Фрау Марию" вместе с лучшей частью коллекции ее деда. Она знала в лицо каждую картину. Однажды утром она проснулась и в ужасе вскрикнула: судно скрылось под водой:
Аннабель и Андрей
Голландский меценат Геррит Браамкамп за свою жизнь собрал уникальную коллекцию картин голландских мастеров, лучших учеников Рембрандта Герарда Доу и Пауля Поттера. Незадолго до смерти он позвал Аннабель и сказал, что не может завещать свою уникальную коллекцию ей, так как содержать ее очень дорого и хлопотно. К тому же родственники наверняка растащат картины кто куда.
С Андреем Шуваловым 17-летняя Аннабель познакомилась в российской миссии в Голландии. Она передавала ему письмо дяди для Екатерины II. И влюбилась сразу, как только взглянула на графа.
- Дядюшка Геррит считает, что Екатерина Вторая - не только великая императрица, но и великий коллекционер. Он надеется, что она примет участие в аукционе, который состоится после его смерти, - вымолвила Аннабель и зарделась.
Андрей сразу обратил внимание на привлекательную барышню и в надежде на новую встречу с ней отправился в Петербург, чтобы передать письмо Браамкампа лично в руки императрицы вместе с письмами своего друга Вольтера, которые та всегда ждала с нетерпением. Когда через месяц Шувалов вернулся в Амстердам с ответным письмом российской царицы, коллекционер уже умер.
И вот юная Аннабель и граф оказались вместе: вместе во время пути, вместе счастливо влюбленные. И на тонущем корабле, заполненным до отказа сокровищами, они тоже были вместе. Катастрофа разлучила их.
Андрей Шувалов уцелел в той передряге, он вернулся к жене, но дни его были сочтены. Не дожив до 40 лет, он умер в своем поместье в 1779 году.
Судьба Аннабель неизвестна. Бесспорно одно - девушка не дождалась ни любимого Андрея Шувалова, ни спасения картин дядюшки Геррита с затонувшей "Фрау Марии".
О фантастической судьбе графа Андрея Шувалова мне рассказал Артем Тарасов, президент фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей", первый в нашей стране легальный миллионер.
- Граф Андрей Шувалов - человек удивительной судьбы. Когда Екатерина II пришла к власти, сместив Павла, она подвергла гонениям всех его сторонников, в частности Петра Шувалова, отца Андрея. Всей его семье грозила Сибирь, но когда на аудиенции он рассказал императрице, что дружен с Вольтером, которого она боготворила, Екатерина сменила гнев на милость. В ту же секунду опальный Шувалов обрел признание и высшее покровительство. Так Андрей спас не только себя, но и свою семью. Его отца Петра Петровича оставили спокойно доживать свой век, а непримиримого дядю Ивана Петровича Шувалова - бывшего фаворита Елизаветы Петровны вместо холодного Тобольска отправили на лечение за границу, правда, с формулировкой: без права возвращения в Россию. Самого графа Андрея Екатерина сделала камергером царского двора, сенатором, казначеем и главным контролером реформ в России. В 23 года он уже имел "Анну" на шее, ордена Петра Первого и Александра Невского.
Кто такой Анатас Рефицюль?
2009 год. Москва.
Десятый год Артем Тарасов живет историей загадочного корабля, который не могут поднять со дна Балтики уже 238 лет. Полгода Тарасов провел в голландских архивах, чтобы выяснить тайну "Титаника" XVIII века". А потом полетел в Эквадор - ведь легендарный Рауно Койвусаари, нашедший "Фрау Марию", ищет приключений уже в водах Тихого океана. Для спасения судна Артем и Рауно решили создать совместное предприятие. Подъем корабля планируют, увы, не раньше 2010 года.
Но сам Артем Тарасов уже освободил "Фрау Марию" из морского плена - правда, только: в романе. Здесь фигурирует огромное количество исторических личностей. Но есть и вымышленный персонаж:
Без его участия невозможно в этой истории понять ничего, считает Тарасов. Зовут его Анатас Рефицюл. Его имя - зеркальная анаграмма. Если прочитать его задом наперед, выйдет: Люцифер Сатана. Но Тарасов, который так легкомысленно породил литературного Люцифера, очень скоро пожалел об этом.
- За последний год я трижды попадал в больницу с тяжелейшими диагнозами, у меня отобрали права, несколько раз пропадали ключи от дома, сами собой воспламенялись предметы. Видимо, я вторгся в запретную сферу.
Артем Михайлович надеется, что проклятие касается только его самого и не коснется судьбы многострадального судна, которое все-таки увидит наконец белый свет.
Супершедевры
Для Екатерины II на том аукционе в Амстердаме выкупили 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков. С 1771 года эти полотна нигде и никогда не выставлялись, что доказывает, что, скорее всего, они покоятся в трюме затонувшего флейта. Самый дорогой лот, купленный дилером русской императрицы, - триптих Герарда Доу, на котором изображен Иисус Христос и девственница. Он один тянет на 100 миллионов евро. Стоимость всего груза оценивается в 1 миллиард евро. Кроме картин на борту флейта находится фарфор - дельфт, расписанный вручную, золотые, серебряные и бронзовые статуэтки, золотые и медные монеты, керамические трубки.
Как поднять
Сегодня обсуждаются два варианта спасения сверхценного груза.
Первый - поднять "Фрау Марию" целиком. Для этого спроектирована конструкция из стали с понтонами, которая должна надеваться на корабль сверху, будто коробка от обуви. Потом в емкости закачают воздух. На дне под судном пророют тоннели, сквозь них протянут стропы - полотенца из мягкого искусственного волокна шириной 50 сантиметров - и прикрепят корабль, как в гамаке, к металлической конструкции. Но еще одна проблема - как сохранить корабль на берегу? Ведь при малейшем взаимодействии с воздухом начнется его интенсивное разрушение бактериями. Чтобы оградить корабль от этого несчастья, его придется отвезти на Северный полюс - на год-полтора. Там под действием мороза бактерии погибнут, и корпус будет спасен.
Более простой вариант - поднять только груз. Для этого на поверхности моря, над кораблем закрепят неподвижное судно с мощной лебедкой и краном и опустят трос на глубину 41 метр. На конце троса за крюк подвесят платформу лифта, куда водолазы будут складывать предметы и ящики из трюма корабля, чтобы поднять их наверх целыми и невредимыми.
Сегодня две известные компании SMIT Internationale и Mammet Salvage, специализирующиеся на таких работах, изъявили желание участвовать в конкурсе на подъем груза или всего затонувшего флейта. Они известны тем, что подняли подводную лодку "Курск".
Чей груз
Рауно Койвусаари, нашедший клад, претендует на 10%. Всего на 10% от того миллиарда евро, в которые оценивают клад. Хотя по закону картины и другие исторические ценности не являются сокровищами и не могут быть оценены в денежном эквиваленте.
Российское государство щедрее: по нашему законодательству нашедшему клад сегодня полагается 50% находки. В СССР давали 25%.
По финскому законодательству (акт о реликвиях и античности от 1963 года) затонувшее судно, которому более 100 лет, находящееся в финских территориальных водах, не может подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности. Скорее всего, российской стороне придется разбираться в международных судебных инстанциях. Финансировать подъем "Фрау Марии" готов российский меценат Михаил Слипенчук. Со стороны государства работу контролирует Росохранкультура.