Атланти́да (др.-греч. Ἀτλαντὶς) — известное по преданиям остров-государство. Наиболее подробное описание Атлантиды известно по диалогам Платона Афинского; также известны упоминания и комментарии Геродота, Диодора Сицилийского, Посидония, Страбона, Прокла. Показания древних о местоположении Атлантиды неопределенны. По словам Платона, остров находился на западе от Геркулесовых столбов, напротив гор Атланта. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день и одну ночь, вместе со своими жителями — атлантами. Платон указывает время катастрофы как «9 000 лет назад», то есть около 9500 г. до н. э.. Интерес к рассказам об Атлантиде проявился в эпоху Возрождения. В современной науке, вопросы о существовании Атлантиды являются спорными. Существует специально разработанное в конце 1950-х годов учение атлантология. Людей, занимающихся поиском и обобщением любых сведений об Атлантиде, называют атлантологами.
Диалоги Платона
Все сведения об Атлантиде содержатся у Платона в двух диалогах: «Тимей» (кратко) и «Критий» (более развёрнуто). Диалог «Тимей» начинается рассуждениями Сократа и пифагорейца Тимея о наилучшем государственном устройстве. Вкратце описав идеальное государство, Сократ жалуется на абстрактность и схематичность полученной картины и выражает желание «послушать описание того, как это государство ведёт себя в борьбе с другими государствами, как оно достойным его образом вступает в войну, как в ходе войны его граждане совершают то, что им подобает, сообразно своему обучению и воспитанию, будь то на поле брани или в переговорах с каждым из других государств». Откликаясь на это пожелание, третий участник диалога, афинский политический деятель Критий излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы со слов своего деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона, услышанный последним от жрецов в Египте. Смысл рассказа таков: некогда, 9 тысяч лет назад (от периода жизни Сократа, Крития и других современников Солона), Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была упомянутая Атлантида. «Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые». На нём возникло «удивительное по величине и могуществу царство», владевшее всей Ливией до Египта и Европой до Тиррении (запад Италии). Все силы этого царства были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы во главе эллинов; и хотя все союзники им изменили, они одни благодаря своей доблести и добродетели отразили нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощённые ими народы. Вслед за тем, однако, произошла грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.
Диалог «Критий», с теми же участниками, служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящён рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде. Афины тогда (до землетрясения и наводнения) были центром большой и необычайно плодородной страны; они были населены добродетельным народом, пользовавшимся идеальным (с точки зрения Платона) государственным устройством. А именно, всем распоряжались правители и воины, жившие отдельно от основной земледельческо-ремесленной массы на Акрополе коммунистической общиной. Скромным и добродетельным Афинам противопоставляется надменная и могущественная Атлантида. Родоначальником атлантов, по Платону, был бог Посейдон, сошедшийся со смертной девушкой Клейто, родившей от него десять божественных сыновей во главе со старшим, Атлантом, между которыми он и разделил остров и которые стали родоначальниками его царских родов. Центральная равнина острова простиралась в длину на 3 тысячи стадиев (540 км), в ширину — на 2 тысячи стадиев (360 км), центром острова являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8-9 километрах) от моря. Посейдон для защиты обнёс его тремя водными и двумя сухопутными кольцами; атланты же перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы, так что корабли могли по ним подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окружённые золотыми статуями, роскошный царский дворец, а также были заполненные кораблями верфи и т. д., и т. п. «Остров, на котором стоял дворец, (…) а также земляные кольца и мост шириной в плетр (30 м) цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, чёрного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьём из олова, а стену самого акрополя — орихалком, испускавшим огнистое блистание». Вообще, Платон уделяет очень много места описанию неслыханного богатства и плодородия острова, его густонаселённости, богатого природного мира (там, по автору, обитали даже слоны) и т. д. До тех пор, пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, ставя превыше его добродетель; но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне. Возмущённый этим зрелищем, Зевс задумал погубить атлантов и созвал совещание богов. На этом диалог — во всяком случае, дошедший до нас текст — обрывается. В этом описании нетрудно разглядеть платоновские идеалы и окружающую Платона действительность. В «Тимее» моделируется ситуация греко-персидских войн, но в идеализированном виде; афиняне, победившие надменных атлантов — не реальные афиняне V века до н. э. со всеми их недостатками, а идеальные добродетельные мудрецы, отчасти напоминающие спартанцев, но нравственно гораздо выше их; свой подвиг они совершают в одиночку, ни с кем не деля славы, и при этом не пользуются победой для создания собственной империи (как поступили реальные афиняне V века до н. э.), а великодушно предоставляют свободу всем народам. Зато в описании Атлантиды присутствуют черты ненавистной Платону Афинской морской державы с её неутомимым стремлением к богатству и могуществу, постоянной экспансией, предпринимательским торгово-ремесленным духом и т. д. Как полагают, первоначальной целью Платона было обличить атлантов, изобразив их целиком отрицательным примером алчности и гордыни, порождаемых богатством и погоней за могуществом — в своём роде антиутопию, противопоставляемую утопическим Афинам; но, начав описывать Атлантиду, Платон увлёкся и по чисто художественным причинам создал притягательный образ роскошной и могучей державы, так что Атлантида, в качестве утопии, совершенно затмила бледный очерк бедных и добродетельных Афин. Не исключено, что именно это несоответствие замысла и результата и явилось причиной того, что диалог не был закончен.
Другие авторы
Современные атлантологи склонны относить к упоминаниям об Атлантиде рассказы об атлантах — африканском (очевидно берберском) племени в горах Атласа, о котором говорят Геродот, Диодор Сицилийский и Плиний Старший; эти атланты по их рассказам не имели собственных имён, не видели снов и в конце концов были истреблены своими соседями троглодитами; Диодор Сицилийский сообщает ещё, что они воевали с амазонками. Что же до собственно Атлантиды, то расхожее мнение сводилось к фразе (приписываемой Аристотелю), что «(сам же) создатель и заставил её исчезнуть». Против этого мнения выступал Посидоний, который, интересуясь фактами оседания суши, на этом основании нашёл рассказ правдоподобным (Страбон, География, II, 3.6). Во II в. Элиан, бывший, собственно, лишь собирателем анекдотов, среди прочего сообщает, как одевались цари атлантов — в шкуры самцов «морских баранов», а царицы-носили головной убор из шкур самок этих неизвестных животных, чтобы подчеркнуть своё происхождение от Посейдона; вероятно этот рассказ — плод чьей-то фантазии. В V в. неоплатоник Прокл, в своих комментариях к «Тимею», рассказывает о последователе Платона Кранторе, который около 260 г. до н. э. специально посетил Египет с целью узнать об Атлантиде и якобы видел в храме богини Нейт в Саисе колонны с надписями, рассказывающими её историю. Кроме того он пишет: «То, что остров такого характера и размеров некогда существовал, явствует из рассказов некоторых писателей, которые исследовали окрестности Внешнего моря. Ибо, по их словам, в том море в их время было семь островов, посвящённых Персефоне, и также три других острова огромных размеров, один из которых был посвящён Плутону, другой Аммону, а затем Посейдону, размеры которого составляли тысячу стадиев (180 км); и жители их — добавляет он — сохранили предания, идущие от их предков, о неизмеримо большем острове Атлантиде, которая действительно существовала там и которая в течение многих поколений правила всеми островами и точно так же была посвящена Посейдону. Ныне Марцелл описал это в „Эфиопике“». Этот Марцелл из других источников неизвестен; полагают, что его «Эфиопика» — попросту роман.
Возможная дата гибели Атлантиды
Афинский политический деятель Критий родился в 460 году до н. э. Изложить рассказ о войне Афин с Атлантидой он мог только достигнув зрелого возраста ориентировочно после 440 года до н. э. В диалоге «Критий» не упоминается о Пелопоннесской войне, начавшейся в 431 году до н. э. Таким образом Критий изложил сведения об Атлантиде в период с 440 года до н. э. по 431 год до н. э. будучи молодым политиком, так как все сведения он получил от своего деда. Согласно указанию Платона о катастрофе ровно 9000 лет назад, гибель Атлантиды произошла в период с 9440 года до н. э. по 9431 год до н. э.
Википедия
Имена людей, обнаруживших руины, а также точные координаты находки все еще неизвестны.
Структуры были замечены в ходе анализа фотографий, сделанных со спутника. Ученые утверждают, что они ни в коей мере не связаны с предполагаемым руинами, найденными русскими исследователями на глубине 2300 футов недалеко от Кубы в 2001 году. Они также отмечают, что существует вероятность недостоверности информации, полученной в процессе создания фотоснимков: то, что мы видим на фото, может на самом деле быть всего лишь помехами, полученными в результате нарушения работы цифровой матрицы.
С другой стороны, тот факт, что очень похожие структуры запечатлены на нескольких фото, в значительной мере уменьшает вероятность этой версии. Кроме того, на фотографиях в той или иной степени можно различить структуру, напоминающую высокую пирамиду, несколько больших платформ с маленькими строениями, расположенными на них, а также две параллельные каркасные конструкции.
Известно, что исследователи довольно скептически относятся к предположению о том, что найденные руины могли принадлежать легендарной Атлантиде. И все же, они уверенны, что обнаруженное поселение могло быть частью развитой древней цивилизации, ведущей торговлю с соседними государствами и имевшей флот.
Группа исследователей надеется, что им удастся изучить локацию и составить ее карту, а также выяснить, по какой причине поселение оказалось на дне моря, перед тем как находка будет передана в руки властей государства, на территории которого она находится.
Я вот лично уверен что существовала такая цивилизация. На сегодняшний день написано о ней очень много. Наиболее полную библиографию по Атлантиде можно найти в книге Н.Ф.Жирова там со всех областей научных знаний обосновывается и доказывается её существование, ёще при жизни автора в западных уневерситетах на её основе курсы "Атланталогии" преподавали. Ухты мы вышли из Бухты
Атлантида сосуществовала, ведь мифы основываются не на легенде пьяного посетителя таверны, которые наговорят все за бутылку, а на сомнительно правдивых историях
Возможны следующие источники местонахождения 1____Раскопки греческого археолога Спиридона Маринатоса на Санторине и Крите, а также геофизические исследования, посвященные катастрофическому извержению вулкана Стронгиле, происшедшему 3500 лет назад, дали надежду о возможном существовании средиземноморской Атлантиды. 2____в районе Гибралтарского пролива. Но большей частью сосредоточился на описании жизни и культуры атлантов. Удивляет точность, с которой Платон описывает Атлантиду. Её богатые города и цивилизацию, которая поднялась на высший уровень развития. По его словам, атланты – потомки Посейдона. 3____недалеко от территории современных США Мир квадратный, за углом пересечемся
Как возник миф о существовании загадочного материка?
В этой программе речь пойдет о загадочном материке, который столетиями будоражит воображение людей, хотя до сих пор непонятно даже, существовал он или нет. Ходят самые разные слухи о его богатстве и могуществе, о красоте, силе и высокомерии его жителей, об их ужасной гибели и о гибели их великой цивилизации, которой не стало буквально за один день… Наш разговор – об Атлантиде.
Об Атлантиде писал Жюль Верн. В его романе "Двадцать тысяч лье под водой" капитан Немо показывал своим гостям руины зданий Атлантиды на дне Атлантического океана. Алексей Толстой писал об этой цивилизации в своей "Аэлите". Мифами о ней вдохновлялся Джон Толкиен, когда писал о Нуменоре - затонувшей прародине высших людей.
Сюжету об Атлантиде отдали должное Артур Конан Дойл, Говард Лавкрафт, Дмитрий Мережковский и Валерий Брюсов, Роберт Шекли, Александр Беляев, Кир Булычев и многие другие. Все эти писатели были очень разными, но все они были очарованы мифом о погибшем континенте. Так же, как им были очарованы и кинематографисты, и художники. Все они так или иначе по-своему развивали легенду об Атлантиде. Но где найти первоисточник сведений о ней? Похоже, в Древней Греции.
Первое упоминание об Атлантиде встречается у Платона. Он родился в V веке до нашей эры и жил в Афинах. Ученик Сократа и учитель Аристотеля, он оставил после себя корпус сочинений, вошедший в сокровищницу мировой философии. Его размышления о душе, идеях, познании, этике и человеке, о политике и праве оспаривались и превозносились как современниками, так и потомками.
Многие учителя, преподавая философию, учат своих студентов: "Если не знаешь, кто был прародителем какого-либо течения, смело говори: "Платон или Аристотель" - не промахнешься". Но помимо философского наследия Платон оставил нам один из самых интересных и захватывающих мифов – миф об Атлантиде.
Название "Атлантида" появилось у Платона в его диалогах "Тимей" и "Критий". Вообще, диалоги были излюбленным литературным жанром мыслителя. Произведение представляло собой обмен мнениями между собеседниками. В диалогах "Тимей" и "Критий" Платон размышляет об идеальном государственном устройстве и приводит для сравнения политическое устройство древних Афин и Атлантиды.
Устами афинского политика Крития (он, кстати, доводился Платону дядей) философ рассказывает о войне Афин с Атлантидой якобы со слов своего деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ древнего мудреца Солона (тот якобы услышал его от жрецов в Египте). Египетские жрецы были для греков хранителями тайных знаний, поэтому сведенья, полученные от них, считались достойными самого серьезного рассмотрения.
Если вкратце пересказывать Платона, то картина получится примерно следующая. Когда-то давным-давно, когда трава в Греции была зеленее, а Афины были более добродетельны и совершенны, их главным врагом была Атлантида – могущественная, но не добродетельная.
Если верить Платону, то Атлантида стояла на острове, который превышал своими размерами Ливию и Азию вместе взятые. Народ, правивший там, владел множеством земель – не только островных, но и материковых, и был развращен роскошью и властью. В войне с Афинами Атлантида бросила все свои силы на их порабощение, но жители Афин благодаря своей доблести и благочестию отразили нашествие и сокрушили атлантов.
Сразу же вслед за тем греки освободили порабощенные Атлантидой народы. Потом, однако, произошла грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида и вовсе погрузилась на дно морское. Это – если ориентироваться по диалогу "Тимей". Впоследствии, когда Платон возьмется за диалог "Критий", он расскажет об Атлантиде более подробно, например, о ее обитателях.
Родоначальником атлантов, согласно Платону, был бог Посейдон. Владыка морей влюбился в простую смертную, и та родила ему пять пар близнецов - божественных сыновей, старшим из которых был Атлант. Сыновья Посейдона стали родоначальниками царских родов Атлантиды и начали править огромным островом, разделив его на десять частей.
Прародитель не забывал об атлантах: Посейдон для защиты обнес центр острова тремя водными и двумя сухопутными кольцами; атланты же перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы, так что корабли могли по ним подплывать к столице острова. Там высились дворцы и храмы, украшенные золотом и серебром, стояли величественные статуи и, пришвартованные к причалам, покачивались корабли…
Вот как столицу Атлантиды описывает Платон: "Остров, на котором стоял дворец, а также земляные кольца и мост шириной в 30 метров, цари обвели круговыми каменными стенами, и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота.
Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть. Также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя – металлом, испускавшим огнистое блистание".
Главным храмом Атлантиды был храм, посвященный Посейдону, обнесенный золотой стеной. Ежегодно каждый из десяти уделов доставлял сюда дары. Само святилище было украшено серебром, золотом и слоновой костью. Изваяние Посейдона украшало храм. Грозный, правящий шестью крылатыми конями, окруженный морскими нимфами и дельфинами, бог взирал на своих подданных.
Платон пишет, что атланты добились изобилия и могущества благодаря своей божественной природе, доставшейся им от почитаемого на острове Посейдона. Эта божественная природа определила их прекрасный облик, острый ум, гениальность и даже магические способности. Однако потом атланты начали забывать о добродетели, божественные качества стали исчезать и в итоге полностью заменились на человеческие.
Атланты забыли о сдержанности и благочестии, стали алчными и надменными, начали вести постоянные войны за новые владения, развернули торговлю, стремясь к наживе. Тогда Зевс, разгневавшись на потомков Посейдона, решил погубить их и созвал совет богов, чтобы огласить свою волю.
На этом текст Платона обрывается – то ли философ его не закончил, то ли продолжение не сохранилось до наших дней. Ряд исследователей склоняются к тому, что верна первая версия: мол, Платон забросил произведение, потому что понял, что оно не сможет отразить его идеалы. Первоначальный замысел был в том, чтобы показать развращенность атлантов и благонравие древних Афин, которые, согласно Платону, являли собой идеальное государство. Но в порыве вдохновения Платон так увлекся, так ярко описал величественную Атлантиду, что на ее фоне постные Афины смотрелись бледно.
Добродетель в литературе вообще редко получается интереснее порока. Платон, в котором в какой-то момент проснулся политик и заснул художник, видимо, решил бросить произведение, в котором распоясавшийся образ Атлантиды затмевал собой все. Ряд ученых, кстати, указывает на то, что Платон, рассказывая легенду об Атлантиде, никогда не настаивал на ее подлинности. Для него миф был лишь средством как можно более образно передать свою идею.
Идея эта была обращена к современникам. Пороки Атлантиды Платон срисовал с тех пороков, которые во времена философа одолевали некогда идеальные Афины. Судьба Атлантиды должна была стать предостережением: мол, если мы не укротим свою жадность и гордыню, нас тоже сотрёт с лица земли.
Таким образом, получается, что миф об Атлантиде порожден Платоном, что называется, ради красного словца. Это просто цветистая притча, которую приняли за правду. И теперь благодаря Платону всякая древняя цивилизация, которую обнаруживают археологи, с легкой руки газетчиков именуется найденной Атлантидой. Это имя магически действует на аудиторию и гарантирует людское внимание.
Между тем, ряд исследователей полагает, что не все в мифе об Атлантиде – выдумка. Вполне возможно, что обрывки легенд, которые дошли до нас – это полустершееся воспоминания человечества о масштабной природной катастрофе, когда-то изменившей облик Земли, и потому так трудно понять, где могла бы располагаться Атлантида.
Некоторые предлагают догадку, которая напрашивается сама собой: в Атлантическом океане. Но где точно? Одни указывают на район Канарских островов, другие – на острова Британии, третьи – на Азорские острова… Есть и неожиданные гипотезы: о том, что Атлантида могла быть совершенно не там, не в Атлантике, а вообще на территории современного Перу. Эта догадка родилась благодаря испанскому историку Педро Сьесе де Леону.
В своей книге "Хроники Перу" (а она составлена в XVI веке), Сьеса де Леон пишет: "Самая крупная река из здешних носит название Виньяке, там расположены большие, очень древние сооружения, заметно обветшавшие от времени и превращенные в руины, должно быть, они пережили много веков. Спрашивая местных индейцев о том, кто построил эту древность, они отвечают, что другие белые и бородатые люди, как мы, правившие задолго до инков. Они говорят, что те пришли в эти края и устроили себе здесь жилище.
Эти и другие древние здания, имеющиеся в этом королевстве, мне кажется, на вид не такие как те, что строили или приказывали строить инки. Потому что это строение было квадратным, а строения инков длинными и узкими. Также ходит молва, что встречались некие буквы на одной каменной плите этого здания".
Эти строки породили гипотезу о том, что Атлантида на самом деле могла располагаться на территории Южной Америки. Есть и другая гипотеза, не менее фантастическая: о том, что Атлантида у всех на виду, но люди не догадываются, что это она: мол, Антарктида и есть погибшая Атлантида, которая в результате катастрофы была сдвинута в область южного полюса, и ледяной панцирь спрятал от людей останки древней цивилизации атлантов.
Версии об атлантах изучает специальная наука – атлантология (ее, впрочем, многие ученые за науку не считают). На каждую гипотезу об Атлантиде приходится с десяток опровержений, затем возникают новые доводы и новые опровержения. Споры длятся и никак не закончатся. Считается, что в спорах рождается истина, но пока, видимо, спорящие не разродились.
Вполне вероятно, что, действительно, мифы об Атлантиде – отголосок памяти о великом катаклизме, постигшем Землю, так же, как и предания о Всемирном потопе, который, если верить Библии, почти полностью уничтожил не только человечество, но и зверей и птиц. Впрочем, Всемирный потоп - это отдельная тема для рассказа, о нем – как-нибудь в следующий раз.
Одни указывают на район Канарских островов, другие – на острова Британии, третьи – на Азорские острова…
я слышала версию о том, что атлантида могла быть........в черном море: "Для предположения, что Атлантида могла находиться в пределах нынешнего Черного моря, есть не только летописные основания, но и материальные. О том, что когда-то в Черном море, бывшем Понте Эвксинском, затонула некая гипотетическая страна Понтида, люди догадывались давно. В первую очередь привлекал внимание полуостров Крым. Еще в 1915 г русский ученый Мокржецкий писал, что некоторые крымские сосны, дубы, можжевельники, так же как цикады, ящерицы, богомолы, сколопендры - реликты какой-то исчезнувшей древней земли. Позже (1949г) другой российский исследователь И.Пузанов тоже отметил схожесть растительного и животного мира горного Крыма с фауной и флорой Балкан, Малой Азии и Закавказья. Он объяснял это существованием в прошлом сухопутного южного моста, соединявшего Крымский полуостров с материком. Еще один ученый ботаник Н.Рубцов, подводя итоги многолетних исследований злаковых, бобовых, крестоцветных и других растений южнобережного Крыма, писал: "выявляется очень обширная группа видов с ареалами, полностью или частично окружающими Черное море и как бы связывающими собою страны, ныне этим морем разобщенные". Но наиболее древними свидетелями ушедших времен являются сами крымские горы, их скалистые обнажения, глубокие горные ущелья и высокие плато. Каково геологическое прошлое Крыма, как были связаны с морем его горные вершины? Стоя под километровым обрывом южнобережной Яйлы или гигантским отвесным обрезом Карадага на восточном берегу Крыма, невольно задумываешься: не остаток ли это горного хребта, расколовшегося когда-то пополам и погрузившегося в море? В 1998 г американские морские геологи В.Райан и У.Питман в книге "Всемирный потоп" опубликовали результаты своих подводных палеонтологических исследований. Они были проведены совместно с российскими учеными в шельфовой зоне северного побережья Черного моря и явились предшественниками других еще более обьемных исследований тоже американского палеонтолога Б.Болларда. Летом 1999 г. на специальной субмарине, оборудованной ультразвуковым локатором, он обнаружил слои болотных отложений, лежавшие под морскими осадочными породами. Они уходили на глубину до 500 м от поверхности моря и содержали в себе остатки сапропелевых болот со следами древней растительности и раковин болотных улиток. В руках ученых появились убедительные свидетельства того, что здесь, в северной части нынешнего Черного моря когда-то вообще моря не существовало. Вместо него здесь были болотистые берега не очень глубокого пресноводного озера. Здесь произошла природная катастрофа, в результате которой озеро исчезло. Это произошло 7,5 тысяч лет назад. Продолжавшееся в послеледниковый период глобальное потепление климата привело к интенсивному таянию ледников планеты. Уровень Мирового океана непрерывно повышался, постепенно затопляя многие прибрежные территории и превращая лиманы в заливы, а озера в моря."
Добавлено (25.12.2011, 00:22) --------------------------------------------- забавно, вспоминаются стихи нашего океанолога городницкого:
Не найти и за тысячу лет нам - Обьясняют ученые мне - Ту страну, что пропала бесследно В океанской ночной глубине... И хотя я скажу тебе тихо: "Не бывало ее никогда". Если спросят: "Была Атлантида?" Я отвечу уверенно: "Да!" Пусть поверят историям этим. Атлантида - ведь дело не в ней... Разве сказки нужны только детям? Сказки взрослым намного нужней.
Действительно, так ли нужно нам знать, была ли на самом деле эта загадочная страна или нет? Быть может, важнее для нас не сама Атлантида, а ее Атлантология? Существовала же когда-то средневековая лженаука алхимия - она не открыла "философский камень", не нашла способ искусственного получения золота. Зато, дала миру эмаль, металлические сплавы, кислоты, щелочи, возгонку, перегонку и многое другое. В том же средневековье ученые бились над проблемой вечного двигателя. Но вместо перпетуум мобиле они изобрели столько разных велосипедов, что и теперь их педали крутит спортивно-дорожная часть человества. Также и с Атлантидой. Ее не нашли, но вместо нее на дне морей и океанов обнаружили развалины финикийского Тира, этрусской Эспины, древнеримской Цезареи, византийского Эпидавра и десятков других затонувших городов и затерянных стран. И еще: своим рассказом об Атлантиде старый хитрюга Платон заставил многие последующие поколения людей вспоминать о погибших народах и цивилизациях, думать, спорить, обсуждать, изучать. А это тоже немаловажно.
Атланти́да (др.-греч. Ἀτλαντὶς) — легендарный остров (архипелаг или даже континент), находившийся в современном Атлантическом океане и опустившийся в один день на морское дно в результате землетрясения и наводнения, вместе со своими жителями — атлантами. Впервые эта легенда излагается у Платона в диалогах «Тимей» и «Критий» со ссылкой на некие предания. Платон указывает время катастрофы как «9000 лет назад», то есть в середине X тысячелетия до н. э. На данный момент рассказ об Атлантиде в научных кругах, большинством ученых считается либо выдуманным Платоном философским мифом, либо мифом, сформировавшимся на основе воспоминаний о какой-то реальной древней катастрофе. Среди тех ученых, кто считал, что в основе мифа лежат реальные воспоминания о древнем погибшем в указанных Платоном регионах Атлантики острове или материке были Сергей Владимирович Обручев и Николай Феодосьевич Жиров. В околонаучных кругах[уточнить] Атлантида является предметом самых фантастических гипотез. Было декларировано создание особой научной дисциплины — атлантологии, хотя атлантологами называют людей, занимающихся поиском и обобщением любых сведений об Атлантиде. Атлантида стала также популярным объектом художественного творчества.