О водяных девах - русалках - издревле ходит масса слухов и домыслов. По старинным поверьям, русалка - это красивая длинноволосая девушка, которая живет в морях, озерах, реках и даже колодцах. По легендам, русалки внешне могут почти не отличаться от людей, а вместо ног могут иметь рыбий хвост. Нет народа, в котором не бытовали бы рассказы о водяных прелестницах. У русалок много общих черт, но немало и отличий. Восточнославянские русалки по преимуществу – женщины-утопленницы или просватанные девушки, не дожившие до своей свадьбы, хотя, по поверьям, среди них могут попадаться некрещеные дети и проклятые люди. Западноевропейские русалки – это существа-наследники древнегреческих тритонов и сирен. Античные наяды, нереиды и нимфы перешли к немцам никсами, к прибалтам – гуделками и ундинами. В шотландской мифологии есть существа, называемые шелками - человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками. Французские же русалки почему-то обладают змеиными хвостами.
Деревянные или каменные статуи русалок в средние века можно было увидеть почти во всех соборах Европы: на них водяные девы изображались не только с рыбьим хвостом, но также с крыльями на талии и с птичьими лапами. По наблюдениям исследователей мифов, в северных холодных водах свои жертвы стерегут уродливые косматые женщины с громадным ртом. Но чем ближе к югу, тем русалки красивее, в них вполне можно влюбиться: чаще всего водяную деву застают греющейся на солнце или расчесывающей гребнем свои волосы, они великолепно поют и иногда играют на арфе. Но нрав у них крутой: моряков русалки завлекают своими пением и музыкой или же запахом своего тела, а потом…съедают. Затянув человека под воду, русалка может защекотать его до смерти или разодрать своими острыми зубами. Но есть и другие мифы. В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» популяризировала историю, в которой русалка ищет душу в любви со смертным.
Ряд специалистов полагают, что корни легенд о русалках восходят к вавилонским божествам. Как ни странно, основателем русалочьего рода был мужчина - вавилонский бог Оаннес. Он долго менял форму и, наконец, принял наиболее удобный для себя вид - с торсом мужчины и рыбьим хвостом. А первой русалкой, следуя этому сказанию, была сирийская богиня Луны и рыболовства Атаргате. В скандинавских странах считалось, что предками людей были тюлени, и поэтому любой мужчина вполне может взять в жены русалку, предварительно украв и спрятав ее вторую кожу. В Шотландии до сих пор можно услышать рассказ о мужчине, полюбившем морскую нимфу. Их семейная жизнь складывалась счастливо до того момента, пока старший сын не нашел и не показал матери ее «тюленью» кожу. После этого мать надела ее и бросилась в море, - с этого дня ее никто больше не видел. [img]http://img-fotki.yandex.ru/get/55/nixe20.0/0_15f1f_3a5c5d42_L[/img]
XII век
В исландских хрониках XII века упоминается о полуженщине-полурыбе, наблюдавшейся возле острова Гримсей у берегов Гренландии. «Чудовище это имело совершенно отталкивающий лик: широкие брови, пронзительный взгляд, огромный рот и двойной подбородок». Из исландской летописи «Speculum Regale» (XII век): «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют «Маргигр». Существо это до пояса выглядит, как женщина, у неё женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у неё во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе — у неё рыбий хвост, чешуя и плавники». Также в других хрониках отмечалось, что «в 1161 году в море близ Орфорда на английском побережье был пойман дикий человек без хвоста, с телом, покрытым волосами, но лысый, которого бросили назад в море. Это случилось после того, как никто не смог заставить его говорить».
XV век
По книге Сиго де ля Фонд «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное», в Голландии «в 1403 году после ужасной бури, разорвавшей плотину ВестФрисландскую, на лугу нашли морскую женщину», запутавшуюся в водорослях. «Привезли оную в Харлем, одели, научили вязать чулки» и кланяться перед распятием. «Употребляла она человеческую пищу и жила нескольких лет (по другим источникам — до 15 лет), не научившись говорить». Утверждалось, что она часто безуспешно пыталась бежать в море; её похоронили по христианскому обычаю.
XVII век
Из корабельного журнала Г.Гудзона, которые он вёл, плавая у берегов Нового Света: «Сегодня утром один из моей команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Тогда он стал звать остальных, и пришёл ещё один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна её опрокинула. Вверх от пупка её грудь и спина были как у женщины… у неё была очень белая кожа, длинные чёрные волосы свисали назад. Когда она нырнула, они увидели её хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещрённый пятнышками, как у макрели. Имена матросов, которые её видели: Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.». Из мемуаров капитана английского флота Ричарда Уитбурна: «Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное существо очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины; глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове её было много синих полосок, напоминавших волосы, но, несомненно, это не были волосы. Я и человек из моего экипажа, что был тогда со мной и который жив и сейчас, разглядывали существо это довольно долго. Когда оно приблизилось к нам поближе, я, опасаясь, чтобы оно не бросилось на меня, отступил назад, оставаясь от него на длину копья… Существо же это, заметив, что я отступил, нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад. При этом оно часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не смог. Какое-то время спустя это же существо подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индийской Компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в неё забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его по голове. Тогда оно оставило их в покое. Позднее оно приблизилось ещё к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега». Испанский журналист Икер Хименес Элизари нашёл церковные документы о легендарном Франсиско дела Веге Касаре, якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В них сообщается, что когда Франсиско исполнилось 16 лет, он уехал в бискайский город Лас-Аренас, чтобы учиться на плотника. В 1674 г. он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале 1679 г. возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида, наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; 12 человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев, где над ним производили обряд экзорцизма. В январе 1680 г. его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско Касаре и его братья признали в существе своего сына. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682 г. он вырвался и навсегда скрылся в воде. В 1682 г. также возле города Сестри (Италия) был пойман «морской человек», на которого ходили смотреть. «В течение дня его усаживали на стул, что убедительно говорит о том, что его тело достаточно гибко и имеет суставы, чего нет у рыб. Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».
XVIII век
В некоем издании 1717 г. изображено существо, похожее на русалку, о котором написано: «Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и 7 часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов, морских раков есть не стало…» В 1737 г. в журнале «Gentleman’s magazine» писалось о том возле английского города Экстер рыбаки, вытаскивая на берег сеть, обнаружили, что в ней запуталось неизвестное существо в 4 фута с хвостом, «как у лосося», и забили его палками. «Тварь эта, умирая, стонала, как человек. Глаза, нос и рот у неё оказались тоже как у человека. Нос, правда, слегка был приплюснут». Тело выставлялось в Экстере. Журнал «Scot’s magazine» за 1739 г. сообщал, что команда корабля «Галифакс» поймали на побережье острова Маврикий несколько русалок, зажарили и съели их. Их мясо они сравнивали с телятиной. Летом 1797 г. школьный учитель Уильям Манро (Монро, Мунро) шёл по пляжу в городе Сурсо (графство Кейтнесс) по направлению в Сенсайд Хед (Северная Шотландия). Внезапно он заметил на труднодоступной, выступающей из моря скале, плавать возле которой смертельно опасно, наполовину погружённое в воду существо: «моё внимание привлекла фигура, напоминавшая обнажённую женщину; она сидела на выступающей из моря скале и расчёсывала свои светло-коричневые волосы, рассыпавшиеся по плечам. У неё был круглый лоб, пухлое лицо, румяные щёки, обычные, как у всех людей, рот и губы. Зубов я не видел, поскольку рот был закрыт. Грудь, живот, руки и пальцы как у нормального взрослого человека; судя по тому, чем русалка занималась, перепонок на пальцах у неё не было, хотя за это я не поручусь. После того, как я увидел её, она просидела на скале ещё 3—4 минуты, расчёсывая свои волосы, длинные и густые, которыми она, похоже, гордилась, а потом нырнула в море и больше уже не показывалась. Я прекрасно рассмотрел её, поскольку стоял близко и прямо над той скалой, где она сидела, а солнце светило ярко». 8 сентября 1809 г. сообщение Манро было напечатано в газете «Times». В письме к газете он писал: «Должен заметить, что до того, как я увидел это собственными глазами, мне нередко случалось слышать такие рассказы, причём от лиц, в чьей правдивости я никогда не позволил бы себе усомниться. Но тогда, как и многие, я не был склонен верить этим свидетельствам. Должен признаться, что только когда я увидел сам этот феномен, я убедился в его реальности. Я буду рад, если это моё свидетельство будет способно в какой-то степени утвердить факт реальности этого феномена, который натуралистам представляется невозможным, или поколебать скептицизм других, готовых оспаривать всё, если только они не видели этого собственными глазами».
XIX век
В 1819 г. в Ирландии в прибое, возле берега, заметили русалку. На берегу стало собираться много людей, пока один из них не выстрелил в существо, которое «с пронзительным криком ушло под воду». В 1823 г. в Дании была создана королевская комиссия по изучению сообщений о русалках. В трактате Александра Кармайкла «Carmina Gadelica» (1900) упоминается, что в 1830 г. на острове Бенбекьюла в Гербидах (Великобритания) местные жители, собирая водоросли, заметили в воде, возле берега, существо, «представляющее собой как бы женщину, только в миниатюре». После неудачных попыток его поймать, кто-то запустил в него камень. Через несколько дней к берегу на расстоянии 3 км прибило труп неизвестного существа. Местный житель так его описал: «Верхняя часть этого существа была, как у хорошо упитанного ребёнка трёх-четырёх лет, но с ненормально развитыми грудями. Волосы — длинные тёмные и блестящие, кожа белая и мягкая. Нижняя часть тела представляла собой хвост, как у лосося, но без чешуи». Много людей засвидетельствовало наличие этого трупа, местным шерифом Дунканом Шоу было приказано сшить для него саван и изготовить гроб. Очевидно, Кармайкл получил эти сведения от самих очевидцев; он посещал те места. Уже в XX веке была предпринята попытка отыскать могилу существа, которая окончилась неудачей. 31 октября 1881 г. в американских газетах писалось, что на берегу было найдено неизвестное существо. Репортёр бостонской газеты, сам наблюдавший труп, описал его так: «Это морское чудо хорошо сохранилось. Голова и тело её убедительно показывают женское её начало. Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы — всё это совершенно человеческое. Волосы на голове светлые, шелковистые, несколько дюймов в длину. Кисти рук завершаются, однако, не пальцами с ногтями, а когтями, напоминающими когти орла. Выше пояса она представляет собой полное подобие женщины. Ниже пояса тело этого существа совершенно такое же, как у кефали, что водится в здешних водах: чешуя, плавники и точно такой же хвост».
XX век
В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями. В августе 1992 г. рыбаки из посёлка Ки-Бич (Флорида) в километре от берега увидели лежащих на воде «полулюдей-полутюленей» с большими головами, похожими на человеческие, крупными глазами и длинными руками, оканчивающимися перепончатыми кистями. При виде баркаса, существа отплыли в сторону и описали возле него круг, а затем ушли на глубину. Когда рыбаки через час вытащили сеть, то заметили, что в нескольких местах она порезана.
Многочисленные свидетельства о наблюдении русалок ученые объясняют по-разному. Бывали случаи, когда очевидцы принимали за русалок тюленей или морских котиков. Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний, при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую. Примером подобного заболевания может служить псориаз. Существует также мнение, что во время долгих плаваний моряки, страдающие от скуки и полового воздержания, могли принимать морских млекопитающих за женщин. В 1981 г. канадские учёные В.Лен и И.Шредер попытались объяснить описанные в средневековых скандинавских рукописях сообщения о наблюдении русалок сильно искажёнными в результате преломления света в атмосфере изображениями морских зверей. Известны истории и о сфабрикованных телах русалок, изготовленных из сшитых верхней части тела примата и нижней части рыбы: одна из таких «русалок» была изготовлена в XVII веке ради одной цели – заработать деньги на показе фальшивого трупа.
www.x-libri.ru ru.wikipedia.org arcanus.ru
Aquila non captat muscas
Сообщение отредактировал Black_Barty - Четверг, 08.07.2010, 23:59
Многочисленные свидетельства о наблюдении русалок ученые объясняют по-разному. Бывали случаи, когда очевидцы принимали за русалок тюленей или морских котиков.
ученые приезжали видео гуляло по инету...напиши в поисковике русалка в башкирии прочитаешь...По моему чушь...Но так как раньше Средний Урал был под водой, из-за чего у нас есть горы Шихан,Низменности, все быть может
В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки пришел с Украины и из Восточной Европы. В России, впрочем, их облик изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с “дедушкой водяным”. Русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить.
Уже одно то, что русалка изображалась (например, в Поволжье) в виде соломенного чучела, а кое-где даже в виде лошадиного черепа с уздечкой, укрепленного на шесте, - служило свидетельством того, как в России исчез поэтический миф о грациозной красавице-русалке. Но повсеместно на Руси сохранялась так называемая “русальная неделя” или “русалкино заговенье” - на Петров пост, через неделю после Троицы. И в конце 19 века в такую неделю девушки боялись в одиночку ходить в лес.
Живут русалки не только в воде. С Троицына дня они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.
Но от них много и вреда. Могут, например, запутать сети у рыбаков или испортить, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Кроме церковного ладана (незаменимого средства против всякой нечистой силы) - против чар и козней русалок отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели. Это - полынь, “трава окаянная, бесколенная”. Надо только пользоваться ее силой и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
- Что у тебя в руках: полынь или петрушка?
- Полынь.
- Прячься под тын, - громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать “петрушка”, то русалка ответит:
- Ах, ты моя душка, - и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена, и не повалится он, как мертвый. Впрочем, по другим поверьям, русалки могут защекотать человека действительно до смерти.
Неприятны русалкам также и некоторые другие растения, например хрен и чеснок. Из деревьев не любят они осину. Как тут не вспомнить легенды о вампирах, которых отпугивают запахом чеснока и убивают осиновым колом.
Как их увидеть?
Есть такая легенда. Одному молодому человеку сильно захотелось увидеть русалку. Чтобы избежать опасности, он сначала обратился к знахарю. Тот ему посоветовал: “Когда настанет ночь и все лягут спать, и ты ляжь на своей постели и не спи, пока все не заснут. Когда все захрапят, ты поднимись, разденься догола и надень два креста: один на грудь, другой на спину. Русалки оттого нападают сзади, а не спереди, что боятся креста на груди; а как у тебя будет висеть крест и на спине, и притом ты будешь гол, то они будут играть с тобой, но до тебя не коснутся”. Парень строго выполнил наставления знахаря. Он лег первый и притворился спящим; когда полегло все семейство и заснуло, он снял себя рубашку и пошел в лес. Там он увидел множество русалок. Одни качаются по ветвям, другие водят хороводы, иные поют, хохочут. Они все были голые. Тела их были белы как снег; лица сияли, как полная луна; волосы светло-огненные кудрями падали по плечам. Парень остолбенел от страха и восторга. Долго он любовался красотою русалок, грациозными движениями, приятными и звонкими голосами и неподдельным восторгом и весельем их. Вдруг русалки затихли и стали неподвижны. Они почуяли дух человека и, взглянув в ту сторону, где стоял парень, вдруг бросились к нему с хохотом и рукоплесканиями и окружили его. Каждая хотела обнимать и целовать парня, но руки и губы не прикасались к нему. Каждая забегала назад и старалась схватить под мышки, чтобы щекотанием расположить его к хохоту и веселью; но опять руки их не прикасались к парню. Тогда парень ободрился; он сам начал играть с ними, старался схватить которую-нибудь, но руки его не прикасались к ней. Он пел и плясал с русалками целую ночь. К утру они заманили парня в кусты - на густую и высокую траву и стали качаться по траве. Им последовал и парень. Но вдруг крест, висевший на спине, спал с него. Русалки схватили его сзади под мышки и начали щекотать. Он хохотал до тех пор, пока не упал. Тогда ему показалось, что русалки положили его на ветви и понесли его молча. А с утра его разбудил отец”.
Откуда они?
Как считали славяне, значительная часть русалок - это души утонувших женщин, которые покончили жизнь самоубийством. Есть украинская легенда, где девушка влюбляется в молодого и красивого польского пана, который обещал на ней жениться и обещания не выполнил. Девушка исчезла. Один монастырский рыболов рассказывал спустя несколько дней, что видел молодую девушку на берегу Днепра: лицо ее было исцарапано иглами и сучьями деревьев, волосы разметаны и одежды изорваны; но он не посмел близко подплыть к ней, из страха, что то была или бесноватая, или бродящая душа какой-нибудь умершей, тяжкой грешницы. Знахарь говорит матери, что дочь утопилась и стала русалкой и дает ей совет, как увести ее домой. С помощью магических амулетов ей это удается. Она молит мать, чтобы та отпустила ее домой, в подводные жилища, потому что ей “душно жить среди людей”. Она даже предлагает матери утопиться, чтобы стать русалкой. Мать не отпустила ее и девушка целый год сидела, не двигаясь и не разговаривая.
А через год, когда наступила очередная “русалкина неделя”, девушка очнулась и с криком “наши, наши” убежала с другими русалками. А на следующий день в лесу нашди тело того самого пана, без признаков наильственной смерти - русалки защекотали его насмерть.
Еще русалки могут украсть некрещеных девочек или утопить женщину, которая пошла купаться, не надев креста. Они тоже станут русалками.
А мужчин русалки обольщают. Есть легенда про то, как один молодой человек влюбился в русалку и ни один знахарь не мог заставить его разлюбить ее. А увидев предмет своей любви в огне печи (конечно, это было наваждение) - подумал, что она горит и кинулся в огонь, чтобы спасти ее, и погиб.
Где они есть еще?
Русалоподобные существа присутствуют в мифологиях разных стран:
Греция. Сирены - прекрасные девы с рыбьим хвостом вместо ног и птичьими когтями. Прекрасными голосами зачаровывают мореплавателей.
Сербия. Вилы - крылатые красавицы, духи гор, озер и колодцев. Они носят длинные волшебные платья. Симпатизируют мужчинам, обиженным и сиротам. Разгневавшись, способны убить взглядом. Вилы обладали почти традиционной внешностью русалок, с той лишь разницей, что тело у них прозрачное Вилы - дети туч. Они хозяйки чистых родников. Если же вилам, когда они танцуют, как и русалкам, удается затащить в свой хоровод юношу - зачаруют!
Прибалтика и Германия. Ундине и наре. Корень “унда” (”вода”) присутствует во многих германских и прибалтийских языках. В мифологии этих народов издревле известны ундины - духи воды. Это красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие. Другое дело - ундине, существующие в народных поверьях. Они - типичные русалки с рыбьими хвостами. Кроме ундине, в литовских водах в старину обитали еще и наре. Внешне они точно такие же: до пояса - женщины, ниже - рыбы. И собою красавицы. Однако они отличаются по характеру от своих водяных сестер, ундине. “Ясными ночами, как месяц выходил, они появлялись из воды, пели да хороводы водили. И тогда были они особенно прекрасны: как радуга блистали, сверкали и светились! Многим хотелось полюбоваться на их красоту. Да только не каждому удавалось”.
Ирландия. Мерроу - дальние родственницы морских дев, настоящие красавицы, но с рыбьими хвостами вместо ног и перепонками между пальцев рук. Появление мерроу предвещает шторм, однако они куда благосклоннее других русалок относятся к людям и часто влюбляются в смертных. Порой мерроу выходят на берег в облике маленьких лошадок, а под водой им позволяют жить красные шапочки с перьями. Если украсть такую шапочку, мерроу уже не сможет вернуться в море.
Средняя Азия. Су-къз. В Средней Азии, недалеко от города Кара-Хисар, есть большое озеро Ойнар-гель. Там живут красавицы су-къзлар - наполовину девы, наполовину рыбы. Они выходят в солнечный день из воды на камень и расчесывают золотые косы. Внешность у них странная для тех мест: глаза у них голубые, брови - изогнутые, подбородки круглые, кожа белая-белая. Бывает, что парни целыми днями стерегут красавиц у озера, да только напрасно: как увидят су-къзлар человека, бросаются в воду и больше не появляются.
Так что же, есть на самом деле русалки или нет? На этот вопрос никто не может дать точного ответа. В официальной науке они, конечно, считаются мифическими персонажами. А истино верующие христиане стараются не купаться без креста или хотя бы креститься перед тем, как войти в воду.
Образ русалки уходит своими корнями в античные мифы. Какие представления о женщине с рыбьим хвостом существовали у различных народов в разные времена?
В прошлой программе мы разбирались с одним из самых страшных сказочных персонажей – Бабой Ягой, видной представительницей мира отечественной нечисти. Однако в славянском бестиарии были и другие зловредные духи, быть может, не такие могущественные, но не менее злокозненные. Возьмем, к примеру, русалок. Сегодня, когда мы говорим "русалка", на память приходит прежде всего прекрасная сказка Ганса Христиана Андерсена. Там образ русалочки – трагический, полный самопожертвования и любви. Сначала русалочка жертвует столетиями жизни под водой, чтобы обрести человеческую душу, которую она может получить, лишь познав любовь. Но это грустная сказка, в которой русалочке не удается завоевать любовь прекрасного принца, и бедняжка превращается в морскую пену.
Для тех, кто не любит грустные финалы, есть и более утешительный вариант, например, как в мультфильме Уолта Диснея, где все заканчивается свадьбой русалочки и принца. Правда, в отличие от оригинальной сказки, про поиски души там вообще ничего не говорится. Между тем, если ориентироваться на старинные легенды, то становится ясно: вопрос о душе был для русалок очень важным, если не сказать ключевым, ведь они были созданиями, которые душу потеряли или, никогда не имея, жаждали ее приобрести. Но обо всем по порядку.
Говоря о мифах и легендах, прежде всего принято обращаться к мифам и легендам Древней Греции. В том числе и потому, что они дошли до наших дней в очень полном виде. В мифологии древних греков русалки назывались сиренами, обладали прекрасным голосом и заманивали моряков песнями. Если моряки не могли устоять перед очарованием их голосов, то направляли свой корабль прямо на скалы и гибли. Поэтому сирен стали считать дурным знаком для моряков – встреча с ними кораблю не сулила ничего хорошего.
Сирены обычно были женщинами с рыбьими хвостами. Мужчины с рыбьими хвостами именовались тритонами, но, тем не менее, похоже, классифицировались греками как существа того же вида, что и сирены. Надо сказать, что античные мифы разделяют духов, живущих в морской воде, и духов, которые обитали в реках. У речных духов хвостов не было, а были обычные ноги. Назывались речные женщины нимфами, и они не были такими зловредными, как сирены.
У греков легенды о том, что сирены или нимфы тоскуют по душе, не было. Их проблемы загробного существования не волновали, потому что они могли жить вечно. Никакого конца света с апокалипсисом античная концепция мира не предполагала, а если какой-то конец и загробный мир существовали, то они грозили только смертным. В общем, у сирен никаких комплексов по поводу отсутствия души не наблюдалось. То ли дело русалки Средневековой Европы. Легенда о том, что эти существа страдают от невозможности получить душу, родилась именно там.
В те времена вопрос о сохранении души был для верующих более чем актуальным – никогда христианская церковь так сурово не боролась с язычеством, как в Средние века. Язычество, с точки зрения церкви, вело душу прямиком в ад - туда, где ужас и муки длятся вечно. И для средневекового сознания это не было метафорой – геенна огненная представлялась верующим вполне реальным местом. Бессмертие от ада не спасало, потому что существовали предсказания о конце света, согласно которым рано или поздно любой, будь он человек или дух, получит по заслугам.
Ценность души была настолько велика, что некоторые богословы, кстати, выдвигали очень интересную теорию. Она гласила, что людей на этом свете намного больше, чем душ, потому что душа есть не у каждого. И это, замечу, рассуждения о людях, которым душа вроде бы положена по закону. Что уж говорить о бесах? А русалки считались демоническими созданиями, падшими ангелами. Им в любом случае грозил ад – без вариантов. Но это не значит, что русалки были готовы смириться с таким положением вещей. С одной стороны, они могли вредить людям из зависти – губить моряков, топить купающихся, а с другой – все-таки пробовали обрести душу.
Есть легенда, которая родилась в V веке. Она повествует о маленьком острове возле Шотландии, где жил один монах. Русалка, обитавшая в море, приплывала к нему каждый день, чтобы молиться с ним. Но то ли молитвы не долетали до неба, то ли русалка не нашла в себе сил оставить родную стихию – у нее ничего не вышло, и однажды она залилась слезами и навсегда вернулась в пучину. Андерсен мог слышать эту легенду, и, похоже, действительно слышал. Он взял канонический миф о том, что русалка ищет душу, но поменял метод поиска: не через молитву и любовь к богу, а через преодоление препятствий и любовь к человеку. Впрочем, ни первое, ни второе, напомню, к желанному результату не привело.
Любопытно, что о своих встречах с русалками говорили люди с разных краев света. Чаще всего, конечно, моряки (среди них был и Христофор Колумб), которые рассказывали о прекрасных женщинах, сидящих на скалах, или рыбаки, которые якобы вылавливали русалок сетями. В Голландии, например, описывали случай, когда в начале XV века буря разрушила дамбу и море затопило сушу, выкинув русалку на мелководье. Местные жители взяли ее на воспитание, научили есть человеческую пищу, заниматься рукоделием и кланяться кресту. Русалка прожила в деревне пятнадцать лет. А когда она умерла, ее похоронили по христианскому обычаю. В этой легенде русалке, к слову сказать, повезло: ее окружали гуманисты. А ведь было немало рассказов о том, как русалке, пытающейся забраться в лодку, доставалось веслом по голове, или о том, как русалку забивали палками, если она попадалась в сети.
Были и вовсе кошмарные истории. Например, некоторые миссионеры в Анголе рассказывали о встречах с русалками, живущими в местных реках и озерах. Туземцы отлавливали этих русалок и поедали, а миссионеры ломали голову, считать ли происходящее каннибализмом. Сошлись во мнении, что если у русалок есть душа, то это каннибализм, а если нету, то и нечего с ними церемониться. Моряки, похоже, в существование души у русалок не верили.
Журнал Scott’s magazine за 1739 год сообщал, что команда корабля "Галифакс" поймала на побережье острова Маврикий несколько человекообразных русалок, зажарила и съела их. Их мясо они сравнивали с телятиной. Жутковатая история, и, слава богу, что нет никаких поводов ей верить, как и десяткам других подобных басен. Хотя они возникали вплоть до середины XX века. Одна из последних говорит о русалке, которую в пятидесятых годах видели в одном из озер Западной Сибири. Русалка попыталась утащить под воду одного из купающихся, но у нее ничего не вышло.
В Японии тоже есть легенды о русалках. Там эти существа называются нинге. Нинге выглядели страшновато – как помесь рыбы и обезьяны. В общем, ничего общего с тем подчеркнуто сексуальным образом русалки, который предлагают зрителю японские аниме, мультфильмы. По легенде, тот, кто отведает мяса нинге, становится бессмертным. О происхождении нинге ходят разные слухи. Согласно одному из них, в прошлой жизни нинге был рыбаком, не чтившим обычаев и не соблюдавшим обрядов, за что и поплатился. Проходя новый круг рождения, ему пришлось прийти на землю в образе морского чудища.
Эту историю чудище само рассказало одному из японских принцев, медитировавшему в одиночестве на лоне природы, и попросило основать храм. Нинге чувствовал, что умирает, и попросил принца сделать свое тело центральной фигурой храма – в назидание тем, кто не чтит богов. Сейчас мумифицированное тело нинге покоится у горы Фудзи. К слову сказать, это не единственный артефакт подобного рода в японских храмах – мумии русалок хранятся в нескольких обителях. Какие-то из них выглядят как грубые подделки, а какие-то, наоборот, пугают реалистичностью.
Надо сказать, что славянские русалки несколько отличались от своих западноевропейских и японских сестер. Во-первых, происхождением. На Руси русалок называли еще "мавки" или "навки" – то есть "мертвушки". Считалось, что русалками становились девушки, умершие до замужества, невесты, не дожившие до свадьбы, либо дети, умершие некрещеными. То есть, в некоторых селах русалок воспринимали не как абстрактных демонов, а как вполне реальных людей – своих умерших соседей, например.
Славянские русалки выглядели по-разному. Там, где поюжнее (на Украине, например), русалок описывают как очень красивых девушек с распущенными волосами, облаченных в белые одежды. Этот же образ встречаем у Гоголя в его повести "Майская ночь, или утопленница". Внешний вид русалок неслучаен. Невест, умерших до свадьбы, нередко хоронили в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове. Можно сказать, что это была попытка устроить для усопшей символический свадебный праздник во время похорон.
Мавки могли быть опасными (заманивали одиноких путников, чтобы защекотать их до смерти, воровали детей), но могли и помогать людям - защищать посевы во время цветения. Не зря в календаре существовало особое время – русальная неделя, которую отмечали до или после Троицы. В течение русальной недели русалки резвились вволю. По ночам – плескались в воде, расчесывали возле воды свои длинные волосы, качались на ветвях берез. Днем – кувыркались в поле, играли и хлопали в ладоши, водили хороводы. В это время люди в поле не ходили: русалочьим играм старались не мешать, потому что разгневанные русалки могли погубить урожай. Более того, на ночь на столе для русалки могли оставлять ужин, а на ветвях вокруг дома развесить для нее одежду – в общем, задабривали, как могли.
Но если мы возьмем поверья северных славян, то у них русалка – это однозначно страшный образ. Причем в прямом смысле – русалки рисовались уродливыми созданиями, косматыми, заросшими шерстью, старыми, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи – словом, они совсем не походили на образ русалки, которой массовая культура сделала каноническим сегодня. Еще бы! Если брать на вооружение образ северно-русской или японской русалки, то получится фильм ужасов.
А про русалок все-таки принято сочинять красивые истории про любовь. Эту традицию в девятнадцатом веке заложил не только уже упомянутый Андерсен, но и другие классики мировой литературы. Романтические повествования о русалках выходили из-под пера Пушкина и Жуковского. Образ русалки романтизировали и в театре - в операх Дворжака и Даргомыжского, в балете Адана "Жизель". Художники тоже подключились и начали выводить на своих картинах прекрасных морских и речных дев. А когда пришел кинематограф, он просто взял уже сложившийся образ прекрасной русалки. Сейчас ее практически не принято изображать другой.
По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).
Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» — «с русыми волосами»[1].
По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно»[2].
[править] Мифологический образ Русалки выходят из воды перед Троицей (рисунок Маковского)В Малороссии и в Галиции существовало три рода представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествляются с мавками (умершими младенцами), по другим — с Мелюзиной и называются «мелюзинами», по третьим — с дикими женами, «мамунами» (обезьянами) поляков и «вилами» сербов и болгар, которые владели колодцами и озёрами и умели «запирать» воды. В украинских сказках в русалку обращаются умершие девицы и дети, преимущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого специально утащил водяной к себе в услужение, некрещёные дети. В балете «Жизель» заглавная героиня также становится «вилой» после своей смерти.
На представлениях о русалках отразились поверья, связанные с «русалиями», древние классические представления о душах умерших. В одной народной русской песне поется: «русалка царица, красная девица, не загуби душки, не дай удавиться, а мы тебе кланяемся». Иногда обращаются в белок, крыс, лягушек. В украинской песне русалки называются «земляночками».
По поверью, русалок из умерших некрещеных мальчиков (а не девочек) можно крестить чтением над ними 12 глав Евангелия или раздачей детям сорока крестиков.
Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и символов, связанных с культом плодородия (Кострома, Ярило), уничтожение которых гарантировало урожай. В России и на Украине существовали русальные песни, которые пели на Троицыну неделю.
По понятиям уральцев, шутовки есть проклятые жены и девы. Они живут в плоти, невидимо от людей, и будут жить до пришествия Христова. Постоянное житье их под водой, в обществе чертей[3].
[править] Образ жизни Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)В некоторых местах Украины различали русалок полевых (то же самое, что «полудницы») и лесных («фаляроны», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Зеленин, «Русалок нельзя признать определенно духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». Видят их часто в прудах, озёрах и проточных водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде или настолько, что «только греха не видать» расчёсываются и моют лицо руками[4]
Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Одетых русалок чаще всего видят в рваных сарафанах[3]
Способ, которым русалки добывают себе одежду, поэтически описывается в восточнославянских песнях:
У ворот береза Зелена стояла, Веткою махала; На той на березе Русалка сидела, Рубахи просила: «Девки, молодухи, Дайте мне рубаху: Хоть худым-худеньку, Да белым-беленьку!» — Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.
В связи с русалочьей нуждой, также существовало поверье, что на Духовской неделе, когда в лесу ходят русалки — нагие женщины и дети, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья, похищают одежду и пищу, где-либо беспечной хозяйкой положенную без молитвы, и выбирают для себя любовников из мужчин[3]. Желание одеться заставляет русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит»[5].
Повсеместно у восточных славян, а также у саамов, распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчесывают свои волосы[6]. Поверьем этим часто пользовались художники и поэты, например Шевченко (в стихотворении «Утоплена»).
В качестве гребней русалки используют рыбьи кости[3]. К сходному разряду водных духов относится «шишига» — голая взрослая женщина, которая, сидя на берегу у воды, также нередко чешет гребнем свои длинные волосы[7]. Присловье «чёрт чесал, да и чесалку-то потерял» имеется в «Пословицах русского народа», собранных Далем. В Читинской области уже во второй половине XX столетия была записана быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок. «И каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала[8].
Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей[9]. Отмечена русалка, которая прихорашивалась, смотрясь в воду, как в зеркало.
В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры[10].
Среди «белкового ассортимента» в питании русалок народом отмечены рыба и раки, а по ночам они забираются в сараи, где могут доить коров[11]. Часто русалок видят среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломают жито». А по наблюдениям, в дикой степи — питаются различными травами и ягодами[12]. По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить»[13].
Русалок также отличает стремительный быстрый бег, такой что «на лошади не догонишь».
[править] Русалка в народном календареОсновная статья: Семик По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а около Троицына дня выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В эту, так называемую, «русальную неделю»[14] (неделя Троицы) русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. На этой неделе и в следующий, Духов день, в открытых водоёмах не купались и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг — «русальичин велик день», в это день девушки ходили в лес «русалку крестить». Сёмицкая суббота называлась «кличальный день», отмечаемый как проводы русалок[15].
Особенно активны русалки также в ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля)[8].
[править] Нрав русалок Русалки на берегу (рисунок Крамского)В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.)[16], на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни»[17]; нападают на людей и щекочут их до смерти. В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться[18].
В целом русалки — существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями[19].
Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав из врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои»[20].
Русалки имеют склонность к специфических шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла»[21]
Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев[22].
Согласно описанию Пушкина, русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом»[23]. По народным поверьям русалки «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут»[24]. В сосновом бору существуют деревья, вокруг которых не растёт трава, поскольку взявшись за руки здесь часто пляшут русалки, вытаптывая круги[25]. По представлениям российских крестьян, русалки ночью при луне, «которая для них ярче обычного светит», качаются на ветвях, аукаются между собой и водят весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегают и резвятся, там, впоследствии, трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее[8].
Белорусские русалки кричат «уу-гу! уу-гу!»[25] Смоленские — качаются на деревьях с криком «рели-рели!» или «гутыньки-гутеньки»[8].
В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» от того, что они лихо плещутся или лихо пляшут[26]. В Курской губернии в прошлом отмечено суеверие, что мелодии и ритмы песен, распеваемых женщинами, подслушаны ими у поющих русалок.
«Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса»[21]. Напротив, с молодыми парнями русалки бесстыдно заигрывают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков, или разными способами заманить пловца на глубину.
Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан заговор от приставаний русалки: «Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать»[27]. Если заклинание не помогало, то следовало уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе: «тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются голоса их»[28].
Оберегают от них полынь. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.
[править] Домашние русалки Артистка в образе русалкиЗеленин, собиратель фольклора начала XX века, свидетельствовал, что «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу» и что они «кормятся по чужим семействам»[29].
Однако в насильном принуждении не приживаются. По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, — тогда запели, заиграли, да в лес»[30].
В Смоленской губернии на рубеже XIX—XX веков была записана следующая быличка:
Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало — больше питаются паром и скоро бесследно исчезают. — Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М: «Правда», 1989. ISBN 5-253-00598-6
[править] Русалки в античной и западной традиции Алтарь Домиция Агенобарба. Германская русалка-ундинаВ озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы (человекоподобные, без хвостов).
Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены, персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.
В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia.
Эллинский и римский каноны изображения сирен очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.
В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» (1836) популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.
Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки — человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками.
Германская русалка — ундина — обычно без хвоста, с красивыми волосами. Населяет, по преимуществу, речные воды.
Персонаж немецкого фольклора и литературы Лорелея (Loreley) — красивая девушка, которая сидит на одноимённой скале над Рейном, расчесывает волосы и заманивает пением рыбаков. Сюжет обработан Гейне, существует балет и опера.
Сообщение отредактировал Black_Barty - Четверг, 12.01.2012, 21:57
Браво!!! Где это ты, Lerik0inga, столько "накопала" !? Поделись ссылкой, если не жалко... Весло ли галеры средь мрака и льдин Иль винт разрезает море У волн, у времени - голос один: "Горе слабейшему, горе!"
Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)»
Так вот почему меня бабушка русалкой все время называла, когда я отказывалась волосы в косу заплетать, и с распущенными ходила.... Но я расчесывала волосы! Возлюби ближнего своего, иначе он возлюбит тебя в мозг и возрадуется...
Интересные сведения. Русалки хороши и как монстры (я готесса, обожаю нечисть), и как красавицы. Кончается повесть, Кончается плач... Я - твоя совесть. Я - твой палач. (с) Сэйоо-Алина Хикари
Можно посмотреть видео в ютубе. Вбейте Аральская русалка.
Это искусственное тело=) Подобные фальсификации были и раньше.Например поначалу считали настоящим революционным открытием труп русалки,но как оказалось,это были сшитые вместе тело обезьяны и рыбы. Aquila non captat muscas