Форма входа
 
Приветствуем тебя, корсар Юнга!

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!


Купить игры
 



Чат
 
500


Статистика
 
Пользователи, посетившие сайт за текущий день:
ukdouble1
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Фрегат «Богоявление»
Vaas_MontenegroДата: Понедельник, 15.11.2010, 17:00 | Сообщение # 1
Капитан I ранга
Группа: Корсар
Сообщений: 1018
Награды: 166
Репутация: 344
Статус: В открытом море
Фрегат «Богоявление»

К началу ХIХ в. успехи естественных наук и математики стали очевидны. Появился и ряд работ по теории кораблестроения. Это — труды П. Бугера «Трактат о корабле» (1749), Л. Эйлера «Морская наука» (1749) и др. Более поздняя работа Л. Эйлера «Полное умозрение строения и вождения кораблей» (1778) представляла собой пособие по теории корабля для учащихся навигационных школ. Ряд ее положений интересен и для нынешнего заинтересованного читателя. Развитие этих наук, а также-морской артиллерии не могло не сказаться на методах постройки судов. Изменился и уровень преподавания в Морском корпусе. Флот России нуждался в кадрах, способных решать навигационные задачи, владеть тактикой ведения морских сражений, разбираться в столь сложном сооружении, каким стал корабль к этому времени.
В конце ХУIII в. в России по-прежнему набирали учеников в Морской кадетский корпус, по-прежнему в учебных классах преподаватели вели занятия, а вот своей школы под парусами не было. К тому времени «Надежда» была давно уже по ветхости разоружена. другого учебного судна на тот момент не было. Поэтому понятно, сколь радостным и вселяющим надежды в души оптимистов, веривших в будущее русского флота, в надежность русской морской школы было решение Адмиралтейств-коллегии о передаче корпусу построенного в 1798 г. в Петербурге фрегата «Богоявление». Предназначавшийся первоначально для Ораниенбаумской гребной флотилии, которая в основном обеспечивала материальным довольствием царские и придворных чинов яхты, фрегат был передан Морскому кадетскому корпусу, и гардемарины опять получили в свое распоряжение корабль, годный не только для стоянок на Петергофском рейде, но и для настоящих плаваний по Балтике. Организационно все устроилось наилучшим образом. Корпус тогда размещался в Кронштадте, многочисленные гавани которого стали тесны даже для боевых кораблей. Поэтому «Богоявление» оставили на стоянке в Ораниенбауме, где ему были обеспечены внимание, уход и снабжение.
Так в конце последней трети ХУIII столетия в русском флоте появилось учебное судно Богоявление, которому судьба уготовила право быть по-своему первым. Фрегат, родившийся в период бурных потрясений, притязаний и экспансии со стороны наших соседей, стал учебным судном, совершившим первый рейс дружбы. Эта достойная уважения миссия так понятна нам, людям конца ХХ в., приветствующим международное движение «Балтийское море — море дружбы и мира».
Было бы наивно думать, что с визитом фрегата «Богоявление» к вчерашнему противнику, все вдруг изменится к лучшему. Так не бывает. И спустя всего восемь лет Швеция вновь навязала войну России и опять потерпела неудачу. Эта война оказалась последней между странами-соседями, и кто знает, может быть, наши соотечественники с фрегата внесли свою лепту в борьбу народов за мир.
Итак, фрегат «Вогоявление» стал учебным судном. После очередногё зимнего отстоя в Ораниенбауме в последнее лето уходящего ХУIII в. судно совершало учебные плавания, как и было намечено, по Балтийскому морю. До их начала гардемарины совершенствовали свое умение в обслуживании парусной оснастки, продолжали ставшие уже привычными парусные учения. Начинающие моряки шли от простого к сложному: сперва учились привязывать паруса к рею, убирать отвязанные паруса в кладовые, познавали другие «премудрости» искусства марсовых и салинговых. Затем учились быстро подниматься на мачты, бегать по вантам и бесстрашно расходиться по реям. Будущие водители боевых кораблей, нащупывая ногами перты и унтер-перты, смотрели далеко вперед в прямом и переносном смысле в будущее своей страны.
Каждый день пребывания на полюбившемся ученикам судне приносил что-то новое. И это новое приходило не из потрепанного учебника или учебного альбома, а из повседневной жизни на живом корабле. Овладев терминологией и началами парусного мастерства, ученики переходили к освоению более сложных действий, сами учили судно совершать повороты оверштаг и через фордевинд, ложиться в дрейф и выходить из него. Не беда, что при этом судно пока оставалось стоять на якоре, морские мили еще ждали их. Таково было требование методики.
Боевой штат фрегата насчитывал 136 человек офицеров и нижних чинов, но с прибытием на судно 40 учеников для практического плавания штат нижних чинов сокращали, так что общее число обитателей «Богоявления» оставалось неизменным. При этом последовательно выдерживался принцип, согласно которому фрегат, даже в новом качестве учебного судна, обязан был в основном сохранять боеспособность. Отсюда ясна задача, стоявшая перед командованием корабля. Ему нужно было в короткий срок из «новобранцев» подготовить равноценную замену морякам, сошедшим на берег, и научить действовать, как требовал когда-то Петр 1, «в бою как солдаты, в ходу как матросы». Гардемарины получали ружья и амуницию. Они счтитались на корабле как бы гвардейскими морскими солдатами и одновременно исполняли все обязанности морских унтер-офицеров.
Штат «Богоявления» был составлен из опытных, много послуживших офицеров, унтер-офицеров, рядовых. Поэтому вопроса, у кого учиться молодым, не возникало. Начинающим морякам полагалось набираться «ума» у старослужащих, старших по возрасту. Существовало занятное правило: «Фендрикам» здесь — шутливо-пренебрежительное название молодого офицера, бытовавшее в царской армии; вообще устар.— прапорщик) на корабле более двух не собираться. Понеже ослушаются, то их надобно разгонять и бить батогами, ибо о деле говорить не сумеют, а бесчинство учинить не замедлят!», что следовало понимать так: «Вертись на виду у старших, набирайся опыта и сноровки». Этим и занимались «фендрики» (или «фендрихи») первые две недели на стоянке. По их прошествии, в течение которых гардемарины приобретали навыки работы с парусами и по боевым расписаниям, фрегат вместе с приданным ему бригом «Ласточка» вышел в свое первое учебное плавание по Балтийскому морю, его заливам и проливам.
Бриг — не такое приметное судно, как «Богоявление»,— был получен Морским кадетским корпусом чуть ранее фрегата переоборудован и вступил в действие практически в одно время с ним. Известна точная дата передачи судна корпусу. Адмиралтейств-коллегия 10 апреля 1797 г. распорядилась предоставить Морскому шляхетному кадетскому корпусу придворную яхту «Ласточка» «для употребления оной ко обучению гардемарин.(ов) и кадетов вооружению и для крейсерства». Основные размерения судна: длина корпуса 19,5 м; ширина 5,64, глубина интрюма (трюма 2,64 м. Построена «Ласточка» была в 1784 г., тимберована в 1795 г., служила корпусу с 1797 по 1805 г.

По окончании службы разобрана в 1806 г. в Петербурге. Возможности брига, по понятным причинам, были ограничены, поэтому в записке директора корпуса И. Л. Голенищева-Кутузова от 6 марта 1805 г. не чувствуется сожаления по поводу расставания с этим судном: «Руководство кадетским корпусом просит Адмиралтейств-коллегию разрешения возвратить яхту «Ласточка» как непригодную».
Подробных сведений о плавании 1799 г. нет. Известно, что длилось оно три месяца — три месяца труда и учебы.
Наступил новый, ХIХ, век. Вступление в новое столетие всегда сопряжено с какими-то особыми переживаниями, надеждами на будущее. для питомцев корпуса 1800 г. принес и переживания и надежды. По классам и дортуарам разошлась весть: предстоящим летом во время практики русские учебные корабли зайдут в столицу Швеции. О том, как проходил этот поход, мы узнали из кратких свидетельств, найденных у Ф. Ф. Веселаго, Ф. П. Литке, Г. В. Форстена, В. Н. Берха.
Сухой и солнечный апрель 1800 г. был отведен для покраски судов, их отакелаживания. По реям были раскреплены паруса, всю зиму пролежавшие в корабельных парусных кладовых и на береговых складах. Отряд был готов к походу. В середине июня суда подняли якоря и начали совместное движение от Большого Кронштадтского рейда. С рассветом, который в начале Кронштадтского лета следует сразу за закатом, солидный 38-пушечный фрегат и миниатюрный 6-пушечный бриг подняли паруса и взяли курс на запад.
Через несколько дней отряд пришел в Ревель (Таллин). Непродолжительная стоянка не помешала учебным занятиям и тренировкам. Специальная группа гардемаринов, как было записано в учебной программе, под руководством корабельных офицеров и корпусных преподавателей на судовых шлюпках занималась съемкой Ревельской бухты. Гардемарины изучали режим течений на подходе к ней. Штатная команда использовала время стоянки для выполнения судовых неотложных дел, которые нельзя было провести в море. Помощники командиров кораблей организовали дополнительную приемку продовольствия (на суда были приняты животные). Особой заботой было пополнение запасов пресной воды. Как уже упоминалось, перед дальними походами принято было запасаться не заиленной, часто солоноватой кронштадтской водой, а брать Ревельскую, более чистую, свежую.
По окончании стоянки корабли вышли в море, устремив теперь бушприты в направлении шведского берега. та часть пути была отведена учебным стрельбам. Гардемарины выпускного класса, сдавая зачет по артиллерийской подготовке, с упоением палили по южному берегу Финского залива, который был усеян обломками кораблей, не устоявших в борьбе со стихией,— дань, которую море собирает за право ходить морскими дорогами.
В конце июня — начале июля на Балтике обычно хорошая погода со слабыми или умеренными ветрами, неустойчивыми по направлению. Быть может, этим объясняется то, что остаток пути до шведской столицы прошел в парусных учениях. «Учебный» ветер помогал гардемаринам практиковаться в роли вахтенных офицеров. Часто менялись галсы, за оверштагом следовал поворот через фордевинд, младшие и старшие ученики, вспоминая «якорную» школу, вырабатывали автоматизм в уже освоенных действиях. Командиры кораблей не стремились форсировать скорости движения, целью похода неизменно были «экзерциции в науке и практике». Укрепившись в основах знаний, воспитанники становились участниками действий повышенной сложности, осваивали приемы совместного маневрирования двух кораблей, их относительного движения, имитировали боевое столкновение, борьбу за «дистанцию и пеленг». Каждый старался занять и сохранять такую позицию, чтобы солнце ослепляло противника.
Жарким июльским днем русские суда стали на внешний рейд у шведских островов Санде и Корсе, расположенных у входа на стокгольмский шхерный фарватер. Приблизительно сутки ушли на переговоры с представителем шведских властей, прибывшим на маленькой галере из крепости Сандхамн.
Когда все формальности были окончатёльно соблюдены, «Богоявление» и «Ласточка» подняли якоря. Суда следовали в следующем порядке: впереди — шведская галера в роли почетного эскорта с представителями шведских властей на борту; за ней — «Богоявление» под флагом командира отряда русских судов, замыкал строй бриг «Ласточка». С началом движения, как только выровнялся кильватерный порядок, фрегат и бриг отсалютовали крепости. Сразу же последовал ответный салют в честь командира русского отряда, и корабли продолжили следование к Стокгольму. Здесь, нужно заметить, наших моряков ожидали ЗО миль сложного шхерного пути, проложенного между камнями и островами, а сразу за входом в шхеры начиналась зона полного штиля. К тому же день был маловетреным, а двигаться предстояло на судах, не знавших машинного телеграфа с его «малым» и «самым малым». В то время в таких ситуациях. чаще всего прибегали к буксировке своими же шлюпками. На воду спускали баркасы и гребные катера, заводили концы, и начиналась утомительная работа которую делали, естественно, нижние чины. Иногда выполняли верпование при помощи шлюпок вперед, по ходу судна, завозили средних размеров
— верп. После удачной его покладки на грунт в работу включались матросы, находившиеся на судне. Они, натягивая якорный трос, протаскивали судно как можно дальше вперед. Затем утомительную процедуру повторяли.
Моряки «Богоявления» и «Ласточки» также были вынуждены применить мускулы, но несколько иначе. На время фрегат и бриг были превращены в гребные суда, поскольку по старой памяти на судах галерного флота имелись и вёсла и приспособления для их использования: металлические уключины или «шкармы» — деревянные стойки, каждую из которых охватывала (вместе с веслом) стропка. На более крупных плавучих сооружениях имелись надлежащие отверстия в фальшборте, через которые пропускались весла и которые успешно выполняли функции шарнира. Гребли, стоя на палубе, часто по два человека на весло: один — лицом вперед, другой — спиной к направлению движения.
Судя по чертежам «Богоявления», таких отверстий было по девять с каждого борта для 18 весел, для которых требовалось 36 человек в одну смену.
В основном на веслах, а где можно, и с помощью паруса корабли русского отряда продвигались вперед. Где-то на полпути они сблизились с зоной, в которой входе Северной войны (в 1719 г.) галерная эскадра под командованием героя Гангута вице-адмирала Матвея Христофоровича Змаевича вела рекогносцировку ,у крепостных укреплений Ваксхольма для производства «разорений провникова укреплений». В мирном, 1800-м, году корабли россиян и шведская крепость обменялись холостыми залпами приветствия. Должное было воздано коменданту крепости, защищавшей подходы к шведской столице в самом узком месте фарватера. Последовала и «салютация» в честь командира русского отряда. Движение не прекращалось и белой ночью, такой же светлой, как и петербургские. На переход к Стокгольму было запланировано 10—11 часов. Примерно так и получалось — к полудню по местному времени корабли прибыли на назначенный рейд. В живописной бухте перед королевским замком был произведен третий запланированный салют, теперь в честь короля Швеции. Матросы и гардемарины фрегата и брига были выстроены на реях. Берега заполнила многочисленная публика, шлюпки и яхты тесным кольцом окружили гостей. Праздник встречи состоялся...

Исполнив возложенную на них миссию, корабли «Богоявление» и «Ласточка» двинулись на юг Балтийского моря вдоль о. Готланд. Обогнув о. Эланд, вышли к Борнхольму и направились к берегам Дании, для которой приход руссских кораблей был отнюдь не внове.
На обратном пути (был уже конец августа) участились дожди. Посвежевшие западные ветры постепенно стали переходить в шторм умеренной силы, морских учеников это было еще одним испытанием, очередным классом в и учении науки хождения по морям. В районе о. Рюген «Ласточка» зарывал носом в волны, сверх меры принимая воду на палубу. Так повелитель ветров Стрибог со своими помощниками ускорял путь судов на родину. Подталкиваемые свежими ветрами, фрегат и бриг быстро дошли до устья Финского залив там уже рукой было подать до родной гавани.
Фрегат «Богоявление» был заложен в Петербурге на Адмиралтейской верфи 7 марта 1795 г. и спущен на воду 24 сентября 1798 г. Затем фрегат, построенный, как мы знаем, для Ораниенбаумской гребной флотилии, был передан в распоряжение Морского кадетского корпуса. Будучи формально приписанным к гребной флотилии (по всем видам довольствия и ремонта), судно «Богоявление» в течение 18 лет честно служило делу морской учебы молодых военных моряков. Путь фрегата закончился в Кронштадте, где после списания был разобран на дрова в 1816 г., как многие из его не менее славных собратьев.
Строителем судна был известный в те времена корабельный мастер М. Сарычев. По этим чертежам на верфях Петербурга и Кронштадта была построена целая серия кораблей. Все они несли боевую охрану шхерных районов, а между баталиями вели гидрографические рабоы в шхерах: выполняли промер глубин со шлюпок, опись и съемку различных участков побережья для уточняя лоции.

Основные характеристики фрегата Богоявление

Длинна между штевнями, м 39,60
Ширина у миделя (без досок), м 9,74
Глубина интрюма (трюма), м 3,35
Высота борта, м 4,20
Высота киля, м 0,30
Осадка наибольшая (с килем), м 3,70
Водоизмещение полное, т 720
Числоо Брюса 3,34
Артиллерийское вооружение, шт 38
24.фунтовые (калибр в фунтах) пушки на опер-деке в носу (11 760 г) 2
18-фунтовые на опер-деке по бортам (8820 г)

20
12-фунтовые на квартердеке в корме (5880 г) 2
6-фунтовые на форкастеле в носу (2940 г) 2
6-фунтовые на квартердеке по бортам (2940 г) 12

Теоретический чертеж фрегата Богоявление.
ЦГА ВМФ, ф. 327, оп. 1, д. 1680, 1681

Ниже объясним основные термины, применявшие некогда в русском судостроении: опер-дек верхняя батарейная палуба; квартердек — открытая палуба в корме использовалась для выполнения действий по управлению судном; форкастель — палуба, небольшой помост, расположенный на некотором возвышении над опер-деком в носовой части судна. Мидель-дек — средняя палуба, на ней на больших судах в основном размещалась корабельная артиллерия; на линейных кораблях она еще называла гон-деком. Орлоп-дек — кубрик. Трюм — дно трюма. Платформа — легкой конструкции палуба, возведенная пределах части трюма.
Артиллерийское вооружение, т. е. корабельные орудия заметим, различались по калибру — весу снаряда, или артиллерийскому весу, выраженному в фунтах (обычно русских фунтах плюс 19 золотников, т. е. 490 г).
Теоретический чертеж фрегата Богоявление даёт возможность познакомиться с особенностями формы е корпуса, а попутно и с особенностями старинных чертежей. На нем изображены проекции, называемые теперь «бок», «корпус» и «полуширота», что делает похожими былые чертежи на современные. Но сразу осознаешь насыщенность чертежей информацией о судне. Так, на чертежах ХУIII в. рядом с теоретическими кривыми прорисовывались и конструктивные элементы, в частности, на теоретическом чертеже Богоявления показаны килевые брусья, кормовой и носовой дейдвуды, строение штевней, способ сочленения брусьев во всех основных узлах. Бывало, на таких чертежах указывали места размещения сходных трапов и светлых люков, положение переборок — деление внутреннего объема судна на отсеки. Нередко на них отмечали границы брот-камеры (место хранения сухой провизии), крюйт-камеры (место хранения боеприпасов), провизионных отсеков, жилых помещений офицеров. Прорисовывали даже кирпичную плиту камбуза с ее дымоходом. Правда, геометрия корпуса на таком чертеже воспринимается с некоторым затруднением.
Парусное вооружение Богоявления не поражает чем-то необычным, но следует отметить определенный прогресс в российском мачт-макерском ремесле (или искусстве?). Ниже дан перечень 12 парусов фрегата и их площади.

Площадь парусов, м2, учебного фрегата «Богоявление»

Передний кливер

20
Кливер ЗО
Фор-стень-стаксель 25
Фок 120
Фор-марсель 100
Фор-брамсель 50
Грот 190
Грот.марсель 160
Грот-брамсель 60
Крю йс-марсель 65
Крюйс-брамсель 25
Бизань-трисель 50
Всего 895

Источник: парусники


Прикрепления: 9621754.jpg (35.4 Kb) · 7997870.jpg (13.7 Kb) · 9723730.jpg (9.9 Kb)






ASSASSIN
SVAROGДата: Среда, 25.02.2015, 08:37 | Сообщение # 2
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2120
Награды: 41
Репутация: 569
Статус: В открытом море
Русские моряки не по слухам знали о свойствах Крещенской воды. У них на глазах не раз проявлялась благодать Божия. И не удивительно, что, ощущая море купелью Божией, они назвали учебное судно, на котором гардемарины постигали азы мастерства, «Богоявлением». У этого фрегата своя замечательная судьба...

К КОНЦУ XVIII века морской кадетский корпус остался без собственного учебного корабля. Гукор «Надежда» по ветхости был разобран на дрова, и кадеты с гардемаринами мелкими группами отправлялись в практическое плавание на «всяких» судах, как в свое время определил Петр I. Такое положение дел не устраивало Адмиралтействколлегию. Флоту нужны были хорошо обученные специалисты: совершенствовалась морская тактика, возросла роль артиллерии.

Судном, отвечающим всем требованиям учебного назначения, стал 38-пушечный фрегат «Богоявление», спущенный на воду летом 1798 г.

Основные размерения фрегата: длина между штевнями 39,6 м, ширина 9,74 м, глубина трюма 3,35 м, водоизмещение 720 т, площадь парусов 895 кв. м.

Летом 1799 г. фрегат вышел в первое плавание по Финскому заливу и Балтийскому морю с кадетами на борту. После очередного зимнего стояния в Ораниенбауме в последнее лето уходящего ХVIII в. судно совершало учебные плавания, как и было намечено, по Балтийскому морю. До их начала гардемарины совершенствовали свое умение в обслуживании парусной оснастки, продолжали ставшие уже привычными парусные учения. Начинающие моряки шли от простого к сложному: сперва учились привязывать паруса к рею, убирать отвязанные паруса в кладовые, познавали другие премудрости, учились быстро подниматься на мачты, бегать по вантам и бесстрашно расходиться по реям. Будущие капитаны боевых кораблей смотрели далеко вперед, в прямом и переносном смысле, – в будущее своей страны.

Каждый день пребывания на полюбившемся ученикам судне приносил что-то новое. И это новое приходило не из потрепанного учебника или учебного альбома, а из повседневной жизни на живом корабле. Овладев терминологией и началами парусного мастерства, ученики переходили к освоению более сложных действий, сами учили судно совершать повороты оверштаг и через фордевинд, ложиться в дрейф и выходить из него. Боевой штат фрегата насчитывал 136 человек – офицеров и нижних чинов, но с прибытием на судно 40 учеников для практического плавания штат нижних чинов сокращали, так что общее число обитателей «Богоявления» оставалось неизменным. При этом последовательно выдерживался принцип, согласно которому фрегат даже в новом качестве учебного судна обязан был в основном сохранять боеспособность. Отсюда ясна задача, стоявшая перед командованием корабля. Ему нужно было в короткий срок из новобранцев подготовить равноценную замену морякам, сошедшим на берег, и научить действовать, как требовал когда-то Петр I, «в бою как солдаты, в ходу как матросы». Гардемарины получали ружья и амуницию. Они считались на корабле как бы гвардейскими морскими солдатами и одновременно исполняли все обязанности морских унтер-офицеров.

В начале XIX века правительства России и Швеции договорились о предстоящем заходе русских учебных кораблей в Стокгольм. Фрегат «Богоявление» и бриг «Ласточка» готовились к походу. Зима пролетела быстро, остались позади и экзамены, определившие окончательный список участников плавания.

В апреле 1800 г. суда красили, прикрепляли к реям паруса, всю зиму пролежавшие в корабельных кладовых или на береговых складах. Поход начался в середине июня, когда залив полностью очистился ото льда.

Для тренировки кадетов и гардемаринов суда несколько суток стояли на Большом Кронштадтском рейде.

Команда «Богоявления» была составлена из опытных, много прослуживших офицеров, унтер-офицеров, рядовых. Молодым было у кого учиться.

При этом серьезное и комичное соседствовали на палубе.

ТАК, существовало занятное правило: «Фендрикам на корабле более двух не собираться. Понеже ослушаются, то их надобно разгонять и бить батогами, ибо о деле говорить не сумеют, а бесчинство учинить не замедлят!», что следовало понимать так: «Вертись на виду у старших, набирайся опыта и сноровки». Через десять суток рейдовой стоянки кадеты и гардемарины могли свободно заменять судовых специалистов на руле, у орудий и на мачтах, обрели навыки и обращения с навигационными инструментами, и в артиллерийских расчетах.

И вот корабли оставили Кронштадт и вышли в плавание. Зайдя в Ревель для принятия свежей воды и провизии, отряд устремился к Стокгольму.

В июле корабли подошли к входу в шхерный фарватер, ведущий в столицу Швеции. Им навстречу на небольшой галере вышел представитель шведского флота для согласования порядка и программы посещения порта, визитов, салютов и условий движения кораблей по фарватеру.

Снявшись с якорей, русские корабли отсалютовали шведской крепости Сандхамн. Впереди следовала шведская галера с лоцманом, за ней «Богоявление» и бриг «Ласточка».

Несмотря на то, что визит учебных кораблей не был официальным, это посещение было оформлено обеими сторонами на самом высоком протокольном уровне применительно к рангам кораблей и чинам должностных лиц.

Жители Стокгольма заполнили набережные порта и гавани. Встречи русских моряков со шведами, казалось бы, помогли соседям по морю понять, что можно жить без войн.

НО СЛЕДУЮЩАЯ встреча «Богоявления» со шведами была более драматичной. Судно оказалось участником событий войны со Швецией 1808–1809 гг. В мае 1809 года учебный русский фрегат встретил два шведских 48-пушечных фрегата (96 пушек врага против 38 пушек «Богоявления»). Русское учебное судно попыталось сначала избежать неравной схватки, повернуло и стало отходить. Воспользовавшись маловетрием, фрегат на веслах начал удаляться от противника, но ветер засвежел и шведы нагнали «Богоявление» у входа в Вазасский пролив. В течение 3 часов русские гардемарины отбивались от превосходящего по всем параметрам боевого противника. Один из шведских фрегатов подошел вплотную к борту «Богоявления», но не смог нанести значительных повреждений благодаря умелым действиям русской команды. К тому же русские заставили сильно маневрировать второй шведский фрегат, вследствие чего противник сел на мель. Командир «Богоявления» Ф. А. Мендель не только смог отбиться от преследователей, но и решил сам атаковать первое судно врага, и лишь серьезные повреждения не позволили выполнить задуманный маневр. С наступлением темноты наш фрегат стал на якорь, и экипаж приступил к исправлению повреждений, чтобы с рассветом атаковать шведа. Но ночью вражеский корабль помог сняться с мели второму судну, и оба противника бежали в море, счастливо избежав столкновения с отчаянными гардемаринами.

ПОДОБНОЕ ревностное служение русских моряков было бы невозможно без священнослужителей, основной миссией которых было религиозно-нравственное воспитание воинов, совершение религиозных обрядов во флотских условиях. Во время битв священники нередко физически помогали чем могли команде корабля, а после отпевали убитых, молились о раненых. На «Богоявлении» служил священник-монах.

Практика назначения на флот монашествующих утвердилась в России еще с 1719 г. Сначала право назначения иеромонахов для службы на флоте фактически принадлежало Александро-Невской Лавре. С 1721 г. эти права перешли к Святейшему Синоду. Он предписывал преосвященным разных епархий высылать необходимое количество иеромонахов для комплектования военно-морского духовенства. На практике дело было поставлено так, что отдельные священники назначались только на более крупные суда – корабли и фрегаты, а мелкие суда имели одного священника на нескольких.

Морской устав 1720 г. предлагал поставить во главе всего флотского духовенства одного начального священника. Но так как на флоте служили иеромонахи, то и управление ими было поручено начальному иеромонаху, или обер-иеромонаху. В помощь ему в период царствования Петра I во все эскадры назначались особые начальствующие иеромонахи, в первые годы называвшиеся также префектами. Только в случае проведения компаний или боевых действий Священным Синодом назначался полевой обер-священник (на флоте – обер-иеромонах), которому на это время подчинялись священники частей, а в обычной жизни они опять поступали в ведение епархиальной администрации и сливались с епархиальным духовенством.

ИСТОРИЯ не сохранила для нас имени священника фрегата «Богоявление». Служил ли он на корабле до конца жизни судна или, как прочие моряки, мог быть ранен и списан с корабля или убит во время шведской баталии? И на борт фрегат вполне мог принять за время своей службы не одного монаха... Ведь судно «Богоявление» честно служило делу морской учебы молодых военных моряков 18 лет.

Путь фрегата закончился в Кронштадте, где после списания корабль был разобран на дрова в 1816 г., как многие из его не менее славных собратьев.



С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright Pirates-Life.Ru © 2008-2024


Семь Футов под Килем - Бухта Корсаров и Пиратов!