Семь Футов под Килем
Форма входа
 
Приветствуем тебя, корсар Юнга!

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Логин:
Пароль:


Купить игры
 




Чат
 
500


Статистика
 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 1 из 11
Форум » Все о пиратах » Знаменитые корабли » Шлюп «Восток»
Шлюп «Восток»
Vaas_MontenegroДата: Вторник, 16.11.2010, 16:27 | Сообщение # 1
Капитан I ранга
Группа: Корсар
Сообщений: 1018
Награды: 165
Репутация: 344
Статус: В открытом море
Шлюп «Восток»

«.Мы скитались во мраке туманов, между бесчисленным множеством огромных плавающих льдин, беспрестанно в страхе быть раздробленными сими громадами... Хлад, снег, частые и жестокие бури беспрестанно нам сопутствовали в местах сих...» — писал астроном И. Симонов, участник экспедиции.

Сто пятьдесят лет назад пасмурным июльским днем 1818 года со стапелей Охтенской верфи в Санкт-Петербурге сошел в невскую воду шлюп. Никто из присутствующих на церемонии спуска не думал, что этому кораблю суждено I стать одним из первооткрывателей шестого континента — Антарктиды.

В конце 1818 и в начале 1819 года три замечательных русских мореплавателя — вице-адмирал Г. А. Сарычев, капитан-командор И. Ф. Крузенштерн и капитан-лейтенант О. Е. Коцебу — составили три самостоятельных проекта экспедиции к Южному полюсу. Суть этих проектов сводилась к одному — проникнуть как можно дальше к Южному полюсу и обследовать дотоле почти неведомую часть земного шара. Гипотеза о существовании огромного материка «Терра аустралис инкогнита» («Неизвестная южная земля») в районе Южного полюса зародилась в глубокой древности. Однако все попытки достичь его оказались тщетными. Не удалось обнаружить материк и прославленному английскому мореплавателю Джемсу Куку, совершившему с этой целью свое второе кругосветное плавание в 1772-1775 годах. Анализируя его результаты, Кук писал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах недоступных для плавания. Отныне споры о южном материке не будут больше привлекать внимание ученых...»

Проверить столь категоричное утверждение было делом чести русских моряков. В эту экспедицию были назначены достраивавшийся в Кронштадте шлюп и строящийся на Лодейно-Польской верфи транспорт «Ладога». 22 апреля 1819 года шлюп был наименован «Востоком», а транспорт переведен в ранг шлюпов и назван «Мирным». Начальником экспедиции и командиром шлюпа «Восток» был назначен капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, справедливо считавшийся в то время одним из лучших морских офицеров и имевший репутацию талантливого ученого-мореплавателя. Командиром шлюпа «Мирный» стал лейтенант Михаил Петрович Лазарев, совершивший самостоятельное кругосветное плавание в 1813-1816 года/ на корабле «Суворов» Русско-американской компании. Экипажи судов и офицерский состав подбирались строго на добровольных началах. Кроме моряков, в дальнее плавание пошли астроном И. М. Симонов и художник П. Н. Михайлов.

Что же представляли собой корабли этой экспедиции?

28-пушечный шлюп «Восток» имел длину по ватерлинии 39,62, ширину с обшивкой — 10,36, осадку форштевнем — 4,5 и ахтерштевнем — 4,8 м. Его водоизмещение составляло — 985 т. Он нес паруса общей площадью 2287,1 м2 и мог дать максимальную скорость 10 узлов. Вооружение состояло из шестнадцати 18-фунтовых пушек в деке и двенадцати 12-фунтовых карронад на верхней палубе. Экипаж насчитывал 117 человек, включая офицерский состав. «Восток» строился корабельными мастерами В. Ф. Стоке и И. П. Амосовым. Конструкция «Востока» не являлась оригинальной. Он, как и однотипные с ним шлюпы «Камчатка» (1817 г.) и «Аполлон» (1821 г.), строился по типу спущенных в 1807 году корабельным мастером Исаковым фрегатов «Кастор» и «Поллукс», с той только разницей, что не имел разрезных шкафутов, иначе говоря, со сплошной верхней палубой.

Корпус был из сырого соснового леса на медных скреплениях (нагеля, скобы). Промежутки между шпангоутами (шпации) не были забраны брусьями, вторая обшивка отсутствовала. Он был мало приспособлен для плавания в океанских и особенно в ледовых условиях. Только после решения о посылке шлюпов к Южному полюсу подводные части корпусов обшили медью. На «Востоке» железные рулевые петли заменили на медные, поставили дубовый руль. По настоянию руководителей экспедиции дополнительно укрепили корпус железными стандерсами — стойками, идущими параллельно борту в местах вырезов пушечных портов, и висячими кницами-угольниками под бимсы у борта корабля.

Несмотря на все конструктивные недостатки «Востока», его экипаж с честью выполнил сложнейшие задачи, поставленные перед экспедицией.

Проект «Мирного» был разработан на опыте строительства судов голландской Вест-Индской торговой компании выдающимся корабельным мастером Ильей Степановичем Разумовым. Этот корабль строил помощник корабельного мастера Колодкин. Судно было заложено 11 октября 1В16 года и спущено на воду 18 июля 181В года. Достройка его, законченная 2 июля 1819 года, так же как и шлюпа «Восток», производилась в Кронштадте корабельным мастером И. П. Амосовым. После перевода судна в ранг шлюпов ему были наделаны княвдигет и штульцы: это придало кораблю вид военного шлюпа. Тут же в Кронштадте была поставлена вторая, фальшивая обшивка и на нее наложены медные листы. По предложению Лазарева рангоут и такелаж «Мирного» были усовершенствованы. В частности, Лазарев впервые в русском флоте вместо леерных грот-стакселя и апселя поставил гафельные триселя, которые с лихвой себя оправдали при плавании в штормовую погоду. Несмотря на все усовершенствования кораблей, между шлюпами «Восток» и «Мирный» осталось одно важное несоответствие — их скорость хода. Вот как об этом писал своему другу Шестакову Лазарев: «...один («Мирный») беспрестанно вынужден нести все лиселя и через то натруждать рангоут, пока спутник его («Восток») несет паруса весьма малые и дожидается». Не случайно Беллинсгаузен, представляя Лазарева к награждению после окончания экспедиции, подчеркивал его большое искусство в управлении шлюпом. Несмотря на разницу в скорости хода и сложнейшие условия плавания в беспрерывных туманах и снеговых зарядах, «Восток» и «Мирный» ни разу не разлучились. При водоизмещении 884 т шлюп имел длину по ватерлинии 37,3, ширину с обшивкой — 9,55 и осадку — 4,1 м. При площади парусов около 1600 м2 он мог развивать скорость 8 узлов. Вооружение «Мирного» состояло из четырнадцати 3-фунтовых пушек и шести 12-фунтовых карронад. Хотя по размерам шлюп «Мирный» был ненамного меньше «Востока», его экипаж насчитывал всего 73 человека.

4 июля 1819 года экспедиция покинула Кронштадт. Обогнув Европу, корабли через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки. От Рио-де-Жанейро они взяли курс на юг. Без лоций, без маяков, в туманы и штормы шли они по неисследованным водам, стремясь проникнуть как можно дальше за Южный Полярный круг. Стоял декабрь — самый теплый месяц южнего полушария. То тут. то там взлетали вверх над водой фонтаны китов. К кораблям подплывали тюлени, неуклюжие морские слоны, хищные касатки. Над мачтами вились альбатросы и буревестники.

Уже в декабре 1819 года шлюпы были в районе острова Южная Георгия. Продвигаясь к югу, экспедиция открыла ряд неизвестных островов, названных именами офицеров «Востока» и «Мирного»: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. 15(27) января 1820 года «Восток» и «Мирный», пробиваясь сквозь тяжелые льды на 69°25' южной широты, оказались вблизи Антарктического материка. G этот знаменательный день русскими моряками была открыта Антарктида. Продвигаясь далее, экспедиция еще пять раз почти вплотную подходила к краю материка: 20 января (1 февраля), 5(17) и 6 (18) февраля 1820 года, когда они находились от шельфового ледника берега Антарктиды всего в 1,5 — 2 милях и, наконец, 12(24) и 13(25) февраля 1820 года.

В начале марта погода стала ухудшаться. Нужно было дать отдых командам и пополнить запасы провизии. Решили покинуть высокие широты и направиться в Сидней. Стремясь по пути обследовать более широкую полосу Индийского океана, Беллинсгаузен приказал «Мирному» следовать более северным путем.

После месяца стоянки в Сиднее шлюпы снялись с якорей и отправились в район островов Туамоту. К востоку от острова Гаити экспедиция открыла группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. На обратном пути в Сидней был открыт еще ряд островов и в их числе остров Восток, названный так в честь флагманского корабля экспедиции. После отдыха и ремонта шлюпов экспедиция покинула берега Австралии и снова возобновила свои попытки достигнуть берега Антарктиды. В этот этап плавания она трижды подходила к ее обледеневшим берегам: 28 декабря 1820 (9 января 1821), 15(27) января, когда открыла землю Александра I, и, наконец, 21 января (2 февраля) 1821 года. Кроме земли Александра I, 8(20) января 1821 года был открыт остров Петра I. В двадцатых числах января экспедиция, обследовав Южные Шетландские острова, направилась снова в Рио-де-Жанейро, откуда после ремонта шлюпов вышла в обратный путь. 23 июля 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» встали на якорь на Малом Кронштадтском рейде.

Экспедиция Беллинсгаузена — Лазарева справедливо считается одной из самых замечательных антарктических экспедиций. Ею пройдено в общей сложности 4972 мили — путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание, во время которого русские моряки показали блестящие образцы кораблевождения, продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. За время плавания открыт материк Антарктида и 29 островов. Помимо географических открытий, экспедицией сделана масса интереснейших и ценнейших астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений. Этим открытием русские моряки внесли величайший вклад в мировую науку, вписав новую замечательную страницу в книгу русской морской славы.

Память о героической экспедиции свято хранят советские исследователи Антарктиды. Именем флагманского корабля экспедиции «Восток» названа внутриконтинентальная станция, основанная в 1957 году. Десять лет на станции, расположенной в самом суровом по климатическим условиям районе планеты, несут непрерывную вахту наши полярники. Новой станции, которую предстоит организовать XIII советской Антарктической экспедиции в 1968 году, будет дано имя руководителя первой русской антарктической экспедиции — «Беллинсгаузен».

Источник: парусники


Прикрепления: 2924564.jpg(3Kb) · 1669262.jpg(4Kb) · 3276940.jpg(4Kb) · 4411244.jpg(3Kb)






ASSASSIN
SVAROGДата: Четверг, 19.02.2015, 01:54 | Сообщение # 2
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2106
Награды: 40
Репутация: 522
Статус: В открытом море
В честь шлюпа названы:
Остров в южной части островов Лайн (Полинезия), открытый во время экспедиции
Остров в Антарктике
Берег в Антарктиде
Антарктическая научно-исследовательская станция «Восток»
Горная цепь на Меркурии.
Серия космических кораблей в СССР.

Кроме того, по установившейся традиции название «Восток» перешло к крупнейшему научно-исследовательскому судну.[источник не указан 2028 дней]

В 1994 году, Банком России, в серии «Первая русская антарктическая экспедиция», выпущена памятная монета Шлюп «Восток».



С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!
Форум » Все о пиратах » Знаменитые корабли » Шлюп «Восток»
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright Pirates-Life.Ru © 2008-2016


Семь Футов под Килем - Бухта Корсаров и Пиратов!