Семь Футов под Килем
Форма входа
 
Приветствуем тебя, корсар Юнга!

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Логин:
Пароль:


Купить игры
 




Чат
 
500


Статистика
 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 1 из 11
Форум » Все о пиратах » Знаменитые корабли » Катти Сарк (Клипер)
Катти Сарк
Black_BartyДата: Вторник, 13.07.2010, 20:36 | Сообщение # 1
Капитан I ранга
Группа: Капитан
Сообщений: 1605
Награды: 103
Репутация: 470
Статус: В открытом море
«Ка́тти Сарк» (англ. «Cutty Sark») — один из наиболее известных и единственный сохранившийся на данный момент чайный клипер. Был построен в 1869 году. В настоящее время находится в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).

Создание «Катти Сарк»

Клипер был спроектирован Геркулесом Линтоном (Hercules Linton), построен и спущен на реку Клайд (Clyde) 23 ноября 1869 года в шотландском городе Дамбартон (Dumbarton) компанией Scott & Linton по заказу капитана Джона «Джока» Уиллиса (John Willis), имевшего прозвище «Белый цилиндр». Капитану требовался самый быстрый корабль в мире для перевозки чая из колонии Британии — далёкой Индии.

Конструктивно это был композитный корабль: остов — из ковкого чугуна, обшивка выше ватерлинии — из тика и особой породы вяза — ильма Томаса. Дно судна ниже ватерлинии было обшито пластинами из сплава меди и цинка (т. н. мюнц-металл).

История названия

Интересна история его названия. В переводе с шотландского «Cutty Sark» — «Короткая рубашка». Будущий владелец клипера, Джон Уиллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму в короткой ночной рубашке, летящую над болотами на шабаш. Судовладелец влюбился в картину (а может быть и в ведьму). Когда он решал, как назвать корабль, то сначала хотел назвать его именем ведьмы. Но моряки — народ суеверный (особенно в XIX веке), и на корабль, носящий имя ведьмы, невозможно было бы набрать экипаж. Тогда и пришла Уиллису в голову идея названия, которое бы и не раздражало суеверных, и всё-таки соответствовало его желанию. Кроме того, носовая фигура клипера изображала эту ведьму.

По другой версии капитан собирался назвать клипер «Морская ведьма» («Sea Witch»), но оказалось, что под этим именем уже зарегистрирован другой корабль. И тогда он выбрал для названия прозвище юной танцующей ведьмы Нэн-Короткая Рубашка («катти сарк» — это короткая женская рубашка), героини поэмы Роберта Бёрнса «Tam O’Shanter»
Причина известности

Клипер использовался для доставки чая из Китая, в то время, представлявшей из себя беспощадную конкурентную гонку вокруг земного шара из Китая в Лондон. Призом в этой гонке была существенная разница в прибыли получаемая тем, кто привозил первый чай нового урожая. В этой гонке «Катти Сарк» не выделялась ничем особенным. Известность ей принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» потеряла руль и в результате прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня. Тем не менее, клипер навсегда вошел в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.
Конец истории

В итоге клиперы были вытеснены пароходами, которые хотя и были медленнее, но обеспечивали стабильные поставки чая через открывшийся Суэцкий канал. После этого «Катти Сарк» отлично зарекомендовала себя на перевозках шерсти из Австралии, добираясь до Англии за 67 дней. Утверждается, что в свои лучшие времена она могла пройти 360 морских миль за сутки, что может считаться рекордом для судов такого размера.

В 1895 капитан Уиллис продал судно португальской компании «Ферейра». После этого судно ещё несколько раз перепродавали, переоборудовали, пока в 1922 году «Катти Сарк» не была куплена капитаном Уилфредом Доуменом (Wilfred Dowman), который восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.

Сегодняшний день «Катти Сарк»

Вопреки суевериям, «Катти Сарк» ожидала самая счастливая судьба из всех чайных клиперов. Он не пропал в море, не был разобран, а поставлен в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича.

Судно является популярной среди туристов достопримечательностью. Оно находится практически в центре города. Рядом с ней расположены Парк Гринвича (Greenwich Park), Национальный морской музей (National Maritime Museum), бывший Гринвичский госпиталь (Greenwich Hospital).

История клипера вдохновила дать имя «Катти Сарк» одному из сортов виски. С тех пор изображение судна украшает его этикетку. Производитель этого сорта компания Berry Brothers and Rudd является спонсором парусной регаты, носящей имя «Катти Сарк» (Cutty Sark Tall Ships' Race).

ru.wikipedia.org

* * *
Кстати,есть замечательный художественный рассказ об этом корабле.


Прикрепления: 9698549.jpg(29Kb) · 8182768.jpg(27Kb) · 1848668.jpg(79Kb) · 7405837.jpg(79Kb)


Aquila non captat muscas

Сообщение отредактировал Black_Barty - Вторник, 13.07.2010, 20:38
MozenrathДата: Четверг, 15.07.2010, 16:43 | Сообщение # 2
Мичман
Группа: Корсар
Сообщений: 196
Награды: 7
Репутация: 4
Статус: В открытом море
Клипер, конечно, легендарный тип корабля, но к пиратам он отношения не имеет. Искренне удивлен, что до наших дней сохранился всего один экземпляр.

Любопытно, до каких пор их использовали на второстепенных маршрутах перевозок? Так-то красота: отличная скорость, топлива не жрет, только матросов корми и плати им.

Black_BartyДата: Четверг, 15.07.2010, 18:17 | Сообщение # 3
Капитан I ранга
Группа: Капитан
Сообщений: 1605
Награды: 103
Репутация: 470
Статус: В открытом море
Его использовали даже тогда,когда стали популярными пароходы (кстати, вроде был случай, когда этому клиперу удалось обогнать пароход).

Quote (Mozenrath)
Клипер, конечно, легендарный тип корабля, но к пиратам он отношения не имеет.

Вот именно поэтому я и предлагал переименовать.


Aquila non captat muscas
СтарикДата: Понедельник, 18.04.2011, 00:58 | Сообщение # 4
Матрос
Группа: Корсар
Сообщений: 54
Награды: 3
Репутация: 24
Статус: В открытом море
К сожалению говорить надо все в прошедшем времени... потому, что пару или более лет назад он сгорел (сообщения прессы) почти до основания. Была дискуссия в Англии на тему типа "стоит ли восстанавливать или это уже будет копия..." Что порешили джентльмены не знаю..! :(

Весло ли галеры средь мрака и льдин
Иль винт разрезает море
У волн, у времени - голос один:
"Горе слабейшему, горе!"
1corsarДата: Понедельник, 01.08.2011, 08:34 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Странно скорость и маневренность отличная,почему его на вооружение не взяли?
СтарикДата: Четверг, 04.08.2011, 01:33 | Сообщение # 6
Матрос
Группа: Корсар
Сообщений: 54
Награды: 3
Репутация: 24
Статус: В открытом море
Quote (1corsar)
Странно скорость и маневренность отличная,почему его на вооружение не взяли?


Главным конкурентом на "чайных гонках" "Ведьмы в короткой рубашке" (именно это и значит по русски "Катти Сарк" - персонаж кельтских легенд) был не менее знаменитый клипер "Фермопилы". Он закончил свои дни в качестве корабля Португальского ВМФ (правда учебного).
А вообще то клипера были в составе всех ВМФ в середине 19 века (правда парусно-винтовые) и наряду с парусно-винтовыми корветами, именно они стали родоначальниками класса КРЕЙСЕРОВ!!!

P.S.Небольшое дополнение:
Клипера, самые быстроходные, красивые и совершенные парусные корабли всех времен и народов, это - "лебединая песнь" парусного кораблестроения и появились они когда на морских просторах уже господствовали паровые суда, но не везде. На дальних Азиатско-Европейских линиях до постройки Суэцкого канала пароходы не могли конкурировать с парусниками. Поэтому доставкой грузов из Индии, Китая и Австралии занимались парусники. Доставка свежего чая из Индии и Китая требовала больших скоростей из-за ухудшения качества продукта со временем. Так появились "Чайные клипера". После постройки Суэцкого канала пароходы вытеснили парусники и с этой линии и они стали перевозить шерсть из Австралии в Англию, но... прогресс в паровом судостроении вытеснил их и оттуда!
К тому времени, когда появились эти самые совершенные парусники, все ВОЕННЫЕ флоты мира были ТОЛЬКО паровыми (точнее ПАРУСНО-ВИНТОВЫМИ) и поэтому парусные клипера как боевые корабли не использовались, но... как я уже говорил, на вооружении всех ВМФ (в том числе и Российской Империи) были парусно-винтовые клипера!


Весло ли галеры средь мрака и льдин
Иль винт разрезает море
У волн, у времени - голос один:
"Горе слабейшему, горе!"


Сообщение отредактировал Старик - Среда, 16.11.2011, 16:37
СтарикДата: Воскресенье, 29.04.2012, 22:11 | Сообщение # 7
Матрос
Группа: Корсар
Сообщений: 54
Награды: 3
Репутация: 24
Статус: В открытом море
Корабли «Семи морей»
$IMAGE1$
В истории мирового судоходства период с 1845 по 1875 год принято называть «лебединой песней паруса», или «эрой клиперов». В нашем журнале уже рассказывалось о знаменитом чайном клипере «Катти Сарк» (см. № 4 за 1969 г.), были опубликованы его описание и чертежи модели. Однако многие моделисты впадают до сих пор в ошибку, считая этот клипер самым быстроходным и совершенным из всех.
Клипер как тип парусного судна появился в Америке задолго до постройки «Катти Сарк».
До конца первой половины XIX столетия судоходство все еще оставалось на 99% парусным. На верфях Европы и Северной Америки корабелы упорно соперничали друг с другом, стараясь придать строившимся судам наиболее совершенные формы корпуса и оснастку, приспособленные для больших скоростей плавания. Вместе с капитанами они придумывали различные упрощения и усовершенствования в обводах и даже создавали новые типы парусного вооружения. Так появились гафельные шхуны, число мачт на которых достигло семи, бригантины, баркентины с пятью-шестью мачтами и другие суда со смешанным вооружением.
В конце XVIII века французские военные корабли по своей конструкции и ходовым качествам считались совершеннее английских и голландских, так как применявшиеся французскими судостроителями научные обоснования давали возможность выбора лучших обводов и проектирования парусности кораблей. Сами англичане соглашались, что взятые ими в плен французские корабли служили им образцом для подражания. Особое восхищение англичан вызывали двухмачтовые люгеры — знаменитые «chasse-mare» («морские охотники»), излюбленные суда приватиров и корсаров. На их прекрасные мореходные качества обратили внимание судостроители Северных Американских Штатов, в частности корабелы города Балтимора. Подражая французам, они стали строить небольшие широкие парусники с тупым носом, с наибольшей шириной мидель-шпангоута далеко вперед от середины и острыми, пологими кормовыми обводами. Благодаря полным носовым обводам и острой корме эти суда были исключительно мореходны, имели громадный дифферент на корму и прекрасно слушались руля. Большая ширина давала им большую остойчивость и позволяла плавать без всякого балласта с огромной парусностью. За свою форму они получили у моряков меткое название «голова трески и хвост макрели». Это были любимые посудины пиратов и работорговцев, но как коммерческие суда, предназначенные для перевозки значительных партий груза, они не были прибыльны. Быстроходные и юркие «балтиморцы» снискали себе такую славу, что, когда с палубы торгового корабля усматривали на горизонте двухмачтовое судно с сильно наклоненными назад мачтами и скошенными под углом штевнями, «купец» немедленно спускался под ветер, прибавлял парусов и старался удрать от подозрительного незнакомца, заряжая на всякий случай свои пушки.
По сравнению даже с наиболее быстроходными военными фрегатами «балтиморцы» несли огромную парусность. Оснастка была различной: одни были вооружены как бриги, другие — как двухмачтовые марсельные шхуны. Их ход в свежий багштаг достигал 14 узлов, что по тем временам считалось пределом для парусного корабля.
В 1840 году американскому судостроителю из Нью-Йорка, Джону Гриффитсу, этого показалось мало. В своей книге «Архитектура военно-морского судна» он высмеял принцип выбора обводов корпуса корабля «голова трески и хвост макрели» и в публичной лекции в Нью-Йорке заявил, что этот принцип вполне может удовлетворить только рыб, плавающих полностью погруженными в воду. Его утверждение вызвало весьма упорный протест со стороны всех мастеров корабельного дела, обитавших на восточном побережье США. В феврале 1841 года Гриффитc построил модель парусного корабля, который он намеревался соорудить на верфи фирмы «Смит и Дай-мон». Когда на стапелях уже ясно вырисовывался корпус нового корабля, старые американские капитаны, осматривая его, с негодованием качали головами и говорили, что судно имеет непонятные противоестественные формы. Еще бы! Вогнутые скулы (что шло вразрез со старыми теориями), наибольшая ширина, отнесенная чуть ли не за грот-мачту, и поперечное сечение миделя ниже ватерлинии, имеющие форму, близкую к треугольнику... Одним словом, все сомневались, что это судно вообще сможет нести паруса и маневрировать. Но молодой корабел не собирался отступать. Судно было благополучно спущено на воду и названо «Рейнбоу» («Радуга»), Его регистровая вместимость на плаву составила 750 т при длине 45,7 м, ширине 9,1 м и осадке 5,2 м. Судно имело три мачты и несло оснастку барка.
Первое плавание показало: «Рейнбоу» — самый быстроходный парусник в мире. Он побил все существовавшие тогда рекорды скорости. Из Нью-Йорка в Кантон судно пришло, обогнув мыс Горн, на 93-й день, а обратный рейс оно завершило на 89-й день. Его скорость достигала 18 узлов. Успех этого плавания был настолько ошеломляющим и очевидным, что судовладельцы США и Англии начали заказывать лучшим американским верфям постройку судов по чертежам Джона Гриффитса.
В 1846 году корабел-новатор уже заканчивает постройку в Нью-Йорке второго судна — «Си Уитч» («Морская ведьма») регистровой вместимостью 890 т. И опять успех! Парусник из Нью-Йорка приходит в Гонконг на 104-й день и совершает обратный рейс за 81-й день. Его лучший переход за сутки (от полудня до полудня) — 358 миль. Имя американца Джона Гриффитса становится известным на лучших верфях Европы. На лондонской бирже чая среди судовладельцев начинается паника. Все говорят о новом типе парусника - американском клипере который вот-вот лишит английских судовладельцев монополии чайной торговли с Китаем и Индией... Ведь согласно «навигационному акту 1849 года» так называемая почтенная «Британская Ост-Индская компания» потеряла привилегию на перевозку этого ценного и модного тогда продукта, и американские суда беспрепятственно заходят в лондонские доки со свежим чаем... Фрахты на перевозку чая нового урожая слишком высоки - полфунта стерлингов за тонну! Однако англичане до 1856 года*** на своих верфях не могли ничего придумать путного, чтобы побить рекорды скорости, установленные в океанских просторах клиперами Гриффитса. Эти рекорды оказываются побитыми судами, построенными в Америке конкурентами новатора-корабела.
Издавна чай доставляли с востока к берегам туманного Альбиона на судах английской Ост-Индской компании. Рейс этих парусников с грузом чая, только что собранного с полей, длился более пяти месяцев. За столь долгий срок чай — продукт очень дорогой, капризный и нежный — терял свой аромат и впитывал запах дегтя, пакли, испорченной солонины и, главное, отсыревал. За тихий ход и громоздкий неуклюжий вид англичане окрестили суда Ост-Индской компании «чайными телегами».
Сногсшибательная, невиданная доселе скорость клиперов «Радуга» и «Морская ведьма» заставили задуматься не только англичан, потерявших монополию на торговлю чаем с Китаем и Индией, но и американских дельцов, занимавшихся торговлей опиумом.
Как выгоднее использовать небольшие, маловместительные, но исключительно быстроходные суда? Какой груз сорвет высшую фрахтовую ставку в рейсе Нью-Йорк — Кантон вокруг мыса Горн? Что выгоднее? Чай или опиум?
Опиум, один из страшнейших наркотиков в истории мировой цивилизации, оказался выгоднее. Американцы хорошо знали, что в Индии и Китае он ценился чуть ли не на вес золота. Клипер, не имеющий себе равных по скорости, может быстро доставить партию опиума и на обратном пути вместе с чаем захватить несколько сотен слитков золота или ящиков золотых монет. При этом он всегда сможет скрыться от погони...
Итак, несмотря на объявленный официально всему миру китайским правительством запрет на ввоз опиума еще в 1796 году, американцы начинают контрабандную торговлю наркотиками. В этическом отношении это было немногим лучше работорговли, которая в 40-е годы XIX века бурно процветала на атлантических линиях и приносила немалый барыш английским и американским судовладельцам. Американские клиперы, следовавшие в Китай «за чаем», укомплектовывались командами отборных, высокооплачиваемых моряков-авантюристов, вооружались артиллерией. Судовладельцы понимали, что в этом рискованном деле клиперам придется выдерживать морские сражения не только с китайскими военными джонками, но и с малайскими пиратами, для которых опиум — весьма ценный груз. Клиперы, отправляющиеся из портов восточного побережья США в Китай и Индию в 40-х и 50-х годах, вошли в историю под метким названием «опиумных клиперов» (отнюдь не «чайных», хотя в обратном рейсе в их трюмах действительно был чай).
Наиболее широкое распространение клипер как тип парусного судна получает с 1847 года, когда мир неожиданно облетает весть: «Золото! В Калифорнии нашли золото!» Второй раз после открытия Америки человечество трясет «золотая лихорадка». Со всех концов земного шара в далекую неведомую Калифорнию, на берега реки Сакраменто, устремляются сотни тысяч людей, влекомых заветной мечтой — обрести в жизни богатство. Из Европы через Атлантику, в Нью-Йорк, Бостон и Филадельфию и далее на запад — к берегам Тихого океана. Перед золотоискателями два пути: сухопутный — на фургонах цугом через дикие прерии, широкие реки и Скалистые горы, и морем — вокруг коварного мыса Горн, издавна стяжавшего дурную славу у моряков своими жестокими бурями, подводными рифами и туманами. Тут-то и вспомнили о новых, быстроходных парусниках Джона Гриффитса. На верфях восточного побережья США начался ажиотаж.
Для того чтобы представить себе судостроительную горячку того времени, достаточно сказать, что в 1849 году с северо-восточного побережья одних только Соединенных Штатов вышли битком набитые пассажирами и товарами 242 корабля, 218 барков, 170 бригов, 132 шхуны и 12 пароходов — всего 774, судна. Многие из этих наскоро построенных судов не достигли берегов Калифорнии: избитые и искалеченные штормами у мыса Горн, они пропали без вести. Тем не менее за тот год в Золотые Ворота из портов всего света было доставлено около 100 тыс пассажиров. За один месяц 1850 года в гавань Золотые Ворота вошло 17 судов из Нью-Йорка н 16 из Бостона. Средняя продолжительность плавания от северо-восточного побережья Штатов до Калифорнии составляла 159 дней. Когда же в гавань 24 июля 1850 года вошел клипер «Си Уитч» («Морская ведьма»), то все поняли преимущества его хода. Он доставил золотопромышленников в Сан-Франциско за 97 дней! Вот почему в течение пяти лет клиперы не имели конкурентов на этой, по сути дела, «золотой линии».
Калифорнийская «золотая лихорадка» дала сильный толчок строительству клиперов. Фрахты на грузы из Нью-Йорка или Бостона в Сан-Франциско к 1850 году установились в полтора доллара за кубический фут. Это значило, что клипер вместимостью в 1200 обмерных т зарабатывал за рейс 72 тыс. долларов, то есть больше своей собственной стоимости, включая полное снабжение для похода и жалованье команде.
Вот почему длинные узкие суда, несущие непомерно длинные реи, с массой всевозможных, не предусмотренных никакой морской практикой добавочных парусов, устремились из атлантических портов США в сторону мыса Горн.
Из числа всех рейсов клиперов во время калифорнийской «золотой лихорадки» официально было зарегистрировано 22 плавания в Сан-Франциско вокруг мыса Горн, когда время перехода составило менее 100 дней. Семеро нз них приходились на долю клиперов, построенных тогда еще мало кому известным судостроителем из Нью-Йорка Дональдом Мак-Кеем.
Второй по счету клипер этого корабела, заложенный на нью-йоркской верфи, в начале 1851 года был куплен на стапелях недостроенным. Назывался он «Флайинг Клауд» («Летучее облако»). Его первый же рейс в разгар «золотой лихорадки» в Калифорнию явился сенсацией: в порт назначения клипер прибыл на 89-й день, показав среднее число пройденных миль за сутки 374. В том же 1851 году Мак-Кей спускает на воду не менее значительные клиперы «Флайинг Фиш» («Летучая рыба») — 1505 т, «Стаффордшир» (название английского графства) — 1817 т и «Болд Игл» («Смелый орел») — 1790 т. Через год Мак-Кей строит клипер «Соверн оф де Сиис» («Владыка морей»). Его гигантский корпус напоминает барракуду, носовое образование похоже на лезвие опасной бритвы... Вид этого корабля на стапеле был настолько непривычен даже опытному глазу, что владельцы, испугавшись его слишком острых обводов, отказались финансировать строительство. Но Мак-Кей уверен в своих расчетах. Заняв у друзей денег, он заканчивает постройку нового клипера и благополучно спускает его на воду. Увидя судно на рейде, владельцы предлагают за него 150 тыс. долларов — сумму, по тем временам небывалую в истории судостроения. Мак-Кей соглашается его продать и делает ошибку: корабль окупил себя с лихвой в первом же плавании ввиду бешеных фрахтовых ставок, вздутых «золотой лихорадкой». Это был великолепный корабль! Он часами мог идти со скоростью 19 узлов...

P.S. Слово «клипер» (CLIPPER) американского происхождения. Оно происходит от глагола „То Clip", что означает «быстро передвигаться, лететь на крыльях». По отношению к быстроходному паруснику оно стало применяться в Америке в 1820-е годы. Сначала этот термин распространялся только на быстроходные бриги и шхуны, построенные в Балтиморе.

Л. Скрягин
*********************************
Источник: Журнал "Моделист-конструктор" №№ 5 и 6 за 1971 год

*** P.S.S. Я не берусь спорить с автором этой статьи, но... Во время одной из "гонок" СРЕДНЕСУТОЧНАЯ скорость "Катти Сарк" и "Фермопил" составляла 19 узлов, а это значит, что временами они шли со скоростью меньше 19, а временами - больше...
И еще: один из "морских авторитетов" того времени сравнивая клиперы американской постройки и английские клиперы писал, что "американцы" несутся по океану вспарывая его поверхность как плуг, а "Катти Сарк" и другие "английские" клиперы как бы скользят по волнами...
Мне кажется, что английские клиперы (которые начали строиться в Англии с 1856 года, т.е. на 20 лет позже чем в Америке), были более совершенными, чем их американские собратья...

Добавлено (29.04.2012, 22:11)
---------------------------------------------
Самое интересное из того что я читал о "Катти Сарк" - это повесть И. Ефремова с одноименным названием.
Внизу дана ссылка, где можно почитать эту повесть... рекомендую: очень интересно и познавательно.

http://lib.aldebaran.ru/author...._1.html

А по этой ссылке можно скачать книгу:
http://www.phantastike.ru/books/fiction/katti_sark.zip


Прикрепления: 1258444.jpg(237Kb)


Весло ли галеры средь мрака и льдин
Иль винт разрезает море
У волн, у времени - голос один:
"Горе слабейшему, горе!"


Сообщение отредактировал Старик - Пятница, 02.03.2012, 00:38
SVAROGДата: Пятница, 16.01.2015, 13:26 | Сообщение # 8
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2106
Награды: 40
Репутация: 522
Статус: В открытом море
Моряки, как водится, народ суеверный, стараются избегать всякой чертовщины, верят в приметы, остерегаются выходить в море по пятницам, не любят число «13» и черных кошек. И поэтому, когда узнавали, что новое судно будет названо именем ведьмы, крестились, сплевывали и уверяли, что проку от этой затеи не будет, а судно потонет со всем экипажем — не пройдет и года. Однако судьба чайного клипера «Катти Сарк», прозванного по имени ведьмы, жительницы шотландских болот Нэн Короткой Рубашки, оказалась на удивление счастливой. Он не только пережил всех своих сверстников, но и получил вечную стоянку в сухом доке, стал музеем, на него водят экскурсии, он считается гордостью и образцом английского парусного флота, хотя решительно никаких заслуг за этим кораблем не числится. Самым быстроходным парусником в мире его назвать нельзя, поскольку ни одной гонки он не выиграл, самым грузоподъемным и особенно удачливым — тоже. Он неоднократно менял хозяев, название, страну и порт приписки, перекрашивался и переделывался. Итак, никаких заслуг, кроме одной. Это действительно был корабль-трудяга, исправно тянувший свою корабельную лямку. Этот корабль любили моряки. А один влюбился настолько, что на последние деньги выкупил его и превратил в музей. Как это случилось, нам рассказал известный советский писатель Иван Ефремов в одноименном рассказе, выдержки из которого мы приводим.

«Все искусство кораблестроения вместе с усовершенствованными пропорциями корпуса, мачт и соотношением парусов получило свое высшее выражение в двух английских клиперах, построенных одновременно в Шотландии в семидесятых годах прошлого века: «Фермопилы» и «Катти Сарк».

В 1869 г. судно было построено на верфях Скотта и Линтона для судовладельца Джорджа Виллиса, которому и пришла в голову фантазия назвать судно именем ведьмы, которой в Шотландии пугают детей. Осенью 1868 г. из Эбердина вышел новый клипер «Фермопилы». Вскоре среди моряков разнеслась слава о необыкновенном корабле, превосходившем всех быстротой, управляемостью, легкостью хода. В следующем году отчалила от пристани Темзы и «Катти Сарк», направляясь в далекий Китай. Флот чайных клиперов, пораженных мореходными качествами «Фермопил», скоро понял, что у этого замечательного корабля есть соперник, не худший, а может быть, даже и превосходящий его. Как настоящая ведьма, «Катти Сарк» настигла только что ушедший в очередной рейс худовский клипер и, несмотря на отчаянные усилия его экипажа, пришла одновременно с ним в Шанхай. С этой поры между двумя лучшими парусниками мира началось неустанное соревнование, продолжавшееся 25 лет.

В чайном флоте «Катти Сарк», как и «Фермопилы», пробыла недолго. Развитие чайного дела на Цейлоне сократило китайскую чаеторговлю, и держать на ней замечательные кораблистало невыгодным. Клипера перешли на австралийские рейсы и тут-то наилучшим образом проявили себя.

От мыса Доброй Надежды до Австралии путь кораблей пролегал через «ревущие сороковые» с ИУ постоянными штормами и крупным волнением.

Здесь «Фермопилы» и «Катти Сарк» возглавили весь шерстяной флот, состоявший из отборных судов, ибо австралийская шерсть срочно требовалась все увеличивающемуся текстильному производству Англии.

Джон Виллис долго подыскивал подходящего капитана для своего любимого клипера, пока не остановился на Ричарде Вуджете. Молодой моряк зарекомендовал себя наилучшим образом в ужасный ураган 1875 г., и судовладелец решил поручить ему корабль. В штилевых полосах тропической Атлантики «Катти Сарк» окончательно и навсегда покорила свой экипаж.

Целыми неделями «Катти Сарк» мчалась с попутными ветрами со скоростью 17 узлов, покрывая более 360 миль в сутки. В 1885 г. «Катти Сарк» сделала переход из Лондона в Сидней, преодолев расстояние в 21 300 км с буксировками, ожиданием лоцманов и заходом в Кейптаун за 67 дней. Джон Виллис, которому перевалило за. семьдесят, устроил банкет и принимал поздравления, как владелец лучшего в мире корабля.

Однако новая сила вступила в соревнование на морских просторах: пароходы — эти жалкие каботажные скорлупки - превращались в настоящие океанские суда. Применение винта сделало их надежными; строители паровых машин и котлов накопили нужный опыт. И даже на далеких и тяжелых австралийских рейсах доставка почты была поручена пароходам...

Резвость шерстяных клиперов с каждым годом все более уступала работе машин, более стойкой и постоянной, меньше зависящей от капризов погоды.

«Фермопилы» и «Катти Сарк» дольше всех держали знамя в соперничестве пара и паруса, вызывая неизменное восхищение у пароходных пассажиров и команды, когда при попутном ветре тот или другой из красавцев клиперов возникал белокрылым лебедем среди моря, нагонял дымившее, глухо шумевшее чудовище и скользил вперед, чистый, безмолвный и легкий.

В 1889 г. мир удивился новому подвигу «Катти Сарк». «Британия» - один из лучших почтовых пароходов Полуостровной и Восточной Компании - отправилась в австралийский рейс. У острова Гарбо пароход встретил «Катти Сарк», шедшую тоже в Сидней. Крутой бейдевинд не давал клиперу развить более 12 узлов, а пароход исправно, сутки за сутками, делал 14. Упорная работа машины одолевала капризы погоды.

Пассажиры и моряки «Британии» наблюдали за усилиями клипера лавировать побыстрее: по неслышной команде менялись галсы, разворачивались дополнительные паруса.

И все же белое облачко осталось позади, растаяло в голубом сверкании спокойного моря. Многие зрители, знавшие, что встретили самый быстроходный из старых клиперов, поспешили объявить, что паруса побеждены. Но капитан, лучше знавший, с кем имеет дело, только покачал головой, заявив, что впереди еще несколько тысяч миль пути.

Велико было удивление пассажиров, когда через трое суток позади начал вырастать знакомый белый силуэт. «Катти Сарк» теперь шла с попутным ветром и приняла в себя всю его торжествующую силу. Капитан Вуджет не мог отказать себе и своим людям в удовольствии пройти совсем близко от бортов «Британии». С мягким шипением воды и гудящим на высоких басах такелажем клипер промчался в двух кабельтовых (кабельтов 0,1 морской мили — 185,2 м) от парохода.

Огромные мачты высоко встали над морем. Поддерживаемые надменно выпяченными парусами, они, казалось, несли клипер по воздуху, приподняв его над волнами, в которых тяжело переваливался пароход. И команда и, пассажиры «Британии», высыпавшие на палубу, устроили «Катти Сарк» бурную овацию. Приветственные крики неслись вслед клиперу, когда он, делая 18 узлов, оставил пароход позади, несмотря на распоряжение капитана «Британии» увеличить ход до предела. Несмотря на то что пароходная машина в этом рейсе без единой аварии печатала свои 14 узлов, паруса победили пар. «Катти Сарк» пришла в Сидней на четыре часа раньше парохода. Снова газеты заговорили о триумфе клипера.

Весной 1916 г. в Бискайском заливе разразился шторм, сильный даже для этого котла бурь. «Катти Сарк», в третий раз переименованная, шла из Англии с обычным грузом угля. Испугавшись дикой ярости шторма, шкипер решил повернуть на фордевинд и удрать от урагана. Ленивая, собранная из случайных бродяг команда ненавидела работу со снастями, точно брасы, топенанты и шкоты были личными врагами каждого матроса.

Перед грозной опасностью вместо слаженных и самоотверженных усилий матросы сыпали замысловатые ругательства, а иногда вместе с капитаном призывали Иисуса Христа и деву Марию. Поворот недопустимо замедлился, и ураган сильно накренил клипер. Экипаж еще больше растерялся и упустил время.

«Катти Сарк» поднялась бы из крена, но сместился груз угля, и клипер совсем повалился на борт. Оставалось срубить мачты — те самые мачты, которые не мог согнуть никакой напор ураганов в самых штормовых морях мира. Мачты полетели за борт, унося с собой весь такелаж. Корабль немного выпрямился.

Угрюмые, как после убийства, молясь и ругаясь, люди ожидали своей гибели. Но клипер и без мачт, повалившись на левый борт, вынес редкий по силе ураган и добрался до Лисабона с временной фок-мачтой.

Леса, годного, чтобы восстановить прежний рангоут «Катти Сарк», не нашлось, а если бы он и нашелся, то оказался бы слишком дорогим для новых владельцев. Огромная и сложная парусность корабля требовала многолюдной команды для управления и большого искусства от офицеров.

Всего этого не было, и вот лучший клипер мира стал баркентиной. Иначе говоря, фок-мачту оставили с прямой парусностью, а грот- и бизань-мачты снабдили косыми, как у шхуны, парусами. «Катти Сарк», превращенная в баркентину, переименованная в четвертый раз, запущенная и пестро раскрашенная, утратила свою поразительную резвость и плавала на случайных фрахтах между мелкими портами Средиземного моря, ценимая сменявшимися владельцами только за корпус, который так и не давал течи.

Исполнилось 53 года службы корабля, когда разразилась ужасающая буря 1922 г. Тут-то не ремонтировавшаяся с давних времен палуба бывшего клипера поддалась, проржавевшие бимсы лопнули, и капитан с напуганной командой, готовые проститься с. жизнью, едва добрались до Фальмута.

В сентябре 1922 г. «Катти Сарк» вернулась в Фальмут, с тем чтобы навсегда остаться в Англии. Капитан Доумэн израсходовал все свои сбережения, чтобы выкупить и восстановить «Катти Сарк». Приобретение мачт и рей было последним усилием старого капитана. Но начатое им дело не остановилось. Был открыт сбор средств на такелаж; каждый из ветеранов флота считал своим долгом что-нибудь достать для знаменитого корабля: хоть бухту троса, хоть несколько блоков. Кто не мог дать материалов или денег — помогал работой. Сменялись сгнившие брусья и доски обшивки, перестилалась палуба, постепенно вырастали громадные мачты.

Так простые люди Англии, сознававшие, что сохранение лучшего корабля страны, всем обязанной морю, является делом национальной чести, сберегли «Катти Сарк».

Деньги на это собирали моряки со всей Англии.

В конце 1951 г. в Клэрнс-Хауз собралась группа людей, заинтересованных в судьбе клипера, на этот раз под председательством герцога Эдинбургского. Образовалось Общество сохранения «Катти Сарк». Сумма сборов за пять лет превысила 300 000 фунтов. Клипер поставлен в специальный сухой док (около 80 метров длины и 6 метров глубины), близ королевского Морского колледжа в Гринвиче. «Катти Сарк» теперь полностью реставрирована и открыта для осмотра всем желающим с лета 1957 г.

Разыскана носовая фигура, но, к несчастью, уже не первоначальная, не та самая Нэн Короткая Рубашка. Теперь англичане не рассчитывают больше на старых чудаков капитанов, а взялись за дело по-серьезному, дружно.

Найдены подлинные доказательства первоначального устройства рангоута «Катти Сарк». Основные факты взяты из книги Лонгриджа «Последние из чайных клиперов». Некоторые дополнения даны Монгриффом Скоттом из Дисса в Норфольке, сыном одного из владельцев фирмы, строившей знаменитый клипер. Сохранилась картина маслом, написанная художником Туджей в 1872 г. для капитана Джона Виллиса — владельца «Катти Сарк». На картине клипер показан под всеми парусами, что прямо-таки бесценно для восстановления его оригинального вооружения.

Из 3 000 листов металла Мюнца, которыми обшита подводная часть корабля, около 600

потребовали замены. Вновь поставленным листам придали старинный вид специальной

химической обработкой, на что потребовалось особое научное изыскание.

Проволочные канаты стоячего такелажа заменены стальными тросами, а для бегучего

такелажа химический институт предложил териленовое волокно — пластмассу, — которому придан цвет слабо просмоленной пеньки. Из этого волокна специально для «Катти Сарк» приготовлены канаты необычайной прочности и стойкости. Великолепные мачты клипера возвышаются почти на 50 метров над стенами дока, а корпус, обновленный и перестроенный по прежним чертежам, стал музеем парусного флота и училищем для морских кадетов.

Так что остается признать , что корабль этот и впрямь родился в рубашке. Пусть и короткой, но счастливой.



С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!


Сообщение отредактировал SVAROG - Пятница, 16.01.2015, 13:26
Форум » Все о пиратах » Знаменитые корабли » Катти Сарк (Клипер)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright Pirates-Life.Ru © 2008-2016


Семь Футов под Килем - Бухта Корсаров и Пиратов!