Флагманский линейный корабль "Виктория" "Виктория" (Victory) - известен как флагманский корабль наиболее талантливого британского флотоводца Нельсона.
"Виктория" была построена главным инспектором флота Томасом Слейдом. За прототип взяли линейный корабль "Роял Джордж". Киль был заложен 23 июля 1759 г. в Чатеме. Из-за недостатка средств строительство шло долго, и корабль был спущен на воду только 7 мая 1765 г. Далее целых 13 лет продолжалась достройка судна, и только в 1778 г. "Виктория" вошел в строй и был объявлен флагманским кораблем. Столь длительное время строительства, однако, оказало хорошую службу кораблю, так как древесина за долгие годы приобрела оличные прочностные качества.
При строительстве корпуса были применены самые лучшие породы дерева. Шпангоуты были выполнены из английского дуба. Строители предусмотрели две обшивки корпуса: наружную и внутреннюю. Наружная обшивка была изготовлена из балтийского дуба, специально доставленного в Англию из Польши и Восточной Пруссии. Впоследствии, в 1780 г. подводную часть корпуса покрыли медными листами (всего 3923 листа), которые прикрепили к деревянной обшивке железными гвоздями.
Нос корабля украшала огромная фигура короля Георга III в лавровом венке, которого поддерживали аллегорические фигуры Британии, Победы и другие. В кормовой оконечности располагались затейливые резные балконы.
Над палубой "Виктории" возвышались три мачты, которые несли на себе полное парусное вооружение корабля. По обычаю того времени борта корпуса были окрашены в черный цвет, а в районе пушечных портов были проведены желтые полосы.
Благодаря своим отличным ходовым качествам, "Виктория" стал флагманским кораблем британского военно-морского флота и принял участие во многих сражениях под флагом таких прославленных английских адмиралов, как Кеппель, Кемперфелт, Хоу, Джарвис.
В 1798 г. было решено списать судно и его превратили сначала в госпиталь, а затем в плавучую тюрьму. Однако после тщательного обследования корабль решили снова ввести в строй. В 1799 г. была проведена реконструкция и ремонт корабля. "Викторию" избавили от лишних украшения, мешавших во время боя, увеличили огневую мощь.
На обновленном корабле 30 июля 1803 г. поднял свой флаг один из самых талантливых флотоводцев мира прославленный адмирал Горацио Нельсон. Именно на "Виктории" он держал амиральский флаг в Трафальгарском сражении.
Во время Трафальгарской битвы ядро сбило бизань-мачту, две другие мачты были выбиты из степсов, большинство рей получило повреждения. Корабль был отправлен на ремонт, во время которого ликвидировали наиболее серьезные повреждения.
После ремонта "Виктория" принимал участие в нескольких операциях на Балтике и свою воинскую карьеру завершил в качестве транспорта в 1811 г. 18 декабря 1812 г. корабль исключили из списков военно-морского флота Великобритании.
В 1815 г. корабль поставили на капитальный ремонт, после чего в течение целых ста лет корабль стоял в порту Госпорт, недалеко от Портсмута. С 1824 г. на корабле ежегодно устраивался торжественный обед в память о Трафальгарской битве и адмирале Нельсоне, а в 1847 г. "Виктория" был объявлен постоянным флагманским кораблем командующего Хоум-флит Англии, т. е. флота, непосредственно отвечающего за неприкосновенность территории Великобритании.
Без должного ухода корабль постепенно разрушался и к началу XX столетия корпус был в очень плохом состоянии. Восстановительные работы были проведены в 1922 г. на деньги, собранные населением. После реставрации корабль поставили на вечную стоянку в сухой док в Портсмуте.
Во время второй мировой войны судно получило пробоину от немецкой бомбы. После войны был проведен очередной ремонт, с целью уменьшения нагрузки с корабля сняли все орудия, которые теперь на берегу окружают док с кораблем
В настоящее время "Виктория" - один из самых популярных музеев Англии. В отдельные дни корабль посещают до 2 тыс. человек, а ежетодно здесь бывает 300—400 тыс. человек Все доходы от посетителей этого необычного музея идут на содержание корабля.
Характеристики на момент Трафальгарской битвы:
Главные размеры, м: 69,0х15,0х6,6
Водоизмещение, т: 3500
Вооружение:
Нижняя палуба: 30 х 32 фунтовых пушек
Средняя палуба: 28 х 24 фунтовых пушек
Верхняя палуба: 30 х 12 фунтовых пушек
Квартердек: 12 х 12 фунтовых пушек
Полубак: 2 х 12 фунтовые пушки
Скорость: 8-9 узлов (максимально зарегистрировано 11 узлов)
Источник: Монеты мира - Энциклопедия