Линейный корабль "Азов"
Лине́йный кора́бль «Азо́в» — 74-пушечный парусный военный корабль, флагман русского флота, герой Наваринского сражения, первый русский корабль, удостоенный кормового Георгиевского флага.
«Азов», получивший своё имя в честь победы Петра I над турками в 1696 году[6], вошёл в состав Балтийского флота Российской империи и за пять лет своего существования стал одним из самых прославленных кораблей Русского флота. Славу и Георгиевский флаг ему и его экипажу принесло участие в Наваринском сражении 1827 года, в котором «Азов» одержал победу в бою с пятью турецкими кораблями (в том числе с 80-пушечным флагманом «Мухарем-бей»).
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОРАБЛЯ
В Российском флоте, начиная со времён Петра I, было десять кораблей под названием «Азов» или «Память Азова», самым известным и прославленным из которых стал линейный корабль «Азов» постройки 1826 года.
Этот 74-пушечный корабль был заложен в Архангельске 25 октября (6 ноября) 1825 года и спущен на воду 26 мая (7 июня) 1826 года. Официальным строителем корабля считался знаменитый мастер А. М. Курочкин, который за 35 лет службы построил на архангельских верфях 87 судов. Однако, ко времени постройки «Азова» Курочкин был уже пожилым человеком («Азов» стал его последним кораблём), и фактически работы возглавлял его помощник, впоследствии известный кораблестроитель В. А. Ершов.
Ещё во время строительства в феврале 1826 года командиром корабля «Азов» был назначен известный мореплаватель капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев[. Получив это назначение, Лазарев принял активное участие в постройке корабля. После осмотра строящегося «Азова», Лазарев предложил внести в его конструкцию ряд изменений; 22 пункта из перечня Лазарева были приняты, что позволило существенно улучшить корабль. Он уделял особое внимание боевой мощи корабля и удобству планировки его внутренних помещений. «Азов», построенный известным мастером с учётом пожеланий прославленного мореплавателя, оказался настолько хорош в конструктивном отношении, что по этому проекту на верфях Архангельска и Петербурга с 1826 по 1836 годы было построено пятнадцать однотипных кораблей, а подлинный его чертёж был выгравирован на медной доске, «для сохранения его и впредь в неизменности».
М. П. Лазарев — первый командир «Азова»
В августе-сентябре 1826 года «Азов» в составе экскадры под общим командованием М. П. Лазарева перешёл из Архангельска в Кронштадт. В Кронштадте специально учреждённая комиссия для приёмки построенных кораблей проверила «Азов» и сделала вывод, что он «многое отделан действительно отлично с отменной удобностью и пользой для флота». Председатель приёмной комиссии вице-адмирал С. А. Пустошкин в своём рапорте Адмиралтейств-коллегии сообщал: «Всё то полезное устройство на корабле „Азов“ сделано благоразумным распоряжением командира оного капитана 1 ранга Лазарева… то я, как первенствующий комиссии, и отношу все сие в полной мере к собственной чести и усердию ко благо службы его, Лазарева…»
В 1827 году подводную часть «Азова» обшили медью. На корабль была также установлена недостающая артиллерия.
ОПИСАНИЕ КОРАБЛЯ
Конструкция
Конструкция корабля «Азов» была типична для линейных кораблей 1801—1847 годов: он имел три мачты с прямым парусным вооружением и двухсоставный бушприт с мартин-гиком. Всего имелось десять прямых парусов: фок, фор-марсель, фор-брамсель и фор-бом-брамсель на фок-мачте; грот, грот-марсель, грот-брамсель и грот-бом-брамсель на грот-мачте; крюйсель, крюйс-брамсель, крюйс-бом-брамсель и гафельная бизань на бизань-мачте.
Косые паруса были представлены кливером и стакселями.
Источник: википедия