Rome: Total War — глобальная стратегическая компьютерная игра, третья игра серии Total War, в которой игроку предлагается возглавить одну из фракций Древнего Рима в период Республики с 270 года до н. э. (поражение последних апеннинских врагов Рима) до 14 года н. э. (смерти Октавиана Августа). Игра была разработана студией Creative Assembly и выпущена 22 сентября 2004 года. Демоверсия игры, выпущенная 23 августа 2004 года и доступная для свободной загрузки, содержала воссозданную Битву при Треббии, в которой игроку предлагалось взять на себя роль Ганнибала.
Подобно предыдущим играм (Shogun: Total War, Medieval: Total War), Rome представляет собой смесь пошаговой стратегии и тактики в реальном времени.
До релиза игры её движок был использован в двух сериях телевизионных программ: в Decisive Battles от History Channel, где с помощью него были показаны известные исторические сражения, и в Time Commanders от BBC Two, где он также использовался для моделирования ключевых моментов сражений древней эпохи. Движок игры прекрасно подходит для моделирования исторических сражений.
Геймплей
Геймплей остался традиционным для игр серии Total War. Игровой процесс разбит на две составляющие: стратегическая и тактическая. Стратегическая составляющая протекает на карте Европы и Западной Азии (см. изображение) времён Римской республики. Игра начинается в 270 г. до нашей эры, а заканчивается в 14 г. нашей эры. Игра состоит из ходов: каждый ход — половина года. В игре смоделирован ряд исторических событий, некоторые из которых косвенно влияют на игровой процесс (например,изобретение винта),а некоторые прямо (реформа Мария,извержение вулкана Этна.) Часть событий случайна, часть привязана к определённому промежутку времени. В течение хода игрок может выполнить ряд действий: приказать строить здание или набрать отряд в городе, улучшить характеристики имеющихся отрядов, передвинуть агентов, начать дипломатию, шпионаж, двигать армии. Последнее — самое важное во всей стратегической части. Вообще, Rome: Total War стал более военной стратегией по сравнению со своими предшественниками по серии . Цель стратегической части — захватить Рим и 50 провинций (в имперской кампании) или уничтожить какую-либо определённую фракцию (в короткой кампании).
Тактическая часть — бои в реальном времени с участием тысяч и даже десятков тысяч солдат. Подробней описание боя в Rome: Total War смотрите в соответствующем разделе. Главная задача любого тактического сражения — победить противника.
Настройки и уровень сложности
Настройки игры влияют на игровой процесс через численность отряда. Всего в игре предусмотрено 4 варианта численности отряда — малый (20 человек пехоты); средний (40 человек); большой (80 человек) и огромный (160 человек). По умолчанию игра выбирает численность отряда в зависимости от производительности компьютера. У стрелков с повышением численности отряда повышается кучность стрельбы. Фаланга становится длиннее и её тяжелее окружить. Малый размер отряда выгоден для конницы и слонов (могут с первого удара уничтожить треть отряда и треть сбить с ног).
Также существуют настройки определяющие сложность моделирования боя (учёт морали, усталости и т. п.)
Уровни сложности определяются раздельно для стратегического режима и для тактического. Тактический определяет преимущество (моральное) стороны в битве. Лёгкий — игрока над компьютером, средний — равны, высокий — компьютера над игроком, очень высокий — компьютер имеет ещё большее преимущество. В основном данные показатели важны для автоматизированных боёв (особенно для флота), где игрок не имеет возможность прямо влиять на ход сражения. Стратегический уровень определяет степень повиновения населения в городах.
Фракции
В Rome: Total War присутствует двадцать одна фракция. После первого запуска можно начать имперскую кампанию за один из трёх римских родов (Юлии, Сципионы, Бруты). Для получения возможности играть за другие фракции, надо либо уничтожить их в процессе игры, при этом каждая истребленная фракция тут же появится в меню, либо пройти кампанию до конца (тогда в меню появится возможность сражаться за любой доступный для игры народ).
Каждая фракция в Rome: Total War отличается оригинальной подборкой построек и юнитов.
Отношения между фракциями
Все фракции могут иметь различные отношения между собой. Отношения между фракциями бывают (по степени убывания приязни) «Союз с правом прохода армии» → «Союз» → «Торговые привилегии» → «Нейтральные отношения» → «Перемирие» → «Война». Также возможен «Протекторат», который одна фракция может предложить другой в случае успешных действий против неё. Только римляне начинают игру с союзниками. Все переговоры осуществляются через специального юнита — дипломата. Мир повстанцам предложить нельзя, но сами они сделать это могут.
Гражданская война
При достижении абсолютной популярности в народе, римская фракция может начать войну со своими союзниками. Также стал возможен разрыв союза и прочих отношений с этими фракциями. Игрок может безболезненно разорвать союз с другими римскими домами, но если он разорвет союз с Сенатом, на следующий ход обязательно начнется война сразу со всеми тремя фракциями.
Города
Отказавшись от концепции лоскутной карты, Creative Assembly внесла понятие города. Потеряв все города, фракция уничтожается, а все её оставшиеся армии становятся повстанцами. Получить город можно двумя способами — захватив или подкупив. Строительство в городах
Уровень города определяется уровнем главного административного здания.
В городах можно возводить разные группы зданий: административные, военные, укрепления, здания для успокоения населения и прочие. Фракции обладают неравным доступом к строительству.
Строительство каждого здания занимает какое-то время.
Чудеса Света
В игре представлены все семь чудес света. Чудеса света уже построены и находятся в определённых провинциях. Фракция, которая захватила провинцию, получает определённый бонус. С течением игры эффекты от чудес света ослабевают.[3] Статуя Зевса в Олимпии (+4 преданности населения во всех провинциях) Колосс Родосский (+40 % морской торговле) Мавзолей в Галикарнасе (-20 % время строительства зданий, которые строятся больше чем за 5 ходов) Висячие сады Семирамиды (+20 % к доходу от сельского хозяйства) Александрийский маяк (+20 % к передвижению кораблей) Пирамида Хеопса (исчезновение культурных различий в городах с египетскими жителями) Храм Артемиды в Эфесе (-30 % от стоимости постройки храмов)
Настроение населения
Если не следить за уровнем настроения граждан, поселение может взбунтоваться и перейти на сторону повстанцев или фракции у которой было отбито поселение.
Экономика
Доход в городах складывается из нескольких составляющих: торговля, налогообложение, горное дело и сельское хозяйство. Торговля зависит от наличия в провинции ценных ресурсов, от уровня развитости рынков, портов и дорог и, для восточных фракций, от развитости торгового каравана. Также торговля зависит от наличия торговых соглашений. Горное дело возможно не во всех провинциях, а только там где есть возможность построить шахты. Сельское хозяйство зависит от плодородности провинции и от уровня построенных ферм. Развитое сельское хозяйство может привести к демографическому взрыву. На все эти составляющие также могут влиять личные качества губернатора и построенные храмы.
Накопленные средства тратятся на содержание армии, жалование генералам и агентам, найм армии, строительство новых зданий, коррупцию.
Семья
Каждая фракция начинает с определённым набором членов семьи. Среди них есть «лидер фракции» и «будущий лидер фракции». Эти звания отображаются в окна персонажа, как характеристики. Будущего лидера фракции можно назначать, однако у принца, лишённого наследства, уменьшаются некоторые характеристики. В начале игры все члены семьи происходят от лидера фракции и его жены, у которых есть дети и внуки. Для контроля игрока доступна только мужская часть семьи достигшая совершеннолетия (16 лет). В этом случае мальчик получает собственных телохранителей и становится полноценным генералом, который может командовать армией, набирать наёмников или быть губернатором в городе. Мужских членов семьи можно получить следующими методами: Рождение сына. Свадьба незамужней женщины семьи. Получение из простолюдинов. Возможно два способа: «человек дня» — капитан одержавший крупную победу и «кандидат на усыновление» — случайное событие позволяющее получить ещё одного мужского члена семьи. Подкуп вражеских генералов с помощью дипломата. Однако, лояльность члена семьи полученного таким способом ниже чем «чистых» членов семьи.
Потерять члена семьи можно следующими методами. Смерть от естественных причин. Члены семьи часто умирают, когда им перевалит за 60 лет. Смерть на поле боя. Смерть во время волнений в городе. Смерть от кинжала убийцы. Смерть от чумы/болезни. Смерть от стихийного бедствия. Самоубийство по требованию Сената Рима. Подкуп члена семьи.
У каждого члена семьи есть характеристики описывающие его способности в командовании и управлении. Также есть навык «влияние», которое отвечает за спокойство населения в городах и количество телохранителей у генерала. . Римлянам, кроме того, доступны должности в сенате, которые также являются отличительными чертами. Кроме того, к генералу могут примкнуть различные люди, образующие его свиту. Свита бессмертна и способна переходить от одного генерала к другому.
Потеряв всех мужских дееспособных членов семьи, фракция уничтожается.
Армия
Игра содержит огромное количество юнитов. Каждая представленная фракция обладает оригинальным набором бойцов. Некоторые из них имеют реальные исторические прототипы, другие являются фантазией команды разработчиков.
Городские постройки позволяют нанимать различные типы юнитов. Казарма дает возможность нанять пехотные соединения, конюшня — кавалеристские. Чем выше уровень необходимой постройки, тем более продвинутые отряды становятся доступны игроку. При найме боевого отряда пропорционально сокращается число граждан города.
Армия состоит из отрядов. В одной армии может быть от одного до 20 отрядов. Несколько армий могут сражаться одновременно на поле боя, но в этом случае игрок должен принять решение будут ли они являться подкреплениями или будут действовать самостоятельно.
Каждый юнит имеет свои показатели защиты и атаки, а также отличительные характеристики. У отрядов существуют такие показатели как численность, мораль и усталость. Также в сражениях отряд зарабатывает опыт, который отображается в виде лычек. Опыт отрядам можно поднять с помощью храмов. Улучшения оружия или брони даёт соостветсвующие плюсы.
Построения
Отряды в игре способны строиться различными построениями. Среди них: Плотное построение (шеренгой с глубиной в два ряда или колонной, с шириной в 4 ряда). Свободное построение. Черепаха. Построение доступное римским легионерам после реформы Мария. . Фаланга. Построение доступное для гоплитов и фалангитов. Глубина фаланги от 4х рядов, при этом первые три ряда выставляют длинные копья горизонтально, а 4ый ряд поднимает копья на высоту 45°, встречая кавалерию. Кантабрийский круг. Отряд пускает лошадей по кругу, на дальнем конце круга всадник готовится стрелять, на ближнем к противнику — стреляет. Клин. Атака в построении клином позволяет рассечь отряд противника на двое и прорваться в тыл.
Наёмники
В игре существует возможность брать на службу наёмные отряды. Сделать это может член семьи. Заметным нововведением является доступность этих отрядов в любой части карты. Доступные для найма соединения зависят исключительно от географического местонахождения вашего генерала.
Наёмники, подобно обычным войскам, каждый ход требуют сумму на своё содержание. В городах невозможно пополнить численность наёмничьих отрядов, однако можно улучшить их характеристики. Все наёмники одеты в зелёные доспехи.
Общие положения
Любой бой состоит из трёх этапов: 1.Речь полководца. Командующий вашей армии напутственным словом вдохновляет воинов. Этап существует исключительно для придания игре особой атмосферы; никакого влияния на игровой процесс не оказывает. 2.Построение армии. Игрок должен расставить отряды в наиболее удобной позиции для сражения. Особенно важен для обороняющихся. В некоторых случаях недоступен (например, при попадании в засаду). 3.Непосредственно сражение. Бой, в ходе которого определяется победитель.
Время битвы составляет 13-40 минут. Если за это время атакующая армия не успеет победить оппонента, то ей засчитывается поражение, если защитники не уничтожены на 3/4.
По окончании битвы игроку представят подробную статистику по сражению, с перечислением всех потерь, истреблённых противников, вылеченных бойцов и полученного опыта для каждого отряда, участвовавшего в битве. Каждая победа или поражение получает свою оценку в зависимости от первоначального качественного и количественного соотношения сил армий, истреблённых солдат противника и своих потерь. Если одна армия наносит огромные потери другой, а при этом практически не несёт потерь, то тогда ей присуждается «героическая победа» и место сражения на стратегической карте указывается двумя скрестившимися мечами, как памятное историческое сражение.
В игре существует возможность штурма оборонительных сооружений осаждаемого города. Штурм осуществляют с помощью осадных орудий.
Все морские бои протекают в автоматическом режиме, и игрок не может оказать никакого влияния на исход битвы. Тактические морские сражения были реализованы в Empire: Total War.
Агенты
Стоит обратить внимание на специальные юниты, существующие на стратегической карте. Всего их три — дипломат, шпион и наёмный убийца. Они необходимы для выполнения специальных заданий. Дипломат способен договариваться с представителями чужих фракций и подкупать их. Шпион нужен для получения разведданных. Наёмный убийца полезен в деле уничтожения любых персонажей на стратегической карте, а также при проведении диверсий во вражеских городах. Свита позволяет осуществлять приобретаемые, в ходе игры, дополнительные положительные или отрицательные качества персонажу, ею владеющему; имитирует "живых" помощников, в окружении персонажа, под влияние которых он попал. Свитой может обладать полководец, адмирал флота, шпион, дипломат, наёмный убийца (диверсант). Свита приобретается в городах и разных местностях игровой карты, а также, в результате побед или с ростом числа успешных заданий. Каждый персонаж может обладать, одновременно, не более чем 8 членов свиты. Членов свиты можно обменивать между персонажами. Свита сама не умирает, но теряется со смертью персонажа, ею обладающего. В интересах игры, "хорошую" свиту следует активно культивировать.
Играя в Рим, уходил спать в час ночи!Игра класс, но ИИ туп и прямолинеен!Играл за фракцию дом Брутов и захватил все города на всей карте до единого!Их помоему 102. Сложность сражений и компании-средняя. Полезные ссылки! Скачать музыку из игры.
«Голос народа опасен, когда в нем слышен гнев» — Эсхил
«Победа любит осторожность» — Латинская пословица «Храбрые люди — вот сильнейшая башня города» — Алкей «Быть явно воодушевленной общим делом — самая благородная и безопасная вещь для армии» — Архидам Спартанский «А! Генералы! Их много, но они не слишком хороши!» — Аристофан «Война, как говорится, полна ложных тревог» — Аристотель «Война наделяет захватчиков правом навязывать любые условия побежденным» — Юлий Цезарь «Варус, верни мне мои легионы» — Август Цезарь : После победы и разрушения колонны Варуса в Тевтобергском лесу «Пусть они ненавидят нас, пока боятся» — Калигула «Только храбрые любят благородную и славную смерть» — Дионис «Захватчика нужно оскорблять деяниями на поле брани» — Гермократ Сиракузский «Никто не воюет из-за невежества, и тот кто считает, что получит что-либо, не воюет из страха» — Гермократ Сиракузский «Во время мира сыновья хоронят отцов. во время войны отцы хоронят сыновей» — Геродот «Люди Афин, нет времени для наставлений, но для храбрецов достаточно и пары слов» — Гиппократ «Даже храбрейшие не могут сражаться выше своих сил» — Гомер «О боги, что за негодяи управляют этой толпой? Сметенный на войну хлам земли.» — Гомер «Тот служит мне лучше всех, кто лучше всех служит своей стране» — Гомер «Несчастья показывают талант полководца; удача скрывает его» — Гораций «Мудрый человек готовится к войне в мирное время» — Гораций «Результат в войне предсказуем менее чем где бы то ни было» — Ливий «Для храбрецов военные трофеи — свобода и слава» — Лукург Спартанский «Человек который бежит, опять будет сражаться» — Менандер «Маленькое государство не может справиться с большим; малое не может справиться с большим; слабый не может справиться с сильным» — Менций «Солдаты не любят, когда ими командует неблагородный» — Оносандер «На войне не ошибаются дважды» — Латинская пословица «Я больше боюсь своих ошибок, чем козней врага» — Перикл «Тот побеждает, кто терпит» — Персий «После окончания войны заключайте союзы» — Греческая пословица «Никогда не доверяй союзу с могущественными» — Федр «Во время действий помните о цене тишины и порядка» — Формио Афинский «Большая армия всегда беспорядочна» — Еврипид «Правители государств единственные, кто имеет право лгать» — Платон «Покоренные побеждают» — Плаут «Храбрость важнее в их стране, чем умнейшие и наилучшие ораторы» — Плаут «Ганнибал умеет добиться победы, но не умеет ее использовать» — Махарбал «Сильные дожди обычно идут после больших сражений» — Плутарх «Хороший главнокомандующий не только видит путь к победе, но также знает, когда она невозможна» — Полибий «Пропустите одно сражение, и вы вдохновите этим многих» — Публий Сирийский «Нужда не знает законов, кроме завоевания» — Публий Сирийский «Это плохой план, который не может быть улучшен» — Публий Сирийский «Если человек не знает, куда он плывет, для него нет благоприятных ветров» — Сенека «Мы должны быть быстры на войне» — Силий Итальянский «Беспорядочная толпа не более армия, чем куча стройматериалов — дом» — Сократ «Быстрые решения — небезопасные решения» — Софокл «Жестокость войны нужна для мира» — Публий Статий «Великие империи не удержать робостью» — Тацит «Даже храбрейшие подвержены внезапному страху» — Тацит «Подходящие черты полководца — рассудительность и благоразумие» — Тацит «Немногие рождаются смелыми; многие становятся ими после тренировок и дисциплины» — Вегетий «Полководца, который может правильно оценить свои силы и силы противника, сложно победить» — Вегетий «Что может поделать солдат, получивший приказ ?» — Вегетий «Мертвый враг всегда хорошо пахнет» — Алий Вителий «Когда одну из сторон боги одарили хорошим духом, тогда их противникам не справиться с ними» — Ксенофон «Только мертвые видели конец войне» — Платон «Вени, види, виси» (Пришел, увидел, победил) — Гай Юлий Цезарь «Silent enim leges inter arma» (Законы молчат во время войны) — Цицерон «Мы воюем чтобы жить в мире» — Аристотель «Люди устают от сна, любви, пения и танцев быстрее чем от войны» — Гомер «Война щадит не храбрых, а трусов» — Анакреон «Война сладка для тех, кто никогда не пробовал ее» — Пиндар «На войне важные события происходят из-за обычных причин» — Гай Юлий Цезарь «Bella detesta matribus»(Войны — страх матерей) — Гораций «Bella, horida bella»(Войны, ужасные войны!) — Вергилий «Добровольное повиновение всегда побеждает насильное повиновение» — Ксенофон «Спартанцы не спрашивают сколько их, они спрашивают где они» — Агис Второй Спартанский «Смелость презирает боль и смерть» — Тацит «Вести нетренированных людей на войну все равно что выбросить их» — Конфуций «На войне правда — первая жертва» — Эсхил «Dulce et decorum est pro patria mori» (Умереть за свою страну — красиво и приятно) — Гораций «Qui desiderat pacem praeparet bellum» (Хочешь мира — готовься к войне) — Вегетий «Клинок сам провоцирует насилие» — Гомер «Кто выковал первый клинок ? Из грубой стали была его душа» — Трибулл «Quae caret ora cruore nostro?» (Какое побережье не пило нашей крови?) — Гораций «Оружие хранит мир» — Латинская пословица «Боги любят храбрых» — Овидий «Fortes fortuna adiuvat» (Удача любит храбрых) — Теренций «Только храбрые любят благородную и славную смерть» — Дионисий Халикарнасский «Fortis cadere, cedere non potest» (Храбрый может упасть)
Поставил бы сложность компании-наивысшую. Там ИИ потом прет как слон (в последующих Total War_ах такого уже не дождешься). Если не играл за Селевкидов, то советую сыграть за них на этой сложности. Такие битвы там особенно вначале когда вокруг Селевкидов все враги и нападают со всех сторон огромными армиями.
играл на такой за карфаген.взял Оску у Юлия и закрепился там.Нарбон Мартин был у галлов(5 отрядов).Юлий воевал со мной и с галлами. так вот вместо того чтобы брать галльский Нарбон Мартин он пёрся на оску где у меня был полный горнизон!!!!Я же говорю что ИИ туп. Эдвард Инглэнд-Британия,Робертс,Содружество Независимых Капитанов.
С этим не поспоришь и в Империи, Наполеоне и Сегуне 2 он умней не стал.
Quote (Инглэнд)
так вот вместо того чтобы брать галльский Нарбон Мартин он пёрся на оску где у меня был полный горнизон
Та же тема была, только я играл Селевкидами и на меня перли египтяне. Ну так вот, четыре полные египетские армии вторглись на мои территории и вместо того, чтобы атаковать почти пустующий Дамаск, поперлись по прямой на столицу Антиохию, где у меня сидела полная армия отборных войск.
А я до сих пор играю в неё и меня все устраивает. Модов на Рим очень много. Установил недавно один из них. Сколько играл в Империю, Наполеона и Сёгуна второго, но Рим как-то ближе. Сделали бы вторую часть.
DiK, ну а что туда можно добавить? Можно только поставить остальную часть света для завоеваний. Но вообщем то добавить то и не чего. Разве что окончательный восток и север вплоть до южного побережья Африки, но этого будет маловато, к тому же это будет не соответствовать истории. Ну, а если ты хочешь продолжения по времени, именно после той эпохи, которая описывается в Rome Total War, то для этого действительно есть Barbarian Invasion.
DiK, ну а что туда можно добавить? Можно только поставить остальную часть света для завоеваний. Но вообщем то добавить то и не чего. Разве что окончательный восток и север вплоть до южного побережья Африки, но этого будет маловато, к тому же это будет не соответствовать истории. Ну, а если ты хочешь продолжения по времени, именно после той эпохи, которая описывается в Rome Total War, то для этого действительно есть Barbarian Invasion.
Как? В Модах много чего добавляют и не только на карте завоеваний. Нужны, новые здания, новые города, графика красочная. Про Сёгун тоже можно было сказать, что нечего нового не добавить, но вторую часть ведь сделали и очень хорошо проработали. Рим это громадный пласт, который можно развивать в игровой индустрии. Создать систему развития патрицианских родов, интриги, противостояния, но и главное новая боевая система, более реалистичная. Вот все хочется видеть во второй части. Barbarian Invasion никак не может претендовать на это звание, это просто дополнение.
Но если все полностью изменить, то это с трудом можно будет называть продолжением. Скорее это будет новая история о Риме, нечем не похожая на предыдущую часть.