«Ста́лкер» — фантастический фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в СССР в 1979 году по мотивам повести «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких. Фильм получил специальную премию экуменического жюри, премии ИНТЕРФИЛЬМ и ОСИК на XXXIII МКФ в Каннах в 1980 году.
Жанр фантастика / драма−притча Режиссёр Андрей Тарковский Автор сценария братья Стругацкие В главных ролях Александр Кайдановский Николай Гринько Анатолий Солоницын Оператор Александр Княжинский Композитор Эдуард Артемьев Кинокомпания Мосфильм Второе творческое объединение Длительность 163 мин Бюджет 500 тыс руб.[1] Страна СССР Год 1979 IMDb ID 0079944
Сюжет: Действие фильма происходит в вымышленной стране, в маленьком городке. За 20 лет до этого около города произошла катастрофа, истинная причина которой в фильме только предполагается. Поражённую территорию, названную «Зоной», оградили военные от людей. В Зоне происходят таинственные явления. Главный герой фильма, Сталкер, водит людей в Зону и обратно (за что просидел 5 лет в тюрьме). Люди стремятся попасть в «Комнату», место в Зоне, где исполняются любые человеческие желания. Фильм начинается черно-белым в доме у Сталкера. У него жена и дочь инвалид с парализованными ногами, которую зовут Мартышка. Жена эмоционально отговаривает мужа ходить в Зону, просит не покидать её снова. Однако он всё равно покидает дом. Далее Сталкер идет в кафе, где встречает своих новых клиентов, Профессора и Писателя (их имена не называются). Главные герои следуют в Зону, пробираясь сквозь военный патруль на внедорожнике Land Rover, затем углубляются в Зону на мотодрезине. Путники движутся неторопливо. Камера плавно следует за ними. Очень высок эффект присутствия. По мере приближения к Зоне фильм становится цветным. Зона полна ловушек. Сталкер использует гайки с привязанными кусочками бинта для их определения. Сталкер требует слушаться его при прохождении. По мере продвижения к Комнате, Профессор и Писатель рассуждают о своей жизни и чего они хотят от Комнаты. Писатель решает, что Профессор идёт за Нобелевской премией, но сам Писатель так и не может толком понять своих желаний. Преодолев все ловушки, герои добираются до Комнаты. Оказывается, что Профессор пронёс с собой портативную 20 килотонную атомную бомбу. Он хочет избавить человечество от угрозы претворения в жизнь опасных подсознательных желаний. Сталкер пытается отнять бомбу, но вмешивается Писатель и всё время отталкивает Сталкера от Профессора. В конце концов Сталкер убеждает ведомых, что уничтожать Комнату нельзя, так как у людей должно быть место, где они могут мечтать, и Профессор обезвреживает и выбрасывает бомбу. Герои не решаются войти в Комнату. Переночевав, они уходят назад. После возвращения становится понятно, что поход в зону изменил их, несмотря на недостигнутую цель. Сталкер говорит жене, что никто не верит в возможности Комнаты, и решает не водить людей в Зону. В ролях
Александр Кайдановский — Сталкер Николай Гринько — Профессор (озвучивает Сергей Яковлев) Анатолий Солоницын — Писатель Алиса Фрейндлих — жена Сталкера Наташа Абрамова — дочь Сталкера Файме Юрно — дама за рулём Критика
Так тяжело давшийся режиссёру фильм открывает зрителю и киноведам позднего Тарковского. Непрерывность действия, неторопливого, парадоксально бесконечного, подчёркнуто словами Сталкера о том, что в зоне прямой путь не самый короткий. В движении из обычного мира в метафоричный мир Зоны, от реального к идеальному и, в конечном итоге, к цели пути — Комнате желаний, весь смысл картины. Самое начало картины — путешествие на дрезине, снято как путешествие в иной, сюрреалистический мир. В мире Зоны все привычные ориентиры рушатся, то, что опасно в обычной жизни, тут бессмысленная груда металлолома и мусора. Грозные «ловушки» зоны в фильме не столько ловушки физические, сколько духовные и психологические. В заключительном этапе своего творческого пути Тарковский приходит к минимализму. Аскетичная последовательность сюжета, прямая перспектива ключевых кадров, цветовая гамма, стремящаяся к монохрому — всё подчинено одной цели. Христианская символика и духовный мотив, движущий героями, отчетливо проявляются в сюжете. Вера троих главных героев подвергается тяжёлому испытанию. И они, остановившись на пороге комнаты, не выдерживают этого испытания. Сталкер возвращается из зоны к жене и больной дочери разочарованным в людях. Как пишет известный исследователь творчества Тарковского Майя Туровская: Мир «Сталкера» в своей обыденности, скудости, выморочности приведен к той степени единства и напряженности, когда он почти перестаёт быть «внешним» миром и предстает как пейзаж души после исповеди. Кажется даже, что комплекс постоянных тем и изобразительных мотивов, обуревавших режиссера долгие годы, реализованный им до конца, исчерпанный и отданный экрану, из «Сталкера» вычтен. За этот счет «Сталкер» выглядит гораздо целостнее, более сжато и едино, чем было «Зеркало». Но в чём-то он кажется и беднее прежних картин Тарковского. В нём не ощущается того трепета, той вибрации жизни, рвущейся наружу, той бытийственности, которая всегда составляла неоспоримую прелесть лент режиссера, их завораживающую оптическую силу. Тарковский в результате долгой работы со сценарием последовательно исключил из него всякое научно-фантастическое начало, имевшееся в «Пикнике на обочине». Путешествие героев по Зоне из приключения становится философским диспутом, переходящим в апокалиптическое отчаяние. Музыка Эдуарда Артемьева, подчёркивающая отстранённый и потусторонний мотив сюжета, стала важной составной частью действа. В фильме Тарковский снял своих любимых актёров Гринько и Солоницына. К ним добавилось и новое для него лицо — Александр Кайдановский, столь убедительно сыгравший «юродивого». Его Сталкер не выглядит авантюристом, зарабатывающим столь рискованным способом, а скорее мучеником или апостолом своей веры. Мне было очень важно, чтобы сценарий этого фильма отвечал трем требованиям единства: времени, пространства и места действия. […] в «Сталкере» мне хотелось, чтобы между монтажными склейками фильма не было временного разрыва. Я хотел, чтобы время и его текучесть обнаруживались и существовали внутри кадра, а монтажная склейка означала бы продолжение действия и ничего более, чтобы она не несла с собою временного сбоя, не выполняла функцию отбора и драматургической организации материала — точно я снимал бы фильм одним кадром. Создание
Предыстория
В 1974 году Тарковский впервые связался с братьями Стругацкими, сообщив о своей заинтересованности экранизировать их повесть «Пикник на обочине». В феврале 1976 года Тарковский официально получил разрешение на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. К марту 1976 года Стругацкие заканчивают уже 3-й вариант сценария, который пока никак не устраивает режиссёра. Писатели терпеливо относятся к бесконечным переделкам будущего сценария. «Нам посчастливилось работать с гением, — сказали мы тогда друг другу. — Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения бы удовлетворил». Съёмки 15 февраля 1977 года была снята первая (павильонная) сцена в фильме «Сталкер». Команде, которая создавала картину, пришлось столкнуться с непредвиденными трудностями. Рабочее название картины было «Машина желаний». По этим вариантам сценария к июлю 1977 года была закончена первая версия фильма, где, по отзывам Стругацких, Кайдановский играл крутого парня и афериста Аллана (близкого по духу к герою «Пикника на обочине» Рэдрику Шухарту). Уже в этот момент начинаются сложности, фильм выходит за рамки бюджета, сценарий непрерывно переделывается прямо по ходу съёмок, которые продвигаются тяжело и медленно. 9 августа 1977 года около 6 тыс. метров отснятого материала (из 10 тыс.) при проявке плёнки безвозвратно погибли из-за халатности персонала. Дело закончилось серьёзной размолвкой Тарковского и оператора Георгия Рерберга. Работа Рерберга не устраивала Тарковского, более того — он считал его ответственным в истории с браком при проявке.
Кадр из фильма: Профессор (Николай Гринько), Писатель (Анатолий Солоницын) и Сталкер (Александр Кайдановский) в Зоне Следует отметить, что ещё в июле 1977 г. Тарковский смог получить разрешение на увеличение бюджета картины до двух серий. Рабочие материалы первого варианта фильма совершенно не устроили режиссёра, скрупулёзно относившегося к любой, даже самой мелкой, неточности в кадре. В сентябре-октябре 1977 г. съёмки продолжили, с новым оператором (Леонидом Калашниковым) и художником-постановщиком (Шавкатом Абдусаламовым). Однако весь этот материал Тарковский забраковал. Началась зима, а такая натура никак не укладывалась в сценарный ход событий картины. Сценарий в очередной, уже в примерно в восьмой или девятый, раз переписан. В апреле 1978 года Тарковский перенёс инфаркт и был вынужден приступить к съёмкам заново. Изменилась концепция: полностью исчезло научно-фантастическое начало, и Кайдановский сыграл юродивого Сталкера. В третьем варианте оператором стал Александр Княжинский. В конце концов с третьего захода фильм был полностью переснят с июня по декабрь 1978 года. 25 мая 1979 года состоялся первый закрытый показ картины «для своих» в студии «Мосфильм». Фильм долго не выпускали в прокат. Премьера состоялась только в мае 1980 года, но в Москве фильм прошёл только на трёх экранах. И, продолжая задумываться, вдруг понимаешь, что это умение Тарковского заставить человека стать другим касалось не только Саши [Кайдановского], не только актеров, но и всех зрителей фильма. Именно это и делает с нами «Сталкер» — выворачивает из каждого то, чего он категорически показывать никому не хочет. […] Тарковский со «Сталкером» удивил всех: одних расстроил, других восхитил. Но заглянуть в глубь себя и переменить свое первое мнение сумели далеко не все. И захотели не все члены съёмочной группы «Сталкера» Евгений Цымбал Места съёмки Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения (позже в этих краях снимут кадры планеты Десса из фильма «Через тернии к звёздам»). Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить. После долгих поисков новую натуру Тарковский нашёл в Эстонии. Фильм «Сталкер» снимали в 25 километрах от Таллина, на реке Ягала в районе старой, разрушенной электростанции, а также в самом Таллине вблизи котельной. Натурные съёмки происходили в 1977—1978 гг. Апокалиптические пейзажи Зоны удались столь достоверно ещё и потому, что недалеко от места съёмок целлюлозно-бумажная фабрика сбрасывала отходы в реку, ставшую мёртвой. Отдельные сцены были сняты недалеко от Ленинграда, павильонные съёмки в студии «Мосфильма». Культурное влияние:
Как подчёркивал Тарковский, для становления его как художника большое значение имело творчество Феллини, одного из самых уважаемых им режиссёров. В настроениях и атмосфере фильма «Сталкер» ощущается влияние фантастической картины Криса Маркера «Взлётная полоса» (1962). Как признают критики, атмосфера и влияние картины Тарковского ощущается в таких фильмах, как «Элемент преступления» и известном фантастическом фильме Мамору Осии «Авалон». Исследованию картины как кинематографического, культурологического и философского феномена посвящено множество научных трудов. Известные американские музыканты Роберт Рич и Lustmord, вдохновлённе картиной Тарковского, в 1995 году совместно записали альбом «Сталкер». Роль Сталкера в корне изменила жизнь и творческую судьбу Александра Кайдановского. После съёмок у Тарковского он поступил на курсы режиссёров. К сожалению, больше совместно поработать им не удалось. В память о фильме Тарковского, явлении в мировой культуре, с 1993 года в Москве проводится кинофестиваль «Сталкер». Особенности
Цитаты В фильме использованы стихи : Фёдора Тютчева — «Люблю глаза твои, мой друг…» Арсения Тарковского — «Вот и лето прошло, словно и не бывало…» Также цитируются : Апокалипсис — Откр.6:12-16, Евангелие от Луки — Лк.24:13?−18 (до «один из них, именем…») Дао Дэ Цзин (гл. 76).[16] Отличия от книги В фильме от книги остался только образ зоны (также своеобразно трактованный Тарковским) и понятие сталкера, как проводника в зоне. Зона — это очень сложная система смертельных ловушек. Здесь не возвращаются тем же путём, которым шли. Здесь каждую минуту всё меняется. В Зоне не работают теоретические построения, полагаться следует только на интуицию. Зона принимает только потерявших надежду. Среди ловушек встречаются места с высокой гравитацией. Для их выявления сталкер использует гайки с привязанными к ним бинтами. Этот приём использует и главный герой «Пикника на обочине». В первоначальном варианте сценария был «зелёный рассвет» Зоны, ловушка, связанная с петлёй времени, но в окончательный сценарий они не вошли.[2] В книге дочь Сталкера назвали Мартышкой, поскольку она была покрыта шерстью, как обезьяна. В фильме у неё другой дефект (нет ног), но прозвище осталось. Интересные факты:
В 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было предложено назвать переулком Сталкера (эст. Stalkeri käik) в честь фильма «Сталкер», который частично снимался в этих местах.[17][18] В двух эпизодах фильма мимолётом виден листок отрывного календаря «28 декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года. Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старой Таллинской электростанции, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер». В том же месте, где снимали основную часть фильма, в районе реки Ягала в Эстонии, позже была снята сцена уничтожения Вечности в фильме Андрея Ермаша «Конец вечности». Долгое нахождение в экологически загрязнённом районе съёмок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съемочной группы, в том числе и на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как он ни разу не был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
Награды
Специальная премия жюри (Интерфильм и ОСИК) на МКФ в Каннах; Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах в 1980 году; Специальная премия экуменического жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах в 1980 году; Специальный приз «Лукино Висконти» режиссёру Андрею Тарковскому в конкурсе «Давид ди Донателло» в 1980 году. Приз ФИПРЕССИ на II МКФ научно-фантастических фильмов в Мадриде в 1981 году. Премия критики на Международном кинофестивале в Триесте (Италия) в 1981 году. Премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Мадриде (Испания) в 1981 году. Источник:
Фильм всех времен и народов. Тарковский, хоть и переиначил роман, создал фильм настолько проникнутый философией не столько своего времени, а даже философией будущего. К тому же фильм очень социальный для своего времени.