Жанр комедия, музыкальный Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский, Морис Слободской, Леонид Гайдай В главных ролях Наталья Варлей, Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян, Владимир Этуш, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин Оператор Константин Бровин Композитор Александр Зацепин Кинокомпания Мосфильм Длительность 77 мин. Страна СССР Язык русский Год 1966 IMDb ID 0060584
«Кавка́зская пле́нница, и́ли Но́вые приключе́ния Шу́рика» — знаменитый кинофильм Леонида Гайдая, снятый в 1966 году. Второй фильм с Шуриком в главной роли и последний фильм (из тех, что снял Леонид Гайдай) с участием прославленной тройки Трус — Балбес — Бывалый (Вицин — Никулин — Моргунов). Премьера фильма состоялась в Москве в понедельник 3 апреля 1967 года, одновременно в 53 столичных кинотеатрах. Лента входит в число 50 лучших семейных картин по версии пользователей IMDb, крупнейшего Интернет-портала, посвящённого кино .История создания:
Видя популярность «Операции „Ы“», Яков Костюковский и Морис Слободской подали 15 июня 1965 года заявку в «Мосфильм» на съёмку нового фильма — продолжения приключений Шурика. Сценарий нового фильма назывался «Шурик в горах» и состоял из двух частей: первая часть — «Кавказская пленница» — повествовала о студентке Нине, приехавшей к родственникам на Кавказ, где её похищает местный начальник Охохов; вторая часть — «Снежный человек и другие» — повествовала о научной экспедиции, ищущей в горах снежного человека, за которого выдавали себя Трус, Балбес и Бывалый с целью скрыться от милиции. В итоге Шурик и Нина должны были их разоблачить. 26 октября, когда сценарно-редакционная коллегия собралась вновь, сценарий вращался уже лишь вокруг похищения девушки. Данная версия сценария была утверждена. Несмотря на это, возникли некоторые сложности с актёрами. Юрий Никулин и Евгений Моргунов считали многое в сценарии натянутым и на этом основании изначально отказались участвовать в съёмках. Впрочем, режиссёру фильма Леониду Гайдаю удалось их переубедить, обещая совместно переделать сценарий в сторону улучшения. На роль Нины долгое время не могли найти подходящую актрису — пришлось провести более пятисот фотопроб. В итоге выбор остановили на Наталье Варлей. Ввиду того, что до начала карьеры актрисы она работала в цирке канатоходкой, ей хорошо давались трюковые сцены. Однако, в её случае проблему составляли игровые сцены из-за отсутствия актёрских навыков. В случае Саахова возникли расхождения во взглядах на образ персонажа между Леонидом Гайдаем и исполняющим роль Саахова Владимиром Этушем. Если Этуш воспринимал своего персонажа всегда серьёзным человеком, в частности, не понимающим, как могли отвергнуть его ухаживания и облить вином, то Гайдай хотел сделать гротескный образ. В процессе разработки сценарий многократно изменялся цензурой. Так, пришлось видоизменить фразу Труса «да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» на «да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!», так как первый вариант посчитали издевательством над советским судом. Также пришлось вырезать заставку, в которой Трус пишет на заборе «Х», Бывалый приписывает «у», а после появления милиционера Балбес дописывает «дожественный фильм». И, хотя пробный показ ещё не утверждённого Госкино фильма имел огромный успех, картину, тем не менее, выпускать в прокат не решались. Однако, фильм посмотрел Леонид Ильич Брежнев и поблагодарил за хорошую кинокомедию, что решило судьбу фильма. В итоге, в прокате 1967 года, фильм занял первое место, и за год его посмотрело 76,54 млн зрителей. Сюжет: Добрый и наивный фольклорист Шурик, ранее известный по фильму Операция «Ы» и другие приключения Шурика как студент Политехнического института, приезжает на Кавказ изучать старинные обряды и обычаи, «сказки, легенды, тосты». Шурик передвигается на осле, который вдруг начал упрямиться. Рядом у шофёра Эдика не заводится больничный грузовик. Вдруг по дороге проходит девушка Нина. Осёл идёт за ней, и машина заводится и едет. Девушка Нина, «красавица, комсомолка, спортсменка» — студентка педагогического института. Её дядя, товарищ Джабраил — шофёр заведующего райкомхозом товарища Саахова. Нина сразу понравилась Саахову, он приглашает её на открытие ЗАГСа. В это время прибывшему Шурику из фольклора всё больше попадаются тосты, и уже довольно пьяный он приходит на открытие ЗАГСа, сорвав торжественное открытие. В милиции Саахов поясняет, почему так получилось, сравнивая это с несчастным случаем на производстве. Он решает жениться на Нине, договаривается с Джабраилом о покупке невесты за 20 баранов и холодильник. Согласия Нины никто не спрашивает, принимают решение о её похищении, и выполнить это должны Трус, Балбес и Бывалый. Но с Ниной они всегда видят Шурика, и похитить её не удаётся. Тройка похитителей готова отказаться от этого дела, но у Саахова появляется идея: похищение можно совершить с помощью Шурика, если ему это выдать за старинный обряд. В ресторане Джабраил встречается с Шуриком, рассказывая о старинном обряде «похищения невесты». Шурик соглашается на участие в нём. Нина находится в туристическом походе, спит в спальном мешке под открытым небом. Шурик прощается с ней. Ничего не подозревающая Нина с ним прощается, и Шурик застёгивает мешок и передаёт его Трусу, Балбесу и Бывалому, которые увозят её на дачу Саахова. Вскоре Шурик узнаёт, что это был не обряд. Он бежит в милицию, около входа встречает Саахова, который поясняет ему ситуацию (что Шурика арестуют), и предлагает пойти прямо к прокурору. Саахов и Шурик подходят к дому, в котором именины, и всем гостям наливают вина. Саахов вызывает врачей из психиатрической больницы, которые забирают пьяного Шурика. В это время на даче Саахова Трус, Балбес и Бывалый запирают Нину в комнате, пытаются отвлечь её, приносят еду, поют песни. Нина включается в игру, во время которой она пытается убежать, но её встречает дядя, и Нина понимает, что спастись не удастся, и запирается в комнате изнутри. Приехавший Саахов, пытаясь войти к Нине, выбегает из комнаты, облитый вином, которое он хотел ей преподнести. Джабраил и Саахов уезжают, оставляя следить за Ниной Труса, Балбеса и Бывалого. В психиатрической больнице Шурик понимает, что Нину украл Саахов. Шурику удаётся убежать из больницы, за забором его догоняет на грузовике тот самый Эдик, с которым они виделись на дороге, и они отправляются на дачу к Саахову. Переодевшись и представившись врачами, они под видом прививок от эпидемии ящура вкалывают Трусу, Балбесу и Бывалому снотворное. Шурик поднимается в комнату к Нине. Она считает Шурика похитителем, ударяет его подносом, выбегает из комнаты, выпрыгивает из окна дома и уезжает с дачи на больничном грузовике. Начинается погоня, в ходе которой Трус, Балбес и Бывалый снова хватают Нину, но на них действует снотворное. Догнавший машину со спящими (в том числе и водителем) похитителями Шурик остановил её. Ночью Саахов на даче. Внезапно появляется Нина и с ней Шурик и Эдик, переодетые представителями закона гор, готовыми убить Саахова. Он пытается убежать через окно, на котором Эдик стреляет в Саахова солью в ягодицы. На суде из-за ранения Саахов не может сидеть. В конце фильма Шурик провожает Нину на маршрутку, а сам дальше следует по дороге на осле за новыми приключениями. В ролях
Наталья Варлей — Нина, «спортсменка, комсомолка и просто красивая девушка» (озвучивание — Надежда Румянцева) Александр Демьяненко — Шурик, фольклорист Фрунзик Мкртчян — Джабраил, дядя Нины Владимир Этуш — товарищ Саахов Георгий Вицин — Трус Евгений Моргунов — Бывалый Юрий Никулин — Балбес Руслан Ахметов — Эдик, водитель Донара Мкртчян (жена Фрунзика Мкртчяна) — жена Джабраила, тётя Нины Михаил Глузский — администратор гостиницы Нина Гребешкова — доктор Пётр Репнин — главврач психиатрической больницы Ной Авалиани — работник гостиницы с тостом о птичке Эммануил Геллер — шашлычник с тостом про «кибернэтикэ» (озвучивание — Артём Карапетян) Георгий Милляр — гостеприимный хозяин, любитель домино Георгий Светлани — старик у пивного ларька Александр Строев — Алёша, официант Леонид Довлатов — судья (в титрах не указан) Георгий Ахундов — игрок в домино (в титрах не указан) Богдан Галустян — участник игры в домино (в титрах не указан) Олег Севостьянов Михаил Содорский
Озвучивание:
Аида Ведищева — роль Натальи Варлей (исполнение песни «Где-то на белом свете)» (в титрах не указана); Артём Карапетян — роль Эммануила Геллера; Надежда Румянцева — роль Натальи Варлей; Вокальный квартет «Аккорд» — исполнение «Марша троицы»: Шота Харабадзе Зоя Харабадзе Инна Мясникова Вадим Лынковский В сцене торга в кабинете Саахова герой Фрунзика Мкртчяна говорит: «Но ведь ты же не козу получаешь!». В этой фразе слово «получаешь» озвучил другой актёр.
Съёмочная группа: Авторы сценария:
Яков Костюковский, Морис Слободской, Леонид Гайдай Режиссёр: Леонид Гайдай Оператор: Константин Бровин Художник: Владимир Каплуновский Композитор: Александр Зацепин Тексты песен: Леонид Дербенёв Дирижёр: Эмин Хачатурян Директор картины: Абрам Фрейдин
Гонорары:
Согласно бухгалтерским документам съёмочной группе фильма удалось снять картину с экономией денежных средств в сумме 25 313 рублей, что являлось значительной суммой по тем временам. Создатели фильма получили за работу следующие гонорары: Л. Гайдай — 4140 руб. плюс 2000 руб. за сценарий; А. Демьяненко — 5220 руб. (74 съёмочных дня, 10 дней озвучания); Н. Варлей — 1219,24 руб. (Надежда Румянцева за озвучание роли в течение 7 дней получила 237,50 руб.); В. Этуш — 1800 руб. (24 съёмочных дня, 6 — озвучание); Ф. Мкртчян — 939 руб. (24 съёмочных дня, 4 — озвучание); Ю. Никулин — 4238 руб. (43 съёмочных дня, 6 — озвучание); Г. Вицин — 3389,84 руб. (34 съемочнях дня, 5 — озвучание); Е. Моргунов — 1979,50 руб. (29 съёмочных дней, 5 — озвучание); Р. Ахметов — 1031,78 руб. (31 съёмочный день, 6 — озвучание); М. Глузский — 194,80 руб. (2 съёмочных дня, 2 — озвучание); Н. Гребешкова — 279,40 руб. (5 съёмочных дней, 7 — озвучание); 25 января 1967 года Л. Гайдай и директор фильма Л. Фрейдин обратились к руководству киностудии с просьбой выплатить постановочное вознаграждение создателям картины. В список тех, кому полагалось вознаграждение, угодило 16 человек. Среди них были: Л. Гайдай (8000 руб. — общая сумма за фильм), К. Бровин (3000), Н. Варлей (450), В. Этуш (450), Ф. Мкртчян (200), Г. Вицин (450), Ю. Никулин (450). Как видим, из троицы в этом списке присутствуют только двое, а фамилия Моргунова отсутствует. Однако, зная о том, как складывались на съёмочной площадке отношения у этого актёра с режиссёром-постановщиком, его отсутствие в списке награждённых не выглядит странным
Интересные факты: Фамилия Саахов для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, что косвенно подчёркивает фраза дяди Джабраила в сцене «разговора» с Ниной («Либо выйдешь женой товарища Саах… Ах, какого жениха!» (в оригинале «Либо выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!»)). Однако в министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию Саахов также потребовали изменить, и по той же самой причине — на этот раз в партийной организации Мосфильма нашёлся большой чиновник с фамилией Сааков[3]. Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!»[источник не указан 25 дней] Реплику дяди Джабраила «Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии!» хотели убрать, но не убрали, а вложили в уста Юрия Никулина.[источник не указан 25 дней] В Викицитатнике есть страница по теме Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: Где-то на белой льдине, Там, где всегда мороз, Чешут медведи спины О земную ось. Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».[источник не указан 25 дней] В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».[источник не указан 25 дней] Фильм снимался в Крыму (что можно заметить, например, по крымским номерам на машинах), в Алуште, окрестностях Демерджи, в районе Массандры, Ай-Петри и на Кавказе в Красной поляне (невольное купание в горной речке), а также в Абхазии по дороге на озеро Рица (где происходит похищение невесты). В окрестностях Демерджи по местам сьёмок проходят многие туристические маршруты, где, в частности, демонстрируется знаменитый Орех Никулина, растущий до сих пор.[источник не указан 25 дней] Фильм начинается с эпизода, где Шурик едет по шоссе на осле. В действительности в фильме были заняты целых три осла, которых арендовали на месте съёмок, в Крыму. Сцену, в которой животное останавливается посреди дороги и не хочет идти дальше, пока не появится Нина, удалось снять следующим образом: во время съёмок эпизода в торбах был уложен компактный, но довольно тяжёлый груз. Если взвалить на осла хотя бы на несколько килограммов больше, чем он способен нести — животное никуда не пойдёт.[источник не указан 25 дней] Георгий Вицин, убеждённый трезвенник, отказывался пить пиво в сцене в парке аттракционов. Несколько дублей Трус пил отвар шиповника, однако в киногруппе заметили, что тот на пиво не похож — пены нету. Предложение положить сверху вату было отметено, так что Вицину пришлось ради одного дубля поступиться своими принципами.[источник не указан 25 дней]
Орех Никулина Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf Junior», он выпускался в Германии с 1934 по 1941 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1 л мощностью 25 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина. К моменту съёмок автомобиль был переделан: передний привод был заменён на задний, а вместо родного мотора был установлен двигатель от Москвича. Сейчас этот кабриолет с «волговским» оленем на капоте увековечен в бронзовом памятнике Юрию Никулину, который стоит перед московским цирком на Цветном бульваре. Сам автомобиль также сохранён, и находится в запасниках музея Ломакова. Идёт процесс его реставрации. Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится еще на довоенный период (1938—1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно. Во время погони в фильме фигурирует грузовик Škoda-706RTTN с фурой-рефрижератором Orličan N12CH чехословацкого производства. В то время это был современный автопоезд-рефрижератор, поставки которого тогда только начались в СССР. В конце фильма Нина уезжает от Шурика на микроавтобусе «Старт». «Орех Никулина» — дерево (семейства Ореховые), растущее в окрестностях Демерджи, использованное во время сьёмок фильма. По фильму, с этого дерева Балбес, герой Юрия Никулина, высматривал приближение Нины перед похищением. Является любимым объектом всех экскурсоводов по Долине Привидений. В 2007 году дерево сильно пострадало от бури и находится в плохом состоянии. В сцене, где на даче Саахова Балбес чешет себе пятку под одеялом, не поднимая спины, в качестве руки Балбеса использована рука Леонида Гайдая. Источник:
Это фильм моего самого любимого режисера. Его фильмы можно смотреть без конца, поэтому они и стали "классикой", а " Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" - это шедевр нашего советского кинематографа...
Мне лично нравиться этот фильм___если бы он снят был бы в наши времена то люди валом бы шли в кинотеатры что бы посмотреть на знаменитую тройку Труса, Балбеса и Бывалого. Мир квадратный, за углом пересечемся
такие фильмы, я считаю, что называется "на века". Можно любить блокбастеры и экшены, но, мне кажется, что каждый из нас хоть раз подумал:"дай-ка посмотрю что-нибудь советское". Кроме того наши фильмы-неотъемлемая часть любого праздника))
Очень нравится постер из первого сообщения :) И, возможно вы знаете, что существует ещё своеобразная четвёртая часть приключений Шурика: фильм-капустник "Новые сновидения Шурика" с теми же актёрами, где исполняются и культовая песенка про Медведей. Кстати, вряд здесь это обсуждалось: "Иван Васильевич" того же Гайдая в США продаётся по дназванием: Ivan Vasilievich: Back to the Future.
Любимый фильм с самого-самого юного возраста. Смотрел его огромное количество раз, уже знаешь все реплики даже лучше, чем сами актеры ))) а все равно пересматриваю. Есть в этом фильме, что-то такое, что цепляет и уже не отпускает - никогда.