Семь Футов под Килем
Форма входа
 
Приветствуем тебя, корсар Юнга!

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Логин:
Пароль:


Купить игры
 




Чат
 
500


Статистика
 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 1 из 11
Форум » Жизнь на суше » Общение » История » Честь мундира (только для тех кто хочет стать офицером)) шутка)
Честь мундира
demkopiratesДата: Понедельник, 15.11.2010, 10:11 | Сообщение # 1
Капитан II ранга
Группа: Корсар
Сообщений: 493
Награды: 36
Репутация: 32
Статус: В открытом море
ЧЕСТЬ МУНДИРА

В глубокой древности, до возникновения наемных армий, каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на поля сражений или на боевых кораблях в море в том платье, которое носил постоянно. Однако необходимость даже издали отличать свои войска от неприятельских уже тогда привела к стремлению иметь одежду определенного цвета или по крайней мере отличительные знаки.
Начало форменной одежде войск было положено в древнегреческом городе-государстве (полисе) Спарте. Для своей военной одежды спартанцы ввели ношение коротких плащей красного цвета, чтобы кровь, текущая из ран, была менее заметна и не смущала малодушных.
В русской армии еще до петровских реформ одеяние воина считалось признаком его достоинства. Едва ли не первостепенной наградой была одежда. В 1469 году, например, устюжане за мужество, проявленное в сечах, получили от Ивана III триста сермяг и бараньих шуб, удобных для ратных походов.
Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать иерархию военнослужащих и рода войск, появились в армиях Западной Европы уже в XVI веке, а в России — с созданием первой постоянной армии — стрелецкого войска. В середине XVI — начале XVIII века стрельцы одевались в мягкие суконные шапки, отороченные мехом (в бою заменялись шлемами), длиннополые кафтаны красного цвета, высокие сапоги и вооружались пищалями, бердышами и саблями для рукопашного боя.
Петр I, создавший регулярные армию и флот России, ввел для них и единообразное обмундирование. Русский морской костюм, состоявший в основном из элементов голландской морской одежды, — широкополые шляпы, короткие штаны белого или зеленого цвета, чулки и однобортные куртки-бостроги из грубошерстной ткани серого или зеленого цвета — появился с созданием регулярного флота в 1696 году. Но это касалось только матросов и других нижних чинов. Однако официально введены эти первые предметы морской формы одежды были лишь 10 февраля 1706 года. Морские офицеры при Петре I строго регламентированного и утвержденного Адмиралтейств-коллегией мундиpa не имели. Офицерские кафтаны оставались самых различных расцветок и обшивались золотым галуном, причем узор придумывал сам владелец кафтана. Ширина галуна и его протяженность не ограничивались. Особенно роскошным были мундиры у адмиралов, украшавших свою одежду золотым канительным шитьем и мехом соболей, а шейные платки — бриллиантами. Первоначально на флоте единообразную форму одежды имели лишь офицеры и солдаты абордажных команд, то есть морские солдаты (так называли тогда морскую пехоту), у которых было обмундирование армейских полков. Интересно, что первым гвардейским полкам — Пре­ображенскому и Семеновскому — единственным в русской армии был пожалован белый кант, сохранившийся в их форме на обшлагах рукавов и воротников мундиров на долгие годы.
Этот цвет служил для гвардейской пехоты памятью ее участия в первых морских операциях Петра.
Первоначально нижние чины нашего флота должны были сами заботиться о своей одежде, приобретая ее за деньги из получаемого жалованья, которое вследствие этого увеличивалось прибавкою одного рубля на бостроги и на гитаны. Неудовлетворительность такого способа обмундирования сказалась весьма скоро. Нижние чины, получив жалованье, одежды себе не приобретали, и многие из них, как было отмечено в 1705 году в одном из приказов русского адмирала К.И. Крюйса, ходили в наготе. Для устранения этого нарушения Крюйс предлагал начальствующим лицам удерживать из жалованья нижних чинов деньги для покупки необходимого платья. В 1709 году были установлены вычеты на мундир в размере 25 копеек с рубля получаемого жалованья, за которые нижним чинам выдавались «шапки, бостроги, штаны, чулки и чирики (башмаки)», а в декабре 1710 года были определены количество и качество мундирных вещей и сроки их носки. Каждому матросу на два года полагалось: «по паре бострогов со штанами из парусного полотна (канифасных)(1), по паре бострогов (из серых сукон) со гитанами, по паре башмаков с пряжками, по паре чулок, по две рубахи с портами, по шапке или по шляпе, а служащим в морских батальонах (вероятно, сверх обыкновенной обмундировки. — В.Д) полагалось еще на три года по кафтану и по камзолу со гитанами».
Положение 1710 года осталось без перемен до 1718 года, в котором последовало несколько частных изменений в количестве, качестве и сроках носки мундирных вещей. Однако по причине недостатка сумм случалось, что нижние чины не всегда исправно получали положенное им обмундирование. В значительно лучшем положении были «гребецкие команды царя, и знатных особ», личному составу которых полагалось дополнительное обмундирование. Причем флагманам предоставлялось право выбирать цвет и форму карпучи (то есть шляпы) матросам по своему усмотрению: «кто как похочет». Царские (и знатных особ) гребцы отличались особенною щеголеватостью и изяществом костюма. Так, например, в 1722 году царским гребцам раз в пять лет выдавалось «по бострогу зеленому, со штанами; по бострогу тиковому, со гитанами; по карпучу зеленому, по колпачку бархатному черному с кистями золотыми, по три рубахи из макарьевского полотна, по две рубахи из голландского полотна, по одному бархатному галстуку, по три галстука кисейных, по одному парусиновому кафтану с подбоем серого сукна, по штанам парусиновым, по две пары башмаков, по две пары чулок (в том числе по одной гарусных красных, по другой шерстяных васильковых)».
В начале XVIII века во многих армиях, в том числе в русской, появился термин «мундир», который имел собирательный характер всего военного обмундирования и снаряжения, принадлежавшего офицеру или солдату. Существовало даже выражение построить мундир, означавшее приобретение вообще всей форменной одежды, оружия, амуниции и так далее. В конце XVIII века этот термин уже определял лишь верхнюю одежду военнослужащего, причем стало общеупотребительным более широкое толкование термина мундир — как понятия, включавшего в себя особые требования морального кодекса военнослужащего, носившего мундир.
Трудно сказать, но, может быть, именно в этот период и возникло хорошо всем известное понятие, «честь мундира».
Между тем в быту мундир всегда считали принадлежностью парадной формы одежды.
Заготовкой и раздачей мундирных вещей до 1720 года заведовало Адмиралтейство, для чего в 1716 году была учреждена особая мундирная контора; с 1720 года строение мундира было передано в главный комиссариат, а в 1724 году оно снова было предоставлено Морскому ведомству и поступило в ведение Адмиралтейств-коллегий.
Материалы и предметы для обмундирования служащих во флоте большею частью изготовлялись собственными средствами Адмиралтейства, для чего в его ведении находились различные заводы и фабрики. Частично материалы эти приобретались и поставлялись подрядчиками.
«Возлюбленные чада Петра» ценили свое обмундирование. Оно было освящено в битвах с врагами. А сам Петр I считал, что честь мундира — это дисциплина. Легкомысленное отношение к нему или утрата по каким-либо причинам форменной одежды и оружия строго карались. Например, в Морском уставе 1720 года имелась такая статья: «Если кто свой мундир или ружье проиграет, продаст или в залог отдаст, оный имеет быть в первый и другой раз жестоко наказан, а в третий — расстрелян или на галеру сослан быть. А тот, кто у него покупает или принимает такие вещи, не токмо, что принял или купил, безденежно возвратить должен, но и втрое дороже, сколько оное стоит, штрафу заплатить, и сверх того на теле наказан будет».
Трудно сказать, почему Петр I не ввел единообразную форму одежды для корабельных офицеров. Об этом, наверное, знал только он сам, а нам ничего не остается, как строить догадки. Среди морских офицеров было очень много иноземцев, а они, по-видимому, не хотели менять своей старой формы одежды. Может быть, это обстоятельство было указано в контракте, как иногда и нежелание менять поддан­ство. Если вспомнить главную причину введения единой формы одежды в сухопутных войсках, а именно необходимость отличать свои полки от неприятельских на поле боя, то на кораблях она вообще не играла никакой роли, так как корабли различались с помощью соответствующих флагов, а форма одежды экипажа была не видна. Поскольку с деньгами на армию и флот было всегда туго, может быть, Петр I оставил переобмундирование морских офицеров до лучших времен. Петр I умер в достаточно молодом возрасте; и многие реформы, начатые им, в том числе и обмундирование офицеров флота, остались не доведенными до конца.
Годы после смерти Петра I были периодом упадка Российского флота. Длительное время новых кораблей вообще не строили; матросы ходили в изодранной одежде, а офицеры, несмотря на решение специальной Воинской морской комиссии, созданной под председательством адмирала П.И. Сиверса в начале царствования Анны Иоанновны — сделать и впредь иметь мундир из василькового сукна с красною подкладкою, — продолжали вплоть до 1735 года носить старые мундиры. Это была первая попытка ввести форму одежды для офицеров Российского флота.
В 1735 году для штаб-офицеров флота были введены зеленые кафтаны с красными отложными обшлагами и подбоем, красный камзол с белым подбоем и штаны из красного сукна. Кафтан и камзол обшивались золотым галуном, украшались массивными золочеными пуговицами. Штаб-офицеры носили черные шляпы, обшитые золотым галуном, и припудренный парик с косицей, стянутой черной тесьмой.
Обер-офицеры имели такую же форму, но без галунов. Всем полагалось носить черные кожаные штиблеты, а на парадах — красные чулки и тупоносые башмаки с медною пряжкою, а также белые нашейные шарфы, жабо и шпагу на левом боку.
Со вступлением на престол Елизаветы Петровны в Морском ведомстве произошли некоторые перемены, затронувшие и форму одежды во флоте. С 1 июня 1745 года морским офицерам было положено иметь кафтан и штаны белого цвета. У кафтана был зеленый отложной во­ротник и зеленые разрезные лацканы с тремя пуговицами, а зеленый камзол был с белым подбоем. И кафтан, и камзол застегивались на медные золоченые гладкие пуговицы.
Галун, служивший ранее украшением мундира штаб-офицеров, с 1745 года выполняет более четкую функцию знаков различия. У обер-офицеров и штаб-офицеров мундир обшивался галуном по борту в один ряд. Кроме того, у штаб-офицеров галуном обшивался камзол.
У флагманов (адмиралов) и кафтан, и камзол обшивались галуном в два ряда — узким и широким. Галуном в два ряда обшивались также обшлага, клапаны карманов и некоторые швы мундира (последние — в один ряд узким галуном).
Летом 1748 года знаки различия получили и нижние чины флота: унтер-офицеры, шкиперы и штурманы. На воротниках их кафтанов появился позумент в один ряд, а на обшлагах — в четыре ряда.
Со вступлением на престол Екатерины Великой вместе с развитием флота изменялась и совершенствовалась морская форма одежды.
С 1765 года для морских офицеров был введен новый белый кафтан с зелеными лацканами, обшлагами, воротником и подбоем, камзол и штаны из зеленого сукна
Для развития чинов среди адмиралов на обшлагах мундира контр-адмиралы имели одну, вице-адмиралы — две и адмиралы — три позолоченные пуговицы. Парадный мундир адмиралов был украшен богатым золотым шитьем и дополнялся шляпой с плюмажем.
Для командиров кораблей и корабельных офицеров в качестве знака различия на левое плечо было введено ношение вытканной тесьмы с кистью золотого или серебряного цвета на конце — прообраз погон и эполет.
Капитаны 1-го ранга по кромке камзола и на клапанах карманов носили широкий и узкие галуны; капитаны 2-го ранга по кромке камзола — один широкий галун, а на клапанах карманов — широкий и узкий; капитан-лейтенанты — на клапанах карманов один узкий галун. Боцманы нашивали на обшлага узкий галун в три ряда змейкою, боцманматы — в два, квартирмейстеры — в один.
Матросская форма состояла из белого суконного кафтана, полосатого тикового камзола и шляпы, а также все того же голландского бострога с зелеными штанами и голландской рубахи с канифасными штанами. В состав матросской формы одежды входила епанча (длинный широкий плащ), которая в зимнее время могла заменяться тулупом.
В царствование Павла I, уже 1 ноября 1796 года, была утверждена новая форма одежды для морских офицеров, и, надо сказать (вопреки бытующему мнению), она была удобнее, дешевле и практичнее. Вместо расшитых золотом екатерининских белых кафтанов офицеры получили темно-зеленый мундир без лацканов с обшлагами того же цвета, белым воротником и белые штаны. К мундиру полагалась чер­ная двудольная шляпа с кистями, висящими с двух сторон, и обшитая галуном. На шляпе также имелся небольшой бант (предвестник кокарды) и пуговица Ношение парика с бугелями и косицей, существовавшего ранее, было обязательно — император вольностей в ношении формы одежды не допускал.
Балтийский флот состоял тогда из трех дивизий. В соответствии с этим были введены и знаки различия. У офицеров первой дивизии нашивки на клапане обшлага были золотые, у офицеров второй дивизии — серебряные, третьей — серебристо-золотые. Такой же расцветки были галунные нашивки и на шляпах. Офицеры галерного флота нашивок не имели вовсе.
Мундир дополнялся камзолом зеленого цвета без галунов. Форма одежды нижних чинов была изменена на два года позже — в 1798 году.
Унтер-офицеры получили кафтан темно-зеленого цвета из сукна с зелеными обшлагами, белый камзол, белые суконные штаны, камзол рабочий тиковый, рубаху рабочую голландскую (между прочим, она входит в комплект рабочего платья матроса нашего флота до сих пор), замшевые перчатки и черные башмаки. Черные шляпы имели с двух сторон шерстяные кисти, черный с оранжевой каймой бант с пуго­вицей.
Матросы имели черные шляпы, голландские бостроги и брюки темно-зеленого цвета, белый камзол с воротником и обшлагами из канифаса.
Читатель уже, наверное, обратил внимание на то, что история русской военно-морской формы, впрочем, как и вся история боевой деятельности и жизни флота, идет рука об руку с историей императоров, самодержцев Российских. В зависимости от отношения того или иного монарха к флоту проводились и его реформы.
Царствование императора Александра I, вступившего на престол в 1801 году, продолжалось почти четверть века и отмечено абсолютным непониманием значения военно-морской силы для России и заброшенностью флота. Царь был неспособен на радикальные преобразования армии и флота в соответствии с новыми требованиями военной науки и техники. Однако, как и его предшественники, он начал преобразования в армии с изменения формы одежды. Одним из первых приказов он ликвидировал во всех родах войск букли и укоротил наполовину косицы. Что касается преобразований в военной форме одежды, то важно отметить, что они совпали с изменением светской моды мужского костюма в Западной Европе. В обиход тогда входил так называемый фрачный костюм с укороченными иолами спе­реди и с длинными узкими фалдами сзади. Каким же образом коснулись нововведения Александра I морской формы одежды?
По высочайшему указу, уже в 1801 году адмиралам и морским офицерам полагалось иметь мундир фрачного покроя прежнего цвета, но «застегнутый на шесть пуговиц в два ряда», со стоячим белым воротником, завернутыми полами и белою выпушкою вокруг пол и обшлагов с клапанами, белый камзол и длинные белые штаны.
В мае 1802 года и для матросов также ввели мундир со стоячим воротником, разрезными обшлагами и клапанами темно-зеленого цвета и такого же цвета брюки, а вместо бострога — так называемую канифасную шинель серого цвета с белым воротником и двумя погонами по цвету дивизии. Рабочая форма осталась прежней. В мае 1803 года для адмиралов и офицеров флота были введены темно-зеленые мундиры, туго облегавшие корпус, со стоячим воротником и фалдами фрачного покроя. При мундире носились шпага и серебряный шарф с длинными концами и кистями. У адмиралов на воротнике и обшлагах появилось золотое шитье — вышитые якоря с якорными канатами, а у штаб- и обер-офицеров — только якоря. Впервые на оба плеча у адмиралов были введены погоны с черными вышитыми орлами.
Капитан-командоры, капитаны 1-го и 2-го рангов носили золотые погоны, капитан-лейтенанты — один золотой погон на левом плече, лейтенанты — погоны из зеленого сукна, обшитые золотым галуном, мичманы погон не имели.
В том же 1803 году для генералов, адмиралов и офицеров русской армии и флота была введена верхняя повседневная одежда — сюртук (суртук, сертук). Название этой одежды произошло от соединения двух французских слов — сюр (Sur) и ту (tout), в переводе означающие на все, то есть на все случаи жизни. Или дословно с французского — поверх всего.
Сюртук плотно облегал фигуру до талии, имел широкие полы, доходившие до колен, высокий стоячий воротник и застегивался по правому борту на шесть пуговиц.
Флотские сюртуки до 1872 года не отличались по своему покрою от общеармейского, сохраняя по-прежнему свой темно-зеленый цвет. С 1860 по 1870 год среди офицеров флота царила достойная удивления пестрота в ношении сюртуков. В зависимости от прихоти хозяина они носились расстегнутыми полностью, с белым или цветным жилетом; полузастегнутыми с отогнутыми лацканами, с фантастическими галстуками и так далее. Упорядочение наступило в 1872 году, когда на морских сюртуках был отменен высокий воротник и утвержден отложной с широкими лацканами. При таком сюртуке полагалось носить белое крахмальное белье, а воротник сорочки должен был быть подвязан черным галстуком. Вне службы сюртук разрешалось носить расстегнутым вместе с белым пикейным и суконным (цвета сюртука) жилетом с малыми приборными пуговицами.
В дореволюционной армии существо-I вал кроме мундира так называемый вице-мундир, или вицмундир, как парадно-выходная форма одежды. Термин вицмундир появился в первой четверти XIX века, когда для всех родов войск окончательно были введены эполеты. Вицмундир, по покрою в точности повторявший мундир, носили без эполет, но с небольшими поперечными контрпогончиками из золотого или серебряного галуна, без шитья на воротнике и нарукавных петлиц. В 1912 году при введении в армии формы одежды, в значительной степени копировавшей существовавшие образцы времен Отечественной войны 1812 года, вицмундир был тем же парадным мундиром, но с отстегнутым нагрудным лацканом.
С 1810года при вицмундире было разрешено ношение кортика, а при парадном мундире — только морской сабли, которую ввели в 1811 году.
К концу XIX века военным чинам Морского ведомства были присвоены мундиры: двубортные, застегивающиеся на восемь пуговиц, — для адмиралов и генералов флота, а также для офицеров Гвардейского флотского экипажа; двубортные мундиры, застегивающиеся на шесть пуговиц, — для штаб- и обер-офицеров флота; однобортные мундиры, застегивающиеся на восемь пуговиц, были положены адмиралам, генералам и офицерам, состоявшим в свите Его Величества (так называемая свитская форма одежды)(2). Все мундиры имели стоячие воротники с золотым или серебряным (на свитских мундирах) шитьем Всем военным чинам Морского ведомства, которым полагалось иметь вышитые якоря или петлицы, следовало иметь в середине отверстия рымов якорей и на верхних концах петлиц по одной пуговице, одинаковой с бортовыми пуговицами мундира
Кавалеры орденов первых степеней, ленты которых носились под мундиром, имели с левой стороны его, спереди, поперечный прорез несколько ниже талии для пропускания наружу концов ленты со знаком ордена.
На мундирах лиц свиты Его Величества (кроме флигель-адъютантов) шитье на эполетах было с блестками, на всех же прочих мундирах адмиралов, генералов, штаб- и обер-офицеров Морского ведомства эполеты были галунные. Мундиры носили с морской саблей.
Нужно сказать, что вплоть до 1910 года во всей морской официальной документации, относившейся к вопросам формы одежды как офицерского, так и рядового состава, неизменно указывается темно-зеленый цвет морских мундиров. И в то же время, начиная с XX столетия практически никто из офицерского состава не носил обмундирования старой темно-зеленой окраски, предпочитая ей черный цвет. Позднее к обмундированию была добавлена плащ-накидка. Официально черный цвет морского мундира ввели незадолго до начала Первой мировой войны.
Двубортный парадный мундир со стоячим воротником в военно-морском флоте вновь был введен в 1943 году. Носили его при парадной (с саблей) и парадно-выходной (с кортиком) формах одежды. Двубортный мундир был также веден для воспитанников Нахимовских училищ. В 1951 году для офицерского состава Военно-морского флота вместо закрытого мундира введена двубортная открытая парадная тужурка с золотым шитьем на отложном воротнике с нарукавными нашивками «от шва до шва» (с 1997 года нарукавные нашивки на парадной и парадно-выходной тужурках такие же, как и на повседневной). При парадной форме одежды адмиралы и офицеры надевают поверх тужурки и шинели желтый шарф-пояс с кортиком.
С 1 ноября 1811 года введено новое штатное положение — О мундирах и амуничных вещах. В соответствии с ним нижние чины получили фуфайку темно-зеленого сукна с белой выпушкой по воротнику, епанчу (длинный широкий плащ) канифасную на овечьем сукне, черный гал­стук, темно-зеленые брюки. Кроме того, как рабочая форма одежды остались голландская рубаха и канифасные брюки. На темно-зеленых погонах нижних чинов вышивались номера флотских экипажей, суконные пуговицы были заменены на металлические. Нижним чинам полагались ружье со штыком, сумка патронная, ранец и фляга. В летнее время вне строя матросы по-прежнему носили куртки и штаны из полосатого тика (с чередованием белых и синих полос).

О введении на флоте новых головных уборов, пожалуй, есть необходимость поговорить особо.
С петровских времен до наших дней они видоизменялись неоднократно. До XVIII столетия матросы имели шляпы в форме усеченного конуса из поярка(3) с загнутыми вверх кругом всей шляпы полями.
Головной убор — фуражка — впервые появился в русской армии в 1797 году. В XVIII и в начале XIX века войсковые соединения выделяли в военное время особых людей — фуражиров — для заготовки продовольствия, фуража, топлива и строительных материалов для кавалерий­ских и артиллерийских частей. Выполнять эти обязанности в шляпах было крайне неудобно. Тогда и появились впервые выдаваемые фуражирам так называемые фуражные шапки, представлявшие собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам. В таком виде фуражная шапка напоминала современную пилотку. Фуражная шапка (фуражирка, фуражечная шапка), изменившая свой покрой и принявшая все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью, введена в ноябре 1811 года как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота (при этом сохранились кивера и каски, а у офицеров шляпы). Это были темно-зе­леные фуражки-бескозырки с тремя белыми кантами: одним по верху и двумя по краям околыша. В 1834 году на околышах нижних чинов на больших портовых, или так называемых ластовых, судов и рабочих экипажей наносились номера экипажей или заглавные буквы части и команды. Буквы были просеченные, с подкладкой желтого цвета Только через десять лет, в 1844 году, на околышах фуражек нижних чинов всего Военно-морского флота России появились надписи номеров рот.
Кроме бескозырок, в 1855 году были введены для парадной формы фуражки с козырьками, на околышах которых крепились гербы или кокарды. Через два года, в 1857 году, матросская фуражка уступает место черной клеенчатой широкополой шляпе с впервые надетой по околышу лентой. Шляпы имели небольшие наушники и тесьму для завязывания под подбородком. Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен, близких ленты с вышитыми словами молитвы, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что любящая рука матери или невесты, вышивавшая спасительную молитву, незримо оградит его от всяких бедствий на море. Иногда на ленте рисовалась краской над­пись с именем любимой или со словами, определявшими характер ее владельца: Не тронь мет, Храбрейший, Морской бродяга к так далее. В 1872 году ленты появи-лись на фуражках. До этого времени на околышах матросских фуражек, как уже говорилось выше, ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном.
Таким образом, с 1852 по 1872 год нижние чины морского флота носили фуражку-бескозырку без ленты, а при парадной форме — круглую лакированную шляпу с лентой, которая впоследствии перешла и на бескозырку. В ноябре 1872 года специальным приказом генерал-адмирала («начальника всего флота и Морского ведомства») уже точно определился тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах. Приказом генерал-адмирала 19 августа 1874 года была объявлена новая форма одежды. С тех пор и уже на долгое время были установлены фуражки-бескозырки черного цвета с белой шерстяной выпушкой (кантом), черными лентами и названием корабля или номера экипажа на нем, а также с кокардой, укреплявшейся на тулье. Тогда же были утверждены продолговатый шрифт надписей на ленте и ее длина — 140 сантиметров.
С 8 июля 1878 года матросы Гвардейского флотского экипажа и матросы кораблей, комплектовавшихся личным составом этого экипажа, стали носить на фуражках-бескозырках черно-оранжевые Георгиевские ленты с надписью «Гвардейский экипаж». В ознаменование достославного участия черноморских экипажей в обороне Севастополя морским чинам этих экипажей также были пожалованы Геор­гиевские ленты. Существует мнение, что черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты повторяют бывшие династические цвета. Это неверно.
Исторические геральдические цвета русской монархии — золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых цветов Георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый — цвет пламени, черный — цвет пушечного и ружейного порохового дыма.
После Октябрьского переворота форма моряков Рабоче-Крестьянского Красного Флота оставалось без изменений. В 1921 году был утвержден образец обмундирования для военных моряков: для командного состава — фуражка и зимняя шапка, пальто (с 1925 года — шинель) цвета маренго, черная тужурка и брюки, темно-синий и белый китель для краснофлотцев — фуражка-бескозырка, пальто (с 1925 года — шинель) цвета маренго, черный бушлат, темно-синяя фланелевая и белая рубахи с синим воротником, тельняшка, черные брюки и рабочая одежда из серой парусины. Бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям — стали несколько уже околыш и канты, уменьшена длина ленты, а вместо названия корабля на лентах появилось название флота. В 1923 году для краснофлотских лент был утвержден единый кубический шрифт, существующий и до сих пор. Лента служила (да и теперь служит) для обвязывания под подбородком вокруг шеи, чтобы бескозырку не сдуло ветром. Особой лентой на фуражках матросов военно-морского флота является лента Гвардейских кораблей, утвержденная вместе с Гвардейским знаком в 1943 году. Эта лента имеет расцветку ленты ордена Славы из чередующихся традиционных полос оранжевого и черного цветов.
В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1923 году была введена черная, без белых кантов, мягкая краснофлотская фуражка с лентой и металлической эмблемой. Знак-эмблема у краснофлотцев в 1924 году заменен общевойсковой красной эмалированной звездочкой. В 1933 году мягкий образец фуражки заменен твердым, с проволочным каркасом в полях.
В 1939 году краснофлотская фуражка-бескозырка вместе с командирской фуражкой с козырьком получила по верху и низу тульи белые канты. С 1973 года эмблема на бескозырке матросов и старшин срочной службы (так же как и на шапках-ушанках) представляет собой красную эмалированную звездочку, обрамленную золотыми металлическими листьями.
Почти все элементы матросской формы — рубаха с отложным воротником, брюки особого покроя, некоторые виды тельняшек — были заимствованы в основном в Голландии, и лишь бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала при­знание во всех флотах мира.
Тем, кто носит бескозырку, она напоминает о славном боевом прошлом нашего флота. Бескозырку носил легендарный разведчик, герой обороны Севастополя (1854—1855) матрос Петр Кошка... В годы Великой Отечественной войны советские моряки, сойдя с кораблей и став пехотинцами, бережно хранили бескозырки и в жаркий момент боя, пренебрегая опасностью, надевали их вместо касок. Зажав в зубах ленточки, со связками гранат бросились под фашистские танки морские пехотинцы Иван Красносельский, Даниил Одинцов, Юрий Паршин и Василий Цибулько, последовав примеру политрука Николая Фильченкова...
Что касается офицерской морской фуражки, то в дореволюционном флоте (наравне с общеармейской) она появляется в 1812 году как фуражка темно-зеленого цвета с тремя белыми кантами и черным лакированной кожи козырьком. Изменив лишь свой цвет на черный в 1884 году, фуражка просуществовала до Февральской революции, когда в апреле 1917 года была заменена мягкой, французского образца черной без кантов фуражкой с прямым козырьком, золотым шнурком, эмблемой и черной муаровой лентой по околышу. Последняя никогда до этого в русском флоте не носилась. Возникла черная лента впервые у англичан, когда в Трафальгарском бою (1805) меткой французской пулей был убит на палубе своего флагманского корабля «Виктори» английский флотоводец вице-адмирал Г. Нельсон. В знак траура британские офицеры повязали на тульях своих шляп креповые черные повязки, а матросы — черные шейные платки-галстуки, до сих пор сохраняемые в форме одежды английских матросов...
В течение ста с лишним лет, с начала XVIII века, шляпа-треуголка была основным головным убором генеральского, адмиральского и офицерского состава русской армии и флота. По числу галунов на шляпе, по отделке ее бортов кружевами различались ранги служебного старшинства (старшинство определялось в XVIII веке, кроме шитья на треуголке, еще и количеством галунов по борту кафтана и камзола, а также по количеству пуговиц на обшлагах). В XIX веке прежняя треуголка, изменив свой фасон, была (наряду с появившейся фуражкой) наиболее распространенным головным убором. С 1868 года треугольные шляпы были исключены из табели формы одежды офицеров и генералов армии и были оставлены лишь для офицеров и адмиралов флота вплоть до 1917 года Шляпа была принадлежностью парадной формы одежды.
В начале XIX века на флоте появился кивер как головной убор личного состава Гвардейского флотского экипажа, морских батальонов и военно-морских учебных заведений: Морского корпуса и Училища корабельной архитектуры. Кивера изготовлялись из жестко выделанной кожи, иногда сукна, украшались спереди бляхой (эмблемой) или особым знаком, имели наверху украшение (называвшееся султаном, иногда помпоном). Над нижним краем кивера укреплялся чешуйчатый, из медных бляшек, подбородный ремень и кожаный черного цвета козырек. Наиболее распространенной была форма усеченного конуса с широким основанием, носимым уширенной частью вверх (до 1840-х годов), а позднее, наоборот, уширенной частью книзу. Вес кивера в некоторых образцах достигал двух килограммов при общей высоте с султаном до 60—70 сантиметров. К 1820 году кивер был дан вообще всем флотским частям и носился как при парадной, так и при служебной форме одежды. Так, например, 14 декабря 1825 года на Сенатской площади как офицеры, так и матросы Гвардейского флотского экипажа были в киверах. Кивера были отменены в 1855 году.
В 1910 году во флоте для команд кораблей, находившихся на зимовках, были введены так называемые драгунского образца зимние шапки с овальным черного сукна донцем, обшитым белым кантом.
Уместно вспомнить, что первый образец подобного зимнего головного убора использовался известным норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном в его дрейфе во льдах Северного Ледовитого океана на судне «Фрам» (1893—1896). Поэтому иногда в литературе встречается название нанссновская шапка.
Морские зимние шапки полагались лишь 1/3 команды корабля (на одну боевую смену) только при несении наружных вахт в холодное время года и в личную собственность матроса не поступали.
В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте теплые зимние шапки-ушанки черного сукна с черным же мехом введены для краснофлотцев в 1926 году. Верх шапки у рядового и старшинского состава сделан из черного сукна с ватной подкладкой, а у командного состава — теперь уже из кожи черного цвета. С 1973 года меховые шапки капитанов 1-го ранга и адмиралов имеют кожаные козырьки, а у адмиралов — козырьки с шитым золотом орнаментом. На передней части околыша меховой шапки укреплена эмблема (с 1998 года козырьки на зимних шапках отменены).
Говоря о военном костюме на флоте эпохи Александра I, нельзя не упомянуть о форме одежды Гвардейского флотского экипажа. В 1807 году при встрече в Тиль-зите на реке Неман двух императоров — Наполеона и Александра I — последний обратил внимание на гребцов шлюпки Наполеона. Огромный деревянный плот, на котором происходила историческая встреча, стоял на якоре посреди реки, и императоров доставляли туда на шлюпках. Французские гребцы были из состава Гвардейского флотского экипажа, созданного Наполеоном. Их выправка, манера грести и форма одежды понравились Александру I. Возвратись в Петербург, он не забыл об этом, и 16 февраля 1810 года по указу императора из команд придворных гребцов и экипажей царских яхт был создан Гвардейский флотский экипаж как самостоятельная воинская часть, причисленная к гвардии. Из личного состава экипажа стали формироваться команды царских яхт и отдельных кораблей.
Гвардейскому флотскому экипажу была определена особая форма одежды: летняя, введенная во флоте в 1801 году, и зимняя — такая же, как для сухопутных Гвардейских полков, но с некоторыми различиями в сочетании цветов.
Морской костюм Гвардейского флотского экипажа представлял собой двубортный мундир темно-зеленого цвета, приближавшегося к черному, с двумя рядами пуговиц, высоким стоячим воротником и фалдами фрачного покроя, туго облегавший корпус. Длинные брюки могли быть белого и черного цветов в зависимости от времени года.
Адмиралы и офицеры носили золотые эполеты с красной выпушкой, присвоенной Гвардейскому экипажу. На эполетах адмиралов были орлы, вышитые черным шелком, с синим крестом Андрея Первозванного; у офицеров, как и в армии с 1830 года, — звездочки в соответствии с чином. Кроме того, эполеты различались по бахроме: на эполетах обер-офицеров она отсутствовала, на эполетах адмиралов — из толстых, или, как говорили, из жирных, нитей. Фасон мундиров нижних чинов был подобен офицерскому, но отличался шитьем на стоячем воротнике.
Нижние чины носили красные суконные погоны на обоих плечах. Головным убором как у офицеров, так и у нижних чинов служил кивер. Красная выпушка, присвоенная форме одежды Гвардейского экипажа, дожила до 1917 года, так же как и белый кант на мундирах. Импера­тор Николай I, вступив на престол, не был оригинален: он также сразу приступил к «реформам» по переодеванию армии и флота. С 14 апреля 1826 года введены однобортные мундиры с одним рядом пуговиц. Вицмундиры, как правило, оставались двубортными с двумя рядами пуговиц, то есть как мундиры, но без шитья на воротниках и обшлагах. В праздничные дни, на парадах и в других торжественных случаях офицерам были положены кивера. В конце 1830 года флотским офицерам для различия чинов на эполеты и погоны введены звездочки, а в 1832 году на погоны унтер-офицеров — так называемые поперечники (поперечные галунные нашивки), которые сохранились до наших дней.
http://flot.com/publications/books/shelf/russianfleet/27.htm вся статья не влезла((


Прикрепления: 0891837.jpg(31Kb)


Последний же враг истрибиться-смерть!


Сообщение отредактировал demkopirates - Понедельник, 15.11.2010, 10:13
logitechДата: Воскресенье, 20.03.2011, 10:51 | Сообщение # 2
Капитан II ранга
Группа: Корсар
Сообщений: 439
Награды: 24
Репутация: 51
Статус: В открытом море
Статья занимательная, но не хватает, картинок с этими мундирами!
КовальскиДата: Воскресенье, 20.03.2011, 12:41 | Сообщение # 3
Капитан I ранга
Группа: Корсар
Сообщений: 500
Награды: 20
Репутация: 49
Статус: В открытом море
Начиная с 1699 г.военная форма и правила ее ношения устанавливается первоначально для гвардейских (потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских полков.
В 1712 г. свою форму получили и артиллеристы. К окончанию Северной войны окончательно сформировался общий стиль русской военной формы. Гвардейская и армейская пехота носили темно-зеленные кафтаны, драгуны - синие, артиллерия - красные. С этого периода военная форма русской армии развивалась и совершенствовалась в традиции общеевропейских тенденций. В последующие царствования при Анне Иоанновне была утверждена форма одежды для конного лейб-регемента (конной гвардии) и вновь формируемых кирасирских полков. При Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии - гусарских полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой гамме. В начале царствования Екатерины Великой военная форма не претерпела значительных изменений. Были лишь отменены нововведения, введенные в краткосрочное царствование ее мужа Петра III.
В 1786 г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того времени. Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только цветом. В качестве мундира была введена удобная короткая куртка, узкие брюки заменялись свободными шароварами обшитыми до середины голени кожей, вместо неудобной в походе и в бою войлочной шляпы, воины получили сферическую каску того же материала с поперечным плюмажем. Новая форма вводилась только в армейских полках. Гвардия носила прежние мундиры. Нововведение являлось безусловно прогрессивным и опередило свое время на несколько десятилетий. С воцарением сына Екатерины Великой - Павла I, в армии в срочном порядке стала вводится военная форма в основном копирующую форму армии Прусского королевства. Расцветка мундиров сохранила традиционные для русской армии оттенки, за исключением артиллерии, которая получила темно-зеленные мундиры пехотного образца с черным приборным сукном и красными выпушками, ставшими с тех пор традиционными для этого рода войск. Каждый пехотный и кавалерийский полк получил свои приборные цвета. Историки дружно осудили Павла за введение новой, якобы "неудобной" формы, хотя она полностью соответствовала современным европейским тенденциям, при этом забывая о том, что именно при нем армия получила новый вид обмундирования - шинель, взамен зимнего шерстяного плаща - епанчи.

Источник____http://cris9.narod.ru/uniform.htm


Мир квадратный, за углом пересечемся
ДегвеллоДата: Среда, 11.07.2012, 08:42 | Сообщение # 4
Пороховая обезьяна
Группа: Пират
Сообщений: 305
Награды: 18
Репутация: 37
Статус: В открытом море
Ковальски, Забыл упомянуть Блицкриг тех времён - козаков. Понятие козачие, козакование означает степной промысел. Потомков сармат, скифов, готов невозможно было смутить каким-то нашествием маголов - сами такие, только ушлые.
Козаче вверхи(сечевой наёмник) - рванина, дикий вид, в истории описан случай когда козаки голые с древьём скакали на строй пехоты и пехота польская бежала "от диких зверей".
Про Кубанцев - сами напишут Pirat6
А сечевого козака форма - шальвар-штаны - турчин научил ногами драться, шёлковые, рубаха льняня, кушак (чем больше серебра - тем больше козак голов отрезал), крест кипарисовый из Царьграда и сапоги из турчиных шкур. Атаман - тот кто первый в атаку лезет, Гетман - голов нарезал досхочу и подумал - а может с ними ещё и говорить можна? jokingly
SVAROGДата: Понедельник, 19.01.2015, 08:32 | Сообщение # 5
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2106
Награды: 40
Репутация: 522
Статус: В открытом море
Отдание воинской чести, как и строгое соблюдение других форм воинской вежливости, является свидетельством крепкой дисциплины, порядка и организованности в частях и на кораблях. Человек в военной форме — человек особой судьбы, особого долга. Форма одежды, знаки различия, награды — все это является внешним выражением чести и достоинства солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов. Честь мундира — это не только прошлое и настоящее офицера, но и его будущее. Ведь недаром говорят: «Береги честь смолоду».


С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!
SVAROGДата: Воскресенье, 23.08.2015, 17:47 | Сообщение # 6
Контр-адмирал
Группа: Корсар
Сообщений: 2106
Награды: 40
Репутация: 522
Статус: В открытом море
«Бессмертные» с копьями, изображённые на стене дворца Дария I в Сузах. Около 510 года до нашей эры Янычары Римские легионеры (реконструкция Военная форма: 1.Армии Курфюршества Бранденбург, 2.Французской армии Людовика XIV, 3.Армии принца Евгения Савойского, 4.Армий Швеции и России (периода Северной войны), 5.Прусской армии Фридриха Великого, 6.Австро-Венгерской армии Марии-Терезии, 7.Русской армии (периода Семилетней войны), 8.Британской армии (периода американской революции) Военная форма: 1.Армии революционной Франции, 2.Армии Наполеона I, 3.Британского королевского ВМФ (конец XVIII в.), 4.Прусской армии 1806 г., 5.Армии Брауншвейга 1809 г., 6.Армия Пруссии 1813 г., 7.Австро-Венгерской армии 1813 г., 8.Русской армии 1813 г.,9. Армии Великобритании 1815 г.
Прикрепления: 7528105.jpg(200Kb) · 1702876.jpg(614Kb) · 5851711.jpg(99Kb) · 1348996.jpg(241Kb) · 8834758.jpg(236Kb)



С КЕМ ХОЧЕШЬ,НО ЗА РОССИЮ!
Форум » Жизнь на суше » Общение » История » Честь мундира (только для тех кто хочет стать офицером)) шутка)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright Pirates-Life.Ru © 2008-2016


Семь Футов под Килем - Бухта Корсаров и Пиратов!