"Все ученые верующие" Так считает директор Института математики, академик, профессор Латвийского университета Андрис Буйкис.
Мой собеседник — математик по призванию, хорошо известен в научном мире. Но в Латвии слава его неоднозначна — лет 10 назад он заметно взволновал наше ученое сообщество критикой в адрес так называемой традиционной науки, обвинив ее в непростительном высокомерии по отношению к непознанному, в то время как сама она не способна дать внятные ответы на крупные вопросы: что такое бесконечность, что было вначале... А сегодня все больше ученых умов во всем мире склоняются к существованию Высшего Разума.
— Господин Буйкис, согласитесь, для верного служителя точной дисциплины ваши взгляды выглядят странно...
— "Точная дисциплина" — это распространенное заблуждение. В действительности математика — одна из самых философских наук, потому что она занимается абстрактными вещами. Ее язык — язык формул — очень гармоничен, в нем есть свои законы. Если я вывожу слишком длинные формулы, не ощущая в них симметрии, как в поэзии ритмики, то сразу понимаю, что куда-то вкралась ошибка.
— И все же наука — область консервативная, трудно находиться в оппозиции?
— Сегодня "в оппозиции" находится примерно половина мирового сообщества ученых. Поскольку обнаруженные в последнее время фундаментальные факты невозможно объяснить известными нам законами, ставится вопрос о смене парадигмы науки (системы координат). Старая признает основой мироздания вещественный мир, а сознание считает вторичным. Новая предлагает считать по крайней мере равноправными вещественный мир, энергетический и информационный.
— Какие же открытия заставили ученых сомневаться в основах?
— Сомневаться заставляют не столько открытия, сколько противоречия с признанными законами, которые обнаруживаются по мере углубления в науку. Чем глубже, тем больше вопросов. Особенно у тех, кто работает с бесконечностью — жизни, пространства, времени, чисел. Так что не случайно американский опрос выявил 40 процентов верующих среди ученых со степенями, занятых в этих областях — биологии, физике, астрономии и математике.
— То есть уже открытых законов природы оказывается недостаточно для полноценного понимания этой же природы?
— В том-то и дело. И одной из самых больших загадок остается человек. В середине прошлого века нобелевский лауреат по физике Эрвин Шредингер попытался объяснить сущность жизни при помощи фундаментальных вроде бы законов — квантовой механики и теории относительности. Но дальнейшее развитие показало, что это не приблизило нас к пониманию человеческого сознания. Что заставляет некоторых современных ученых считать традиционную науку во многом ограниченной, уж слишком многих вещей она не может объяснить—ту же телепатию, ясновидение, вещие сны...
Биофотоны — научно признанные элементы, из которых состоит живая клетка, открыты всего лет 20 назад и являются широким полем для исследования сознания. Скажем, в момент смерти клетки излучают особое свечение, а свет — это информация. И значит, извещение о гибели навечно фиксируется в недоступной нам пока среде, потому что фотон вечно будет лететь со скоростью света.
В 93-м российский академик Шипов в своей монографии предложил идею торсионных полей (полей кручения), продемонстрировав через уравнения сценарий рождения вещества из невидимого, то есть доказал первичность духа. На практике его коллега академик Акимов обрабатывал торсионным полем алюминий, что подтверждает возможность воздействия полей информационного уровня на вещественный мир.
Самое удивительное открытие конца XX века, сделанное в США, назвали квинтэссенцией — Вселенная расширяется с ускорением. А это по известным законам физики невозможно, и, значит, существует неведомое нам поле, работающее против гравитации. Из этой гипотезы вытекает, что исследованная нами до сих пор видимая материя занимает всего 4 процента (!) от существующей, которая включает еще 26 процентов темной материи и 70 процентов темной энергии. И после этого мы говорим, что много знаем! Наши знания об окружающем мире, по-моему, очень хорошо иллюстрирует притча про то, как трое слепых ощупывали слона и каждый сложил о нем собственное впечатление. Но слон-то как был собой, так и остался.
— Человек может понять лишь то, что позволяет его достаточно скромное развитие — мы ведь даже летать не умеем.
— Но мы сами ограничиваем свои возможности, признавая в основном то, что можем увидеть и потрогать. Ведь если я буду внушать себе, что боюсь высоты, то, подавив свои возможности, не смогу подняться на высокую башню и увидеть много нового.
—Но если на обычного человека свалятся необычные способности, он же не обрадуется, а побежит лечиться.
Вот эта наша ограниченность во взглядах мешает развитию и заставляет втискивать мир в узкие рамки догматов. К примеру, наукой признаны законы движения планет Кеплера, но в большинстве книг забывают сказать, что он серьезно занимался астрологией и вывел их оттого, что умел слышать музыку небесных сфер, — когда планета удаляется по орбите, ее музыка делается тише и усиливается по мере их приближения. Высший Разум обычно выбирает для передачи нам людей подготовленных — многие композиторы и поэты признавались в том, что лишь записывают льющуюся на них информацию. И кто знает, может быть, считающиеся безумными люди на самом деле просто опередили свое время?
— Возвращаясь к открытию квинтэссенции, к чему может привести расширение Вселенной?
— Пока у науки есть два сценария: либо она будет продолжать расширяться и наша солнечная система с постоянной скоростью будет удаляться от других звезд (тогда на нашем небосклоне останется одно Солнце), либо из-за гравитации расширение будет замедляться и со временем все свернется в одну черную точку. О дальнейшем ясных выводов пока нет.
— Что нового думают ученые о человеческом сознании?
— До сих пор исследовать сознание означало исследовать мозг, что вписывается в привычную парадигму о первичности вещественного мира. Но вот в американском Институте математики сердца обнаружили, что нейроны существуют не только в мозге, но и около сердца. И пришли к выводу, что именно сердце принимает окончательные решения, подавать информацию в мозг или нет. Оно контролирует безэмоциональный мозг. И тогда первичность души, чья сущность заложена в сердце, о чем говорят религия и разные эзотерические учения, уже не кажется глупостью.
— Наверное, вера накладывает отпечаток на мышление ученого.
— Так ведь ученые все верующие! Они верят в принятые основные предположения, которые математики называют аксиомами. И раз в основе науки тоже лежит вера, то по большому счету между наукой и религией нет различий.
— Но в академической науке принято верить в то, что можно "пощупать".
— Теперь уже косвенно можно "пощупать" и темную материю, и темную энергию. и. значит, границы доказательств расплываются и спор получается чисто психологическим: в одно верить правильно, в другое — нет. Но все научные открытия поначалу сталкиваются с сильной оппозицией (как было и с теорией Ньютона в свое время), потому что люди с трудом отвыкают от привычных представлений.
—А как с точки зрения новой парадигмы объясняется начало начал и бесконечность?
— Как только наука доходит до крайних вопросов, вразумительных ответов она пока не дает. Простой пример — мы определили плотность Вселенной, она лежит около критического значения. Но мы не знаем, выше него или ниже. Что естественно — нам же не с чем сравнивать, мы знаем только то, что можем увидеть, услышать, пощупать. Как будто какой-то мудрый ум придерживает нашу любознательность, уводит от главного понимания, потому что мы попросту не доросли до таких ответов. Наш же опыт показывает: все открытия в первую очередь попадают в руки людей, облеченных властью, военных и используются для порабощения других. Дай нам сегодня сверхновые фундаментальные идеи, их постигла бы та же судьба.
Мы давно знаем, как уничтожить планету, но никто не знает, как ее спасти — вот о чем надо думать. До сих пор человечество не выработало осмысленного развития, которое обеспечит его долгосрочное существование. Сегодня миром правят деньги, в погоне за ними мы засоряем атмосферу, опустошаем недра, вырубаем леса, чем уродуем климат. Вот новая парадигма ставит духовные ценности выше материальных. Успеют ли люди это осознать? Ответ прост: не успеют — погибнут.
Наука и религия. Атеисты и христиане.
"Не прячьтесь от Бога!"
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей отец Всеволод ЧАПЛИН:
- НАУКА и религия - это две самостоятельные области познания мира. Наука пользуется наблюдениями за природой. Религия же опирается на то, что открывает нам Бог через свое слово (через Священное Писание), через чудеса. Не нужно заставлять человека верить в то или иное религиозное учение. Точно так же не стоит заставлять всех верить в науку и соглашаться с любыми ее выводами.
При всем моем уважении к академику Гинзбургу я не считаю единственно объективными научные знания, а тем более их идеологические интерпретации.
Наверное, нельзя доказать существование Бога, используя только разум и наблюдения за материальным миром.
Но точно так же нельзя доказать небытие Бога. Фактов сверхъестественных явлений достаточно много. А доказательств теории Дарвина практически нет. Однако даже знание об этом не убедило человека в существовании Бога.
Чтобы познать Бога, нужно открыть ему душу, обратившись к нему в молитве. А неверующий же обычно - это тот, кто прячется от Бога из-за гордыни и нежелания менять собственную жизнь, отказываться от чего-то, что стало идолом и заслонило собой Бога. Например, от культа "свободного разума".
Аргументы и Факты, N47, 24.11.2004, с. 20
Религиозность учёных
Истинные учёные, за самыми редкими исключениями, всегда были и остаются людьми религиозными.
"Переберите в своём уме, - говорит один наш русский учёный, - великих поэтов, художников, ораторов как в древности, так и в новые времена, и вы затруднитесь указать среди них безбожников; перечислите знаменитых философов - вы найдёте между ними пантеистов и дуалистов, но не встретите атеистов; припомните первоклассных учёных, и в великом числе их едва найдете трех-четырех, близких к неверию. В числе безбожников можно отыскать учёных, но не многих и не первоклассных, можно указать писателей, но посредственных, можно найти мыслителей, но не гениев" (проф. А. Беляев). Другой учёный высчитал, что 92 процента естествоиспытателей и философов принадлежат к числу верующих в Бога, 6 процентов - более или менее равнодушных к религии и лишь 2 процента идут против неё (Пфеннигедорф). "Полузнайки только остаются вечными материалистами", т.е. безбожниками, - читаем в письме нашего русского поэта Я.П. Полонского к графине С.А. Толстой. Ибо они, добавим словами известного химика Либиха, "хватают верхушки исследования естественных наук и воображают, что имеют право объяснять несведущей и легковерной публике, как произошёл весь свет и жизнь и как много знает человек о самых возвышенных предметах". "Наука же, - говорит другой учёный, Джевонс, - если ею заниматься со смирением и должным сознанием крайней ограниченности наших умственных способностей, может внушать нам только более высокие и более обширные понятия о задачах творения..."
Наш русский исследователь [Кожевников В. Современное научное неверие. С.-Посад, 1912] по вопросу об отношении людей учёных к религии приводит длинный список искренне и глубоко верующих учёных. Уже среди вольнодумного XVIII века список учёных-верующих содержит в себе такие первоклассные имена, как Д. Вернули, Эйлер, Бредли, Цельсий, Уатт, Гальвани, Вольта, Шталь, Гофман, Боэргава, Кавендиш, Линней, Лавуазье, Биш, Бонне, Вернер и др. XIX век список этот сильно увеличил. Даже в последарвиновский период, ознаменовавшийся сильным наклоном в сторону признания за наукой исключительных прав, главные вожди новейшего естествознания, величайшие естествоиспытатели и математики, творцы современного точного знания, в преобладающем большинстве оказываются людьми религиозными, даже искренними христианами и церковниками. Вот их имена: математики и астрономы - Гаусс, Риман, Эрмит, Брюстер, Гершель, Бессель, Медлер, Леверье, Секки, Ламб, Джиль, Уиттекер, Фай, Маундер, Эбней, Р. Бойль, Ньюкомб; физики - Ампер, Румфорд, Коши, Эрстед, Джоуль, Фарадей, 0м, Фрауенгофер, Френель, Р. Майер, Гири, Гельмгольц, Дж. Стоке, Максвелл, лорд Кальвин-Томсон, Беккерель, лорд Рейли, Крукс, Рамзай, Дж.Г. Гладстон, Бальфур-Стюарт, Тэт, Лодж, Тесла; химики - Дальтон, Гей-Люссак, Г. Деви, Авогадро, Берцеллиус, Шеврёль, Либих, Шёнбейн, Девиль, Дюма; биологи-зоологи - Кювье, Жофруа, Сент-Илер, Латрейль, Бланшар, Агассиц, Эренберг, фон Бенеден, Карпентер, Мендель, Леббок, Р. Ланкастер, Мекелистер, Роменс, Уоллес; ботаники - Декандоль, Шранк, Марциус, Броньяр, Шлейден, Линдлей, А. Браун, Шимпер, Лейнис, Ганштейн, Тистльтон-Дайер; анатомы- Гиртль, Р. Оуэн, Флауер; физиологи и медики - И. Мюллер, Кильмейер, Клод-Бернар, Бишоф, Карл фон Бер, Вагнер, Пуше, Чарльз, Белль, Пастер, Листер, Педжет, Окленд.
Немецкий проф. Деинерт Э. в своем интересном труде [Религиозные воззрения естествоиспытателей. Харьков, 1912] привёл свидетельства 423 естествоиспытателей и врачей, начиная с древнейших времён и кончая современностью. Оказалось, что из них 349 являются безусловно верующими, 18 равнодушными к религии и только 9 атеистами.
Протоиерей Михаил Чельцов
Английский ученый–атеист доказал существование Бога
Крупный британский ученый Энтони Флю, известный оппонент религии, заявил, что есть научные доказательства существования Бога.
Последние исследования в области биологии доказывают, «что в процессе зарождения жизни было необходимо участие разума», – это заявление Флю сделал в видеофильме, снятом по материалам научной конференции, прошедшей в США в мае.
Ранее Флю написал в журнале «Philosophy Now», что его атеистические убеждения серьезно поколебались. По словам ученого, на его мировоззрение повлиял католик из Техаса Рой Варгезе. Он написал книгу «Чудо мира», организовал конференцию в Нью-Йорке, где 81-летний Флю впервые увидел результаты исследований, изменившие его взгляды.
«Благовест-инфо»
Австралия. Верующие люди живут более счастливо
Канберра, Австралия.
Христиане счастливее атеистов – такой вывод содержится в исследовании, проведенным изданием «National Church Life».
Результаты исследования были приведены в выпуске «The Age» от 11 декабря. В издании отмечается, что верующие обладают большим чувством смысла жизни, они более подвержены личному росту и настроены более оптимистично.
Верующие также чаще готовы придти на помощь другим, они больше склонны к оказанию благотворительности и выполнению добровольных работ.
«Снижение уровня важности церковной жизни в Австралии и секуляризация такого праздника как Рождество приводят с снижению благополучия общества», – отметил доктор Джон Беллами, участвовавший в проведении исследования.
«Без сомнения, что религия и духовность являются символами надежды человека», – добавил он.
У верующих людей крепче физическое и умственное здоровье, выше уровень самоуважения, оптимизма, заботы об окружающих, чувства безопасности и удовлетворенности жизнью.
Agnuz
Лондон, Великобритания.
Верующие люди счастливее атеистов, согласно исследованию британского психолога
Верующие люди счастливее неверующих. К такому выводу пришел психолог Стивен Джозеф из Университета Уорвика в Великобритании, проводя свое исследование.
Работа доктора Джозефа под названием «Религиозность и ее связь со счастьем: цели жизни и самореализация» была опубликована в журнале «Умственное здоровье, религия и культура».
Опрос, в котором участвовало 57 мужчин и 44 женщины, также показал общую взаимосвязь религии и счастья. Возможной причиной этого называется тот факт, что у религиозных людей больше ощущения цели в жизни, чем у неверующих.
Вместе с тем доктор Джозеф также указывает, что исповедание какой-либо религии является лишь одним из путей определения смысла и целей в жизни человека.
«Люди, уделяющее меньше сил достижению финансового успеха и старающиеся больше проявлять свое чувство общности – в частности, жертвуя деньги на благотворительные цели и помогая другим людям, – являются более счастливыми, вне зависимости от их отношения к религии», – уточнил британский психолог.
Agnuz
Атеизм в опасности - соглашаются философы, интеллектуалы и ученые
Безбожие в опасности. В этом согласны между собой философы, интеллектуалы и ученые. "Атеизм как теория все больше теряет позиции в мире", - говорит теолог из Мюнхена Вольфгарт Панненберг.
Его коллега из Оксфорда Алистер Макграт согласен с ним. Удел атеизма в будущем - "частное мнение отдельных личностей, а не широкое общественное признание, на которое он когда-то рассчитывал", пишет Макграт в американском журнале Christianity Today ("Христианство сегодня"), сообщает The Washington Times. (Перевод материала - на сайте Inopressa.ru). На атеизм обрушились две напасти. Одна из них - это то, что он, похоже, теряет свои научные основания.
Вторая - исторический опыт сотен миллионов людей во всем мире показывает, что атеисты не могут претендовать на высокие моральные устои.
Британский философ Энтони Флу, в прошлом убежденный гуманист, повернулся к атеизму спиной, заявив, что эволюция не может объяснить, как одна-единственная клетка может содержать больше информации, чем целые тома энциклопедии "Британника".
Э. Флу все еще не признает существования библейского Бога. Однако он принял концепцию "разумного сотворения", и переход бывшего посла светского гуманизма к убеждению, что за сотворением Вселенной стоит чей-то разум, впечатляет.
Несколько лет назад европейские ученые только посмеивались, когда исследования в США, например, в университетах Гарвард и Дьюк, выявляли зависимость выздоровления от веры и молитвы. Теперь 1200 исследований в научных центрах по всему миру пришли к тем же выводам.
Другая ахиллесова пята атеизма - это бесчеловечные и безумные поступки, которые совершались от его имени.
"Со временем в рядах атеистов появилось столько же мошенников, психов и карьеристов, сколько и в среде приверженцев различных религий. В лице Сталина атеизм приобрел продолжателя дела испанской инквизиции", - пишет Макграт.